Lada Vesta появилась в модельной линейке уже три года назад, но всё это время страдала от того, что альтернативой обычной механической коробке передач был лишь созданный на её базе простенький робот. И он явно не соответствовал статусу «Весты» — паузы при переключениях были слишком велики, машина дёргалась в пробках, сцепление перегревалось, да и в целом его ресурс был далёк от желаемого.
В прошлом году робот модернизировали, а мы отмечали в ходе нашего теста, что ситуация стала лучше — появился специальный «ползучий» режим для более плавного движения в пробках, диск сцепления стал надёжнее, а переключать передачи коробка начала быстрее. Однако лучше всего АМТ 2.0 работает в более лёгкой «Гранте». К тому же, АМТ 2.0 не была доступна с двигателем 1.6 — а именно 106-сильные «Весты» наиболее популярны. Немудрено, что доля машин с роботом в общем объёме продаж не превышает 10%.
Альянс спешит на помощь
Кто-то наверняка вспомнит, что сейчас продаётся Granta с японским автоматом Jatco, но его внедрять смысла не было — агрегат этот слишком старый, четырёхступенчатый, поэтому тратить время на его адаптацию никто не собирался. Тем более, у альянса Renault-Nissan уже было решение для компактных машин — двигатель HR16DE (он же Н4М), который выдаёт 113 л.с. и 152 Нм, и вариатор Jatco JF015E.
Силовой агрегат уже вовсю используется на ряде моделей Nissan и Renault, а первой вазовской машиной с ним стал кроссовер Lada XRay Cross. Теперь его получила и Vesta — причём не только версии Cross, доступен он уже с комплектации Classic Start Plus, где есть кондиционер, подогрев передних сидений, подлокотник и задние дисковые тормоза (они — у всех машин с вариатором).
Плавность и спокойствие
Поведение знакомо по «ИксРэю», мы уже ездили на нём весной. В городских пробках ездить с вариатором — одно удовольствие! Vesta плавно стартует и уверенно держится в потоке, но иногда при остановках чувствуются толчки, связанные с работой двухступенчатого редуктора. И для светофорных битв SW Cross не подходит — самый тяжёлый вариант «Весты», да ещё с 17-дюймовыми колёсами, не побьёт рекорды: разгон до сотни по паспорту составляет 12,2 секунды.
На трассе тоже стоит чётко рассчитывать силы при обгонах, а максимальная скорость уменьшилась, если сравнивать «Весту» с этим силовым агрегатом и вазовским 1.8 с роботом — 170 км/ч для универсала и 175 — для седана. Однако при обгонах вариатор облегчает задачу благодаря тому, что ему не требуется переключений — он помогает мотору поддерживать нужные обороты коленвала.
Седан быстрее — он разгоняется до сотни за 11,3 секунды, а 16-дюймовые колёса мотору крутить легче, поэтому ощущается он более живым и шустрым. А плавность хода всегда была сильной стороной «Весты» — по раздолбанному асфальту дорожек в предгорьях Кавказского хребта машина идёт фантастически надёжно, без раскачки и ударов. Главное — следить за глубокими ямами, где можно пробить шину. И надо помнить, что картер вариатора уменьшил дорожный просвет на 25 мм.
Расход топлива тоже снизился — у вариатора шире диапазон передаточных чисел, поэтому на высокой скорости обороты коленвала теперь ниже. «Программных» фиксированных передач — шесть. На маршруте из Архыза в Пятигорск у нас в среднем получилось 7,8 л/100 км. Жаль, что в ручном режиме алгоритм переключения оказался не таким, как у «ИксРэя»: от себя — вверх, на себя — вниз.
Кстати, при смене силового агрегата изменили опоры двигателя и выпускную систему, что уменьшило количество вибраций и шумов, а промежуточный приводной вал сделал руль «чище». Поэтому ощущения от «Весты» с вариатором стали более позитивными. Настройки подвески не меняли — алюминиевый блок позволил компенсировать массу вариатора, поэтому сама машина не стала тяжелее.
Почти рестайлинг
Но это не значит, что в «Весте» больше ничего не поменялось. Наоборот — с внедрением вариатора машина получила ряд улучшений, проведена работа с пожеланиями клиентов. Так, у «Весты» появились противотуманные фары с функцией подсветки поворотов, все версии, включая базовые, оснащаются бескаркасными щётками стеклоочистителей, добавился электропривод складывания зеркал, а сами зеркала перестали трястись и вибрировать на скорости, поменяли ограничители хода дверей.
Передние подстаканники стали глубже — теперь из них перестало всё вылетать при активных манёврах. Появился подогрев руля — такие «бублики» обтянуты кожзамом. А комплектация Exclusive стала доступна и для седана — отличается она колёсами особого дизайна, шильдиками, лезвием спойлера на крышке багажника, чёрным потолком и комбинированной отделкой сидений. Есть даже точечная подсветка салона, а особенное спасибо — за подсветку кнопок и разъёма USB сзади.
Так что Vesta год от года становится лучше — в Тольятти признают, что они многое не успели к моменту начала производства, а сейчас проводится работа по доводке. И ещё есть куда расти — например, до сих пор не появились доводчики стеклоподъёмников, пора бы обновить мультимедийный комплекс. И всё это будет! Сюда бы ещё «альянсовский» турбомотор объёмом 1,3 литра — он же ставится на компактные «Мерседесы» и Renault Arkana. Под классное шасси хочется двигатель мощнее.
Главное преимущество сохранилось
Как и раньше, Lada Vesta привлекает ценами! Машина с вариатором (доплата за него составляет 50 тысяч рублей) стоит минимум 736 900 рублей, при этом самый доступный из конкурентов — седан Hyundai Solaris с автоматом и 100-сильным мотором 1.4 продают за 854 000 рублей. Если же сравнивать цены в более «навороченных» комплектациях, то разница с основными соперниками составит от 97 до 191 тысячи. Весомо!
Универсал Vesta SW в принципе не имеет аналогов на рынке, поэтому его доля составляет уже 50% от всех продаж «Весты»! С вариатором он обойдётся минимум в 773 900 рублей. Самые дорогие из обычных версий — это максимальная комплектация Exclusive (924 900 рублей за седан). Она стоит даже больше, чем Vesta Cross — цены на неё начинаются с 882 900.
Так что в Тольятти не зря рассчитывают, что вариатор подстегнёт и без того хорошие продажи «Весты» — рассчитывают они в первую очередь на жителей крупных городов, где напряжённая ситуация с пробками, а заодно намекают на корпоративных клиентов и каршеринг. А робота под капотом «Весты» мы больше не увидим.
У вас есть опыт эксплуатации седана или универсала Lada Vesta? Может быть, даже с роботом? Поделитесь своими впечатлениями в отзывах!