НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Каким будет T.50 — самый идеальный суперкар в истории

17 июля 2019 11:00
Новое творение легендарного Гордона Маррея появится в 2022 году и будет стоить 2 миллиона фунтов

Современные гиперкары поражают своей мощностью, скоростью и наворотами. Их научили выжимать из каждой капли горючего максимум энергии. Электромоторы, системы KERS, сложный турбонаддув — всё это работает чертовски эффективно. А полный привод, полноуправляемое шасси, молниеносные коробки-роботы, активная аэродинамика и вспомогательная электроника делают этот убийственный потенциал ещё и послушным. Но есть в их характеристиках одна строчка, которую производители не любят упоминать в своих презентациях.

Это масса. В погоне за большими цифрами двигатели становятся всё более мощными, а в угоду эко-трендам — ещё и намного более сложными. В результате вся конструкция получается слишком громоздкой и тяжёлой. Но не все разделяют этот подход. Гордон Маррей ещё в начале девяностых сделал для фирмы McLaren сверхлёгкий дорожный суперкар F1, сразу ставший легендой. И теперь уже от собственного имени британский инженер готовит наследника этой модели, который обещает стать настоящим протестом и бунтом в мире самых дорогих и быстрых спортивных машин.

GMA T.50 в длину всего 4,38 метра — как Porsche 718 Cayman. Легковесность обеспечивает подход, когда каждый бесполезный грамм массы будет ликвидирован. Монокок с клеевыми соединениями сконструирован целиком из карбона, внешние кузовные панели — композитные углеволоконные

Кто такой Гордон Маррей

На русском языке его называют и Мюррей, и Марри, но истина, как обычно, посередине — Маррей. Гордон родился и получил инженерное образование в ЮАР, там же ездил в гонках на болиде собственной конструкции. В 23 года он переехал в Англию, где стал техническим директором формульной команды Brabham. Ей он отдал 17 лет, а взамен получил вместе с коллективом два титула. Потом был аналогичный пост в McLaren и три подряд чемпионства. В 1990 году Гордон Маррей покинул гонки, чтобы сосредоточиться на создании невероятно успешного дорожного суперкара McLaren F1.

В 2007 году Маррей ушёл из McLaren и основал собственное инженерное бюро Gordon Murray Design, которое выполняет дизайн и прототипирование для внешних заказчиков. В 2017 конструктор отмечал 10-летие своего бизнеса, 25-летие McLaren F1 и свои 50 лет в автомобильном дизайне. Тогда-то у него и появилась идея основать ещё одно подразделение — Gordon Murray Automotive. Суперкар T.50 должен стать первой моделью бренда GMA. Правда не очень понятно — а что компания будет строить потом, если её первое же детище по определению должно стать лучшим и непревзойдённым? И вот почему.

Гордону Маррею 73 года, и более 50 из них он занимается разработкой автомобилей, в основном гоночных. Когда у тебя за плечами несколько побед в Формуле и один из крутейших когда-либо созданных автомобилей, ты можешь позволить себе громкие обещания, даже не имея прототипа для показа широкой публике

Уникум среди уникальных

Давайте посмотрим на конструкцию типичного центральномоторного супер- или гиперкара наших дней. Карбоновое шасси-монокок с двумя креслами внутри; около 1 000 сил комбинированной мощности (турбомотор плюс электродвигатели); конфигурация цилиндров — чаще всего V8; развитая (в том числе активная) аэродинамика, «украшающая» силуэт множеством дополнительных поверхностей; роботизированная трансмиссия; часто — полный привод и подруливающая задняя ось.

В T.50 практически всё будет наоборот! Прежде всего, двигатель, построенный по спецзаказу знаменитым британским бюро Cosworth Engineering. Это не V8, а V12, объёмом 4 литра (в пресс-релизе точную величину 3 980 почему-то округляют вниз, до 3.9). Потому что чем больше цилиндров, тем меньше объём каждого, а значит компактнее подвижные детали. Это позволяет безопасно для двигателя достичь очень высоких оборотов — а чем сильнее крутится мотор, тем больше мощности. Двигатель T.50 способен достигать умопомрачительных 12 100 об/мин — до сих пор ни один дорожный автомобиль не был на такое способен, только гоночная техника и мотоциклы. Отдача — 650 сил и 450 Н∙м, что даёт литровую мощность в невероятные 163 л.с.

Гордон Маррей выступал за лёгкую и простую атмосферную конструкцию ещё 30 лет назад при разработке F1 — и остался верен этой инженерной концепции и поныне. Если раньше турбонаддув снижал надёжность конструкции и прозрачность отдачи двигателя, то при нынешнем уровне развития технологий эти проблемы давно решены. Но Маррей всё равно оставил безнаддувную схему, доведя её эффективность до абсолюта. Потому что, по его убеждению, ничто не сравнится с атмосферной тягой по чистоте и незамутнённости отклика. По сути, в дорожном автомобиле будет стоять двигатель похожий на те, что использовали в Формуле 1 в девяностых. Разве один только этот факт не заставляет любого энтузиаста покрыться мурашками?

