НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

В России дорожает бензин. Кто виноват и что делать?

3 июля 2019 10:00
Цены на АЗС бьют рекорды. Разбираемся, почему это происходит и можно ли было этого избежать

В конце мая-начале июня 2019 года на заправках наблюдался скачок цен на бензин и дизельное топливо. По официальным данным Росстата, в мае производители бензина подняли цены на свою продукцию на 17,5%. Только за неделю с 3 по 9 июня топливо подорожало на 0,3% в среднем по стране, увеличившись в цене в 58 регионах страны. Сейчас, если верить статистике, литр АИ-92 в Москве стоит примерно 42,45 рубля, бензина АИ-95 — 46,92 рубля, АИ-98 — 52,8 рубля, а дизельного топлива — 45,85 рубля. И, похоже, топливо будет дорожать и дальше.

Цены на бензин в России — это важная социальная тема, которая касается не только автомобилистов. Все прекрасно понимают: если подорожает топливо, то за ним подтянутся и остальные товары, в первую очередь — продукты. Вот только о самой ситуации с дорожающим топливом у наших людей зачастую весьма специфические представления. Мы решили разобрать несколько популярных мифов.

Миф No 1. Бензин внезапно и резко подорожал

Отмотаем «линию времени» немного назад. 20 января 2019 года литр 92-го стоил... 42,26 рубля. То есть в период с января по май бензин не дорожал, а наоборот — дешевел! Но никто этого почему-то не заметил и не стал говорить о «резком падении цен». Еще более интересная картина начинает вырисовываться, если сравнить цены за несколько лет. Так на графике четко видно, что действительно сильное подорожание топлива произошло зимой 2018 года после повышения акцизов. А вот последние полгода бензин стоит плюс-минус одинаково.

Кстати говоря, об очень негативной реакции людей на скачки цен знают не только у нас. Например, в соседней Беларуси цены на бензин тоже растут. Просто местные госкомпании делают это грамотно и поднимают цены очень плавно — всего лишь на одну белорусскую копейку (примерно 30 российских копеек) каждую неделю.

Миф No 2. Цены подняли нефтяники, чтобы побольше навариться на простых водителях

Начнем с простой аксиомы: любой бизнес направлен на получение прибыли. В этом смысле ни нефтедобывающие компании, ни операторы АЗС не отличаются, например, от магазинов или автомоек. Поэтому, конечно, никто не будет заниматься бизнесом себе в убыток.

Однако так ли много зарабатывают АЗС на продаже бензина? В мае 2019 года генеральный директор инвестгруппы «Петромаркет» Иван Хомутов заявлял, что чистая маржа торговли бензином АИ-92 на АЗС упала до 50 коп. за литр, а АИ-95 — 1,9 руб. за литр. То есть с одного 50-литрового бака средняя заправка получит лишь 250 рублей прибыли. Это — совсем немного, если вспомнить, что АЗС еще нужно платить за аренду, электричество, зарплаты сотрудникам и т. д. А на чем же тогда зарабатывают заправки? Как ни странно, на продаже сопутствующих товаров — т. е. запчастей, масла, журналов, кофе, бутербродов и т. д. Считается, что они могут приносить до 70% прибыли.

Но почему же тогда дорожает бензин? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять из чего складывается цена. К её составляющим относятся стоимость добычи нефти, налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), акцизы и расходы на переработку и транспортировку, НДС, затраты на содержание автозаправок и непосредственно сама прибыль. Плюс на цену бензина так или иначе влияют биржевые колебания и инфляция. А еще есть сезонный спрос, профилактика и ремонт НПЗ, отраслевые издержки, мировые цены на нефть и т. д. То есть, факторов много. И, как ни странно, главные из них — это налоги и акцизы. В 2018 году Федеральная антимонопольная служба даже публиковала данные, согласно которым в конечной цене каждого проданного литра топлива налоги составляют около 65%. Так что винить в подорожании одних нефтяников неправильно.

Миф No 3. Власти ничего не делают для удержания цен на топливо

Как раз-таки делают. В 2015 году в России начался так называемый «налоговый маневр», согласно которому экспортная пошлина на нефть постепенно обнулялась, но зато увеличивался НДПИ. Одновременно с этим власти повысили акцизы на топливо, чтобы бюджет не сильно страдал от падения экспортных цен на нефть и было на что ремонтировать дороги. Выросли акцизы — выросла и стоимость бензина на АЗС. И вот для того чтобы сгладить этот негативный эффект, был придуман так называемый демпфер. Суть его в том, что государство выплачивает нефтеперерабатывающим заводам надбавку, которая зависит от разницы средней экспортной цены и стоимости бензина и дизтоплива внутри страны. По-другому эта надбавка называется «отрицательный акциз». А еще между нефтяниками и государством было заключено соглашение: одни не повышают цены на топливо больше, чем на величину инфляции, а другие — доплачивают, чтобы на рынке не возникло дефицита и топливо было доступным.

