НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Боевые машины пехоты XXI века: новое оружие и высокая цена

1 августа 2019 10:00
В наступившем тысячелетии боевые машины пехоты развивались гораздо быстрее, чем танки, которые они уже превзошли по ряду параметров


Похоже, безвозвратно прошли те времена, когда боевые машины пехоты были относительно недорогими и простыми машинами. На фоне современных БМП даже такая незаурядная машина, как российская БМП-3, выглядит бледно, несмотря на её впечатляющий комплекс вооружения. Новейшие БМП давно опередили по массо-габаритным показателям некоторые танки середины прошлого века, а по цене практически сравнялись с ними.

Израиль

Правы были израильские конструкторы, еще несколько десятилетий назад утверждавшие, что в грядущих войнах и военных конфликтах бронетехника станет сложной и дорогой, а поэтому должна быть хорошо защищенной. Кроме того, израильтяне традиционно ставили во главу угла жизнь своих военнослужащих. Благодаря этим факторам на свет появилась одна из самых защищенных, мощных, тяжелых и дорогих БМП современности — Namer. Эта машина стала родоначальником тяжелых БМП. Достаточно посмотреть на российскую тяжелую БМП Т-15, чтобы понять, какая именно машина вдохновила российских конструкторов.

Принятая на вооружение в 2008 году БМП Namer, по сути, является основным боевым танком Merkava Мк.4, но без башни. Вместо неё может быть установлен дистанционно-управляемый модуль с 7,62 мм пулеметом, 12,7 мм пулеметом, 30 мм автоматической пушкой и 40 мм гранатометом. В перспективе машина может получить пусковую установку ПТУР Spike. Namer имеет аналогичное с танком Merkava бронирование, включающее комплекс активной защиты Trophy, способный уничтожать все подлетающие к БМП противотанковые гранаты и ракеты, что делает Namer практически неуязвимой для большинства противотанковых средств.

Единственное, что представляет опасность для израильской БМП, — снаряд танковой пушки, против которой система Trophy бессильна. Но Namer используется в основном для борьбы с противником, который вооружен только гранатометами и установками ПТУР. В нескольких боестолкновениях ещё не оснащенные системой Trophy БМП Namer продемонстрировали выдающуюся защищенность, выдержав попадания из РПГ, противотанковых ракет и близкий взрыв центнера тротила. БМП весит 60 тонн, оснащается американским двенадцатицилиндровым дизелем Teledyne Continental мощностью 1200 л.с., на шоссе может разгоняться до 60 км/ч, запас хода составляет 500 километров, в десантном отделении машина перевозит девять солдат.

Россия

Еще более впечатляющие характеристики имеет российская тяжелая БМП Т-15, построенная на универсальном гусеничном шасси «Армата». Это, скорее, универсальная боевая машина с возможностью перевозки девяти солдат, нежели классическая БМП. Т-15 способна бороться с живой силой противника, его бронетехникой всех видов — от легкобронированной до танков, с воздушными целями, включая ударные вертолеты и беспилотники. Комплекс активной защиты «Афганит» способен уничтожать все противотанковые средства, включая артиллерийские снаряды, кроме того, бронирование БМП Т-15 точно такое же, как у танка Т-14.

Машина весит 55 тонн, оснащается дизельным двигателем мощностью 1500 л.с. и способна развивать скорость до 50 км/ч на пересеченной местности. Дистанционно управляемый модуль «Бумеранг» имеет 30 мм автоматическую пушку, 7,62 мм пулемет и четыре пусковые установки ПТУР «Корнет-ЭМ», способные, помимо бронетехники, поражать и воздушные цели на дальности 10 км и высоте 9 км.

Так как бронирование многих БТР и БМП вероятного противника за последние годы значительно усилилось, то для борьбы с ними 30 мм пушки уже недостаточно. В связи с этим был разработан новейший боевой модуль «Кинжал», оснащенный 57-мм автоматической пушкой, спаренным с ней 7,62 мм пулеметом и двумя пусковыми установками ПТУР «Атака». Данный модуль позволит ещё более эффективно бороться как с наземными, так и с воздушными целями и значительно повысит боевые возможности БМП Т-15. Стоит отметить, что 57 мм пушка способна поражать воздушные цели на дальности до 12 км и высотах до 8 км, а радиолокационная станция Т-15 теоретически способна обнаруживать цели на дальности до 100 км. Как видно, Т-15 уже не просто боевая машина пехоты, какими были советские БМП.

Германия

В ближайшие тридцать лет основной боевой машиной пехоты бундесвера будет Puma, выпускаемая с 2009 года концерном Rheinmetall. Немецкие конструкторы оснастили машину модульной броней, которая устанавливается на БМП в зависимости от выполняемых задач. В полном «обвесе», позволяющем выдержать попадания в лобовую проекцию подкалиберных 40 мм снарядов и подрыв мины с зарядом взрывчатого вещества в 10 кг, Puma весит 43 тонны. Экипаж машины составляет три человека и ещё шесть человек она перевозит в десантном отделении. Дистанционно управляемый модуль оснащен 30 мм автоматической пушкой, 5,56 мм пулеметом и 76 мм гранатометом для обороны машины от пехоты противника в ближнем бою. Многотопливный двигатель MTU мощностью 1100 л.с. разгоняет машину на шоссе до 70 км/ч, запас хода составляет 600 километров.