И пусть мощность по меркам даже массовых суперкаров (вроде Lamborghini Huracan) не запредельная. Секрет в том, что T.50 обещает быть рекордно лёгким среди себе подобных. Наименее тяжёлые машины такого класса (например, Pagani и McLaren) сегодня весят немного больше 1200 кг, а большинство — более 1400. McLaren F1 весил чуть за 1100. А заявленная масса McLaren T.50 — 980 килограммов! И если живая машина действительно покажет на весах эти цифры, то это будет абсолютный рекорд. Ведь всё, что меньше тонны — это территория лёгких трубчатых конструкций вроде Ariel Atom, Radical и прочих Caterham, которые ближе к скоростным квадроциклам, чем к автомобилям.

Гордон Маррей объясняет, что разница между удельной мощностью (количество лошадиных сил на тонну массы) и удельной мощностной массой (количество килограммов на лошадиную силу) — огромная. Если разгон и максимальную скорость можно обеспечить бесконечными лошадиными силами, то за торможение и особенно управляемость отвечают прежде всего килограммы. Создатели не ставят перед собой задачу сделать самый скоростной и динамичный автомобиль, потому что их цель — предельная отзывчивость, живость реакций и лёгкость. Это должно дать вовлечённость и удовольствие от вождения, до этого не доступные ни на одном другом не гоночном автомобиле.

С пропеллером, как у субмарины

Также британский конструктор обещает самую продвинутую активную аэродинамику, которую когда-либо видели на дорожных машинах. Она будет заимствовать решения у формульного болида Brabham BT46B, также известного как fan car (автомобиль с вентилятором) — у него в задней части находился пропеллер, вытягивающий из-под днища воздух и создающий разрежением внушительную прижимную силу. Подобная система с 40-сантиметровым «вентилятором» и мощнейшим диффузором во всю ширину кормы будет и на Т.50. Харизмы автомобилю будет не занимать хотя бы по этой причине!

Разработанный Марреем болид Формулы 1 Brabham BT46B выступил в единственном Гран при Швеции 1978 года и выиграл его с Ники Лаудой за рулём. Команда заявила техкомиссарам, что необычный «вентилятор» с приводом от коленвала через систему муфт и сцеплений необходим для охлаждения агрегатов, хотя на самом деле он генерировал прижимную силу путём создания разрежения под днищем. Его не запретили, но в следующей гонке пропеллера уже не было

Почти все аэродинамические ухищрения будут спрятаны под днищем автомобиля, чтобы сделать кузов идеально гладким и лаконичным — роль антикрыльев, спойлеров и прочих закрылков и воздуховодов будут выполнять приспособления, выкачивающие воздух из-под днища и прижимающие автомобиль к дороге, как присоску. Гордон Маррей говорит, что это важно для чистоты силуэта наследника F1. Как и у прародителя, у новой машины будут подъёмные двугранные двери, заходящие на крышу. И даже посадочная формула как у F1 — на троих: спереди по центру водитель, а чуть сзади по бокам пассажиры.

На этом фоне уже не удивительно, что пуристский автомобиль будет иметь задний привод и сверхкомпактную 6-ступенчатую механическую коробку передач, разработанную вместе с известной в мире автогонок английской фирмой Xtrac. Причём даже не секвентальную, а с обычной Н-образной схемой выбора передач. А вот по тормозам деталей пока нет — известно лишь, что они используют карбон-керамические роторы и моноблочную конструкцию суппортов, а также заявлена некая система регулирования тормозного баланса.

Предшественник T.50 — McLaren F1 —выпускался с 1992 по 1998 годы, а общий тираж составил всего 106 экземпляров. Это самый быстрый автомобиль своего времени по целому ряду показателей и один из самых легендарных суперкаров в истории

Почему это круто

Гордон Маррей уверен, что это будет последний и одновременно величайший «аналоговый» суперкар — автомобиль из уже ушедшей эпохи. В которой остались высокооборотные атмосферники с диким расходом, три педали в ногах водителя и полное отсутствие вспомогательной электроники. T.50 не будет самым быстрым, но сможет дать водителю совершенно особенный кайф, недоступный громоздким машинам с тысячей сил. И несмотря на свою невесомость, это не трековая машина в дорожном обличье, а полноценный гран туризмо — с багажником и сиденьями для троих. Просто очень быстрый и с гоночным, а не спортивным характером.

Автомобили начнут передавать клиентам в 2022 году и всего сделают ровно сотню экземпляров Т.50. Поэтому спрос уже сейчас превышает предложение, несмотря на то, что эксклюзивные и мелкотиражные спорткары сейчас не клепают разве что на Мадагаскаре. Но автомобиль компании Гордона Марри не похож ни на один другой проект современности, поэтому коллекционеры наверняка взвинтят цены с 2 миллионов фунтов до куда более внушительных сумм. Хороший пример — сам McLaren F1, один из экземпляров которого был продан два года назад на аукционе за невероятные 15 млн долларов. Главное, чтобы у компании Gordon Murray Automotive получилось сдержать все громкие обещания.