Таким образом, государство вмешалось, опасаясь социальных последствий роста топлива. С одной стороны, это — приятно. Ведь не будь демпфера, бензин стоил бы гораздо дороже. Но с другой стороны, власти играют в «доброго дядю», который заботится о том, чтобы бензин не был слишком дорогим и водители не злились. Хотя вообще-то именно государство данную ситуацию и породило, подняв акцизы и налоги (не будем забывать и про повышение НДС до 20%, также повлиявшее на стоимость бензина)!

Миф No 4. Нужно вернуть госрегулирование цен на бензин, тогда и бензин не будет дорогим

Как известно, любая проблема имеет очень простое, но неверное решение. Госрегулирование цен — одно из них. Если ввести максимальную границу цен на топливо и ликвидировать рыночные принципы формирования цены (точнее — то, что от них осталось! См. пункты 2 и 3), нарушение саморегулирования неизбежно приведет к дефициту. То есть бензин будет дешевым и доступным, но купить его станет невозможно. В качестве примера можно привести Венесуэлу, где литр бензина в пересчете стоит 0,02 доллара, однако на заправках гигантские очереди.

Но на этом негативные последствия не закончатся. Из-за дефицита товаров власти будут вынуждены ввести ограничения, например, с помощью карточек или талонов (помните времена СССР?). А это в свою очередь породит черный рынок, фальшивые карточки и т. д. Конечно, можно действовать по-другому. Например, государство может субсидировать покупку бензина гражданами (Спойлер: государство уже так отчасти делает. См. пункт 3). Тогда бензин действительно станет доступнее. Но, во-первых, подобные субсидии подстегнут инфляцию, а во-вторых, скачки подорожания станут резкими. Например, в той же Венесуэле цены на бензин не поднимались 20 лет, а после кризиса подскочили в 60 раз. А, скажем, в Туркмении зимой 2018 года бензин резко подорожал сразу на 50%.

Но бензин все равно дорожает. Что же делать?

Прежде всего, разобраться с причиной и следствием. Бензин дорожает из-за объективных причин, а не по прихоти отдельных личностей. В нашем случае увеличение цен связано с целым рядом факторов. В первую очередь, с условиями налогового маневра, а также резким повышением акцизов и НДС. Если снизить (или даже отменить) последние, цены на АЗС неминуемо пойдут вниз. Выходом могло бы стать и введение плавающего акциза, который бы понижался в случае, если цены на нефть снизились. Хотя нельзя забывать, что стоимость добычи нефти в России тоже растет, причем по вполне объективным факторам.

Есть некая иллюзия, что мы — огромная нефтяная держава и что бензин должен быть вообще бесплатным. Это — не так. У нас запасы нефти большие, но не грандиозные. Себестоимость добычи нефти растет колоссально. Уже наступила третичная-четвертичная стадия эксплуатации всех активных запасов: на гигантских месторождениях растет обводненность, приходится идти на большие глубины, плюс — перед компаниями стоят новые вызовы, связанные с освоением новых месторождений. Это — абсолютно иные затраты, и все это будет заложено в себестоимость добычи сырья. Конечно, все это будет заложено и в стоимость нефтепродуктов [бензина и дизельного топлива].
Валерий Бессельпрофессор РГУ Нефти и газа им. Губкина, исполнительный директор нефтегазовой компании NewTech Services

Во-вторых, меры государственного вмешательства — не лучший способ отрегулировать цены. Они дают лишь кратковременный эффект, после чего стоимость неминуемо возвращается к объективным рыночным показателям. А если постоянно субсидировать приобретение топлива, вырастет инфляция. К тому же, не надо забывать: любая субсидия — это деньги из бюджета. То есть в действительности бензин все равно стоит дороже, просто вы оплачиваете его не напрямую, а сначала сделав «взнос» в казну в виде налогов.

Наконец, в-третьих, не нужно путать номинальные цены на бензин с его доступностью. Первый показатель означает стоимость топлива на АЗС в пересчете на мировую валюту (например, доллары), второй — сколько бензина человек может себе купить на среднюю зарплату. И далеко не всегда эти показатели совпадают. К примеру, по номинальным ценам на бензин Россия — совсем не аутсайдер, даже после подорожания. Литр бензина в нашей стране в пересчете стоит около 0,6-0,7 доллара.

Вот только на среднюю зарплату россияне могут позволить себе меньше бензина, чем жители Гонконга и Норвегии, где литр бензина один из самых дорогих в мире и стоит 2,18 и 1,93 доллара соответственно. То есть бороться в первую очередь нужно не просто за абстрактное снижение цен на АЗС, а за поднятие уровня жизни и здоровую экономику. Впрочем, это — тема для совершенно другой статьи.