Сегодня автовладельцу, выбирающему покрышки, нужно ориентироваться на два документа: Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (их можно найти в конце любой брошюрки Правил дорожного движения) и технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Статусы этих документов, как и то, что они регулируют, — разные. Для водителя принципиальная разница между ними в том, что за несоблюдение первого документа могут оштрафовать, а вот требования второго можно нарушать безнаказанно. Пока что.
«Шинные» нарушения, за которые штрафуют
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации содержат не так много требований. Некоторые из них актуальны уже более двух десятилетий.
Это требования к глубине протектора: на мотоциклах он не должен быть менее 0,8 мм, на грузовиках — 1 мм, легковых автомобилях и небольших грузовиках — 1,6 мм, автобусах — 2 мм. Зимняя шина должна иметь, как минимум, 4 мм протектора, чтобы обеспечивать минимально надежное сцепление.
Также автомобилистам давно знаком и запрет на использование поврежденных шин, у которых вылезли корд или «грыжа».
Не менее важно обеспечить установленные заводом-изготовителем машины параметры размерности и допустимой нагрузки шин. Узнать их можно в руководстве по эксплуатации. Во избежание потери устойчивости и управляемости на скользком или разнородном покрытии не ставьте разные по размерам, конструкции, протектору покрышки на одной оси.
А вот разные шины на разных осях техрегламент не запрещает, хотя с практической точки зрения это тоже зло, хоть и меньшее. Исключение только одно: нельзя комбинировать ошипованные и неошипованые шины. То есть сэкономить, поставив «шиповки» только на ведущую ось, не получится.
За что не штрафуют?
Законодательно закрепленные «добрые советы» найдем в техрегламенте «О безопасности колесных транспортных средств». Помимо того, что требуют Основные положения, здесь предлагается учитывать еще и индекс скорости шин, которыми комплектуется машина.
Именно в техрегламенте указаны более строгие требования к сезонности колес. Если зимой на легковых автомобилях и грузовиках с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонны предписано устанавливать зимние шины, то летом запрещено ездить только на шипах, хотя зимняя резина не противопоказана. Если уж разорились на зимние (не обязательно ошипованные) шины, то покупайте полный комплект — комбинирование также запрещено.
Важные правила, до которых закон не дошел
Действительно дремучих заблуждений о шинах у автовладельцев все меньше, но есть целый ряд правил, о которых вспоминают редко, хотя их соблюдение в критической ситуации может сыграть решающую роль.
- Возраст шины. Мы еще не готовы покупать новые колеса только потому, что прежние уже состарились, хотя и имеют приличный запас протектора. А зря. Каждый год менять шины на «свежие», конечно, не стоит, но учесть, что значительное ухудшение свойств наступает при возрасте более 10 лет, не помешает.
- Степень износа тоже надо принимать во внимание, чтобы не оказаться на встречной полосе после нажатия на тормоз. Например, если покупаете одну шину взамен «убитой» в неравной борьбе с российскими дорогами.
- Шина, потерявшая все шипы, не становится «липучкой».
- Оптимальное давление, своевременная перестановка шин — про это тоже не надо забывать.
Ну и главное — ни одному самому авторитетному производителю шин не удалось еще победить законы физики. Поэтому, «переобув» машину, не забудьте переключить мозг в зимний режим.
Алексей Лучников
Читайте также
- Porsche для бедных, или История «восьмёрки»
- Китайские электромобили: удивительные итоги продаж
- Иномарка за 500-600 тысяч рублей: изучаем Hyundai Elantra
- Новый RAV4 для России: раскрыты цены и комплектации