НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как умирают самолеты: донорство, выставки, уникальные отели

13 февраля 2024 11:00
И одна прекрасная история забытой контрабанды

Самолеты — это дорого

Вопрос будущего самолетов, у которых закончился срок эксплуатации, чуть сложнее вопроса будущего выпитой банки пива. Нельзя просто выкинуть на свалку многотонную машину, напичканную электроникой, драгоценными металлами и другими деталями. К тому же, самолеты — это очень дорого. Например, Boeing 787-9 Dreamliner оценивают в 265 млн долларов, новый Airbus A380 — 432,6 млн долларов.

Источник: legion-media

«Решение о демонтаже чаще всего зависит от того, выше ли стоимость его частей и компонентов, чем у самолета как летательного аппарата», — поясняет Марк Грегори, управляющий директор Air Salvage International, фирмы по авиационным услугам, базирующейся в Великобритании.

Из-за этого критерия многие самолеты даже не проживают отведенного им заводского срока эксплуатации. «Средний возраст самолета, которые мы разбираем, составляет 18 лет. Это сильно ниже технического срока эксплуатации, для которого они разрабатывались. Иногда приходится демонтировать самолеты, которые не отлетали и 10 лет», — говорит Грегори.

Процесс утилизации может занять около восьми недель для пассажирского самолета с узким фюзеляжем, такого, как Boeing 737 или Airbus A320. Чтобы выпотрошить гигантский Boeing 747 или 777 потребуется от 10 до 15 недель.

Мумии из самолетов

Первый этап — слив всех жидкостей, которые есть в самолете. Топливо, противогололедные и гидравлические смеси — все сливают в большие резервуары. Затем в снятые детали закачивается консервирующая жидкость. Сами рабочие сравнивают эту работу с бальзамированием. Более того, отдельные части, залитые консервирующей жидкостью, оборачивают в пластик для сохранности.

В процессе утилизации из авиалайнера удаляют различные компоненты, провода, ковры, шасси, электронные устройства, жидкости, титановые и стальные сплавы и пр. Самое ценное из этого — двигатели и элементы, которые могут быть повторно использованы или восстановлены.

Например, двигатель 20-летнего Boeing 777 может стоить около 3 млн долларов против 30 млн долларов за новый. Есть спрос на элементы шасси, кондиционеры или на кресла авиалайнеров. Например, их скупают киностудии или авиашколы — для обучения персонала. Даже ремень безопасности может быть продан за 25 долларов — гикам, повернутым на коллекционировании предметов авиации.

Процесс непосредственной утилизации самолета начинается с неразрушающего демонтажа. Первым делом откручивают и снимают то, что открутить и снять легко. Сиденья, двигатели, другие внешние компоненты. На этой стадии часто происходят самые разные находки: монеты, мобильные телефоны, кошельки. Однажды при демонтаже за одной панелью нашли пакеты с 3 кг кокаина.

Отели и рестораны

Работы идут до тех пор, пока не останется только оболочка. Ее могут отправить под пресс, а могут продать. Например, все чаще из старых самолетов делают мини-отель или ресторан. Как пример — отель Costa Verde на побережье Коста-Рики, который когда-то был Boeing 727. За 250 долларов за ночь (500 долларов в пик сезона) вы можете спать рядом с тропическими пляжами на самолете, который больше не может летать.