НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Виды горнолыжного транспорта и как им пользоваться

31 октября 2019 10:00
Правила приличия и безопасности на механизмах для перемещения по горе

Чтобы сделать катание на горных лыжах и сноубордах комфортным и разнообразным, на протяжении десятилетий инженеры придумывали самые разные виды горного транспорта. Каждый из них целесообразен на определённой местности и для своих задач. И с каждым действует свой набор правил для безопасного и комфортного перемещения. Рассказываем, что можно и нужно делать на различных подъёмниках (и не только).

Креселка (кресла)

Основной транспорт на склонах. Подавляющее большинство подъёмников на современных курортах представляют собой именно кресельную канатную дорогу. Это быстрое, удобное и вместительное средство передвижения, которое с комфортом доставляет катающихся на любые расстояния, причём не только вверх, но и горизонтально. Например, при транзите над долиной со склонов одной горы на другую. Количество пассажиров — от 2 до 8, безопасность обеспечивается опускающейся рамкой (иногда со спец фиксаторами для детей), а комфорт — опускающимся прозрачным колпаком от ветра и подогревом сидений.

Кресельные канатки плотно опутывают своей сетью всю зону катания. В отличие от частично выстёгивающихся из креплений сноубордистов, лыжники тратят на перемещение с их помощью минимум времени — достаточно лишь перехватить палки, и можно мчать вниз!

Вход всегда осуществляется с лыжами на ногах, а сноубордисты освобождают от креплений лишь заднюю ногу, а передняя остаётся зафиксированной на доске. После турникета, где нужно приложить карточку, из очереди формируются «линейки» пассажиров по числу мест на креселке. Ошибиться невозможно, так как проход на посадку возможен только после того, как пассажиры выстроятся в ряд перед автоматическими воротами. Как только они открываются, нужно толкнуться и проехать несколько метров в зону посадки — лыжи сами замедлятся в нужном месте, но при необходимости можно притормозить палками или свободной ногой (сноубордисты).

При выстраивании на посадку многие стараются сесть своей компанией — это естественно, и к сопутствующим рокировкам относятся с пониманием. Но если друзья далеко, то хорошим тоном будет всё же не пропускать «чужих» в ожидании, а сесть с кем придётся и дождаться «своих» наверху. Ещё нужно помнить, что при выходе с кресел устойчивость у сноубордистов ниже, чем у лыжников, поэтому те по возможности занимают крайние места (чтобы иметь больше пространства для манёвра), а у лыжников принято им эти места уступать.

Если на посадке что-то пошло не так, то сотрудник подъёмника останавливает его до решения проблемы, а после запускает вновь. Если вы в этот момент на середине пути, не нужно паниковать — такие остановки безопасны. После посадки на креселку нужно убедиться, что все удобно уселись, и как можно быстрее опустить защитную рамку. В пути не следует раскачивать кресла, курить, поднимать рамку, а также увлекаться фотографированием и вообще копанием в личных вещах — недаром под подъёмниками в конце дня работники курорта (а также фрирайдеры) находят массу сокровищ — от перчаток и палок до смартфонов и рюкзаков.

При приближении к выходу у верхней станции не нужно слишком рано поднимать защитную рамку — это небезопасно и может напугать соседей. О подходящем моменте проинформирует табличка или хотя бы близость почвы. Когда рамка поднята, а лыжи и доску можно опустить на снег, нужно слегка оттолкнуться от кресла и ускориться в направлении выхода. Негласное правило: новички и сноубордисты стартуют на мгновение раньше. Палки, которые на подъёмнике принято снимать с запястий, можно закрепить в руках чуть позже, перед стартом на склоне. Иногда «кресла» едут вверх с промежуточной остановкой — в таком случае нужно дать выходящим на ней поднять рамку, после чего опустить вновь.

Кабинки (яйца)

Закрытые кабинки вместимостью 6-8 человек чаще всего используются для перемещения катающихся из долины (посёлка у подножия гор) к первой станции, на которой начинается катание. Если отдыхающие хотят забраться на самый верх, то иногда нужно прокатиться последовательно на двух-трёх кабинках, но чаще одна кабинка поднимает на базовую высоту, где начинаются склоны. В отличие от кресельных подъёмников, на «яйца» (как их называют на сленге) следует заходить без лыж/сноуборда на ногах. Снаряды вставляются в специальные крепления на раздвижных дверях снаружи кабинки, а внутрь берутся лишь палки и иногда сноуборды.

Снаружи предусмотрены крепления для шести пар лыж и двух досок. Но в случае, если у вас широкие и/или фристайловые лыжи (загнутые с двух концов), то может не получиться вставить их в один слот, и придётся занимать два — это надо планировать при посадке в кабинку и учёте количества пассажиров и оборудования. В пути можно открыть форточку, а от ветра защищает панорамное остекление из плексигласа. При высадке порядок обратный: сначала выйти и вытащить всё из кабинки, потом достать снаряжение из наружных креплений.

На этих фото хорошо видно, что обычные лыжи влезают в держатель на дверях парой, а широкие и «твинтипы» — иногда только по одной. Учитывайте эту особенность при посадке

Гондола (автобус, троллейбус, трамвай, скотовоз)

Суть большой гондолы примерно та же, что и у кабинки, — доставить пеших лыжников/сноубордистов на большое расстояние из точки А в точку Б. Причём если «яйца» обычно перемещают по горе вверх — из долины к вершине, — то большие гондолы выполняют ещё и роль перемещения толпы катающихся между соседними горными хребтами (зонами катания). Станция прибытия-отбытия гондолы — настоящий шедевр инженерного искусства, где поверхности движутся и трансформируются как по волшебству. Выгрузка прибывших осуществляется через двери на одном борту, а посадка новой партии в обратную сторону — через другой.