Несмотря на ряд неоспоримых достоинств, немецкую БМП нередко критикуют за слишком большую цену в 9 миллионов евро, что делает её дороже многих основных боевых танков, большие габариты и при этом небольшое число перевозимых солдат, 30 мм пушку, чей калибр является уже недостаточным для выполнения ряда задач, 5,56 мм пулемет, что нехарактерно для бронированных машин, стандартом для которых является пулемет калибра 7,62 мм, и не всегда корректную работу электроники, коей Puma набита буквально под завязку. Однако интерес к немецкой машине проявили вооруженные силы Канады и Чехии, которые в перспективе могут обзавестись этими БМП.

Швеция

Одним из главных конкурентов немецкой БМП Puma продолжает оставаться шведская боевая машина пехоты CV9040, разработанная фирмой Bofors и принятая на вооружение ещё в 1993 году. Эта БМП очень понравилась многим западноевропейским странам, и вслед за шведской армией её приняли на вооружение Финляндия, Норвегия, Голландия, Дания и Швейцария, причем каждая страна вносила свои изменения в конструкцию машины. Если шведские БМП вооружены 40 мм автоматической пушкой, то некоторые страны предпочли 30 и 35 мм пушки.

CV9040 с максимальным бронированием способна выдержать попадание в переднюю часть корпуса 35 мм снарядов, а боковая броня защищает от осколков 155 мм снарядов и бронебойных пуль калибра 14,5 мм. Два члена экипажа размещаются в башне, а водитель в корпусе машины, десантное отделение способно вместить восемь солдат. БМП весит 35 тонн и оснащается восьмицилиндровым дизелем мощностью 550 л.с., но норвежцам эта мощность показалась недостаточной, и они установили форсированный до 605 л.с. мотор. На шоссе машина способна разогнаться до 70 км/ч, запас хода составляет 320 километров.

CV9040 имеет систему, предупреждающую о лазерном облучении, которая автоматически ставит помехи, также имеется комплекс электронного подавления, создающий помехи и блокирующий передачу радиосигнала на взрывные устройства. Тем не менее, данные средства защиты спасали не всегда, и несколько норвежских боевых машин пехоты было повреждено в результате подрывов на минах в Афганистане. Защитные системы БМП постоянно совершенствуются, и в ближайшей перспективе планируется установить на ней комплекс активной защиты. Мера вполне обоснованная, так как цена CV9040 — чуть более 9 миллионов долларов, поэтому вывод из строя такой дорогостоящей машины, является серьезным ударом по кошельку налогоплательщиков.

Южная Корея

За последние годы южнокорейская бронетехника стремительно вырвалась на лидирующие позиции в мире. Достаточно сказать, что южнокорейскую самоходную гаубицу K9 Thunder приняли на вооружение Норвегия, Финляндия, Польша, Турция и Индия, а танк K2 Black Panther в несколько видоизмененном виде будет выпускать Турция. С 2009 года в Южной Корее производится БМП К21, которая является одной из самых совершенных машин в азиатском регионе.

Разработанная компанией Doosan, южнокорейская боевая машина пехоты весит немного — всего 26,5 тонны. Зато она может плавать со скоростью 8 км/ч. Комбинированная стальная, алюминиево-керамическая броня в передней части машины выдерживает попадание подкалиберных снарядов 30 мм пушки, а бортовая броня защищает от бронебойных пуль калибра 14,5 мм. При этом сама К21 вооружена лицензионной 40 мм автоматической пушкой Bofors и способна с дистанции полтора километра не только гарантированно уничтожить любую легкобронированную технику, но и поразить подкалиберным снарядом танки с броней до 100 мм. Как известно, таких танков немало в армии Северной Кореи и БМП К21 разрабатывалась в том числе и с учетом возможности борьбы с ними. В случае встречи с более современными танками, К21 может использовать две пусковые установки ПТУР. Командир и наводчик находятся в башне, а водитель в передней части корпуса, кроме того, десантное отделение вмещает 9 солдат.

Боевая машина пехоты оснащается десятицилиндровым 750-сильным турбодизелем, максимальная скорость на шоссе составляет 70 км/ч, дальность хода — 450 километров. В настоящее время корейцы работают над улучшенной модификацией БМП, которая получит 840-сильный двигатель и комплекс активной защиты. Южнокорейская БМП имеет неплохие характеристики, а самое главное — её цена не превышает 3,5 миллиона долларов, что делает машину весьма конкурентоспособной на мировом рынке бронетехники.