Пассажиры ждут гондолу на специальном балконе-накопителе с потрясающим видом на ущелье, над которым протянута канатная дорога. На одном маршруте обычно работают две гондолы, которые катаются в противофазе. Гондолы ходят без расписания, но время ожидания редко превышает 15 минут. Еще столько же может потребоваться пока кабина заполнится (её вместимость — до 100 пассажиров!). Всё оборудование (лыжи, палки, доски) берётся с собой внутрь кабины и держится в руках. В пути гондольеры часто включают музыку, а отдыхающие наслаждаются видами через панорамное остекление. Сидений внутри как правило нет — удобства ограничиваются поручнями.

Некоторые горные трамваи имеют не только закрытый пассажирский отсек, но и открытую площадку на крыше — для любителей острых ощущений. Ведь под ногами в момент трансфера — пропасть глубиной многие сотни метров

Бугель (швабра, палка)

Бугель представляет собой канатную дорогу со свисающими с неё Т-образными поручнями. Иногда на конце палки — тарелка, которую нужно поместить между ног и присесть на неё попой, но такой бугель может перемещать лишь по одному человеку, тогда как Т-образный — по двое. Встречается и третья разновидность — перпендикулярная планка, закреплённая на проходящей сбоку на уровне пояса канатке. На таком бугеле можно подниматься только по одному, а цеплять его надо так, чтобы он толкал сзади в районе ягодиц

Перемещаться на любом бугеле надо с опорой на лыжи/доску. Самые удобные Т-образные бугельные канатки поднимают за раз до двух человек — у каждого под попой по половине горизонтальной перекладины. Подъёмники такого типа используются на склонах для новичков, а также на относительно коротких и немноголюдных трансферах. Часто бугель можно встретить в качестве подъёмника для сноупарка с трюковыми фигурами.

При «ловле» палки важно занять правильную позицию, поймать проезжающую мимо ручку и самортизировать телом первоначальный рывок. Во время подъёма нельзя держать крепление в руках, а также занимать любую позицию, отличную от «стоя перекладина под попой». Важно следить за положением лыж/доски, чтобы не выехать из накатанной колеи и не столкнуться с напарником по подъёму. За 50 метров до финиша обычно висит табличка о том, что скоро вершина, где нужно отпустить бугель и оперативно покинуть эту зону.

Траволатор

Горизонтальная бегущая дорожка, как в аэропортах, используется для короткого трансфера до ближайшего подъёмника из более низкого места. Её секции сделаны из резины или пластика, поэтому не повреждают «скользяк» лыж — такая же подвижная конструкция используется на кресельных подъёмниках, чтобы переместить катающихся от входных ворот к зоне посадки на кресла. Пользоваться траволатором интуитивно просто — необходимо лишь учитывать разницу скоростей при переходе на него с твёрдой поверхности и обратно. Как и в случае с кресельным подъёмником, лыжники перемещаются на траволаторе встёгнутыми в лыжи, а сноубордисты — с закреплённой на доске одной (ведущей) ногой.

Гусеничный транспорт

По горнолыжному курорту можно перемещаться и на специальных машинах. Например, ратраках — эти снегоуплотнительные бульдозеры предназначены для подготовки трасс, но могут выполнять и транспортную функцию. Для этого на них устанавливается открытая или закрытая пассажирская кабина, которая вмещает пару десятков человек с оборудованием. Ратраки при катании используется в основном для заброски фрирайдеров в дикие места, где нет подъёмников.

При движении пассажирам необходимо держаться за поручни и борта и крепко фиксировать своё оборудование. Это связано с тем, что «сноукэт» способен штурмовать очень крутые уклоны, и удержаться внутри открытого кузова бывает непросто. Ещё одна опасность — гусеницы, в которые может зажевать одежду или оборудование. Аналогичные правила справедливы для снегоходов, которые используются для подъёма любителей фрирайда в глухие места на горе, а также для эвакуации пострадавших на склонах. Для повышения вместимости со снегоходами используют специальные прицепы-люльки.

Наземный транспорт с ДВС (скибасы и частные трансферы)

Наконец, самое банальное — наземный трансфер на горнолыжном курорте. Расположенные вдали от подъёмника отели и шале часто имеют свои небольшие микроавтобусы для бесплатной доставки отдыхающих к горе. К ним нужно выходить полностью экипированным для катания, а водитель поможет с погрузкой лыж и досок в багажник или специальные держатели для экипа — в салон берут только шлем и рюкзак. Не стоит стесняться повредить пол лыжными ботинками — этот транспорт приобретается отелем с расчётом на такую жёсткую эксплуатацию.

Автобусы (так называемые ски-басы) — это муниципальный транспорт курорта курсирующий между соседними городками и нижними станциями подъёмников всей зоны катания. Платить за проезд или не надо вообще, или достаточно предъявить скипасс (карточку для прохода на подъёмники). В автобус заходят полностью экипированными, но со всем оборудованием прямо в салон. Нужно помнить о правилах безопасности, чтобы не нанести пассажирам травму палками или кантами — фиксируйте экип и держите его на виду.

Читайте также: