Дизели проигрывают
Пожалуй, это главный итог 2018 года — спрос на дизельные двигатели стремительно сокращается. Конечно, виноват в этом «дизельгейт». И пусть скандал случился еще в 2015 году, однако настоящие проблемы у производителей начинаются только сейчас — всего за один год доля дизельных автомобилей снизилась до 36%, что сразу на 8% меньше, чем в 2017 году (и на 19% меньше по сравнению с 2011 годом, когда был зафиксирован пик спроса на дизели). Бензиновые машины при этом имеют 57% рынка — на 7% лучше показателя прошлого года.
Конечно, винить один «дизельгейт» и концерн Volkswagen в том, что покупатели разочаровались в дизелях, будет глупо. Удар моторам на тяжелом топливе нанесли также гибриды, которых становится все больше. Такие экономичные версии есть сейчас почти у всех производителей, цены на них вполне адекватные, а расход топлива порой даже меньше, чем у дизелей. Да и про электрокары забывать не надо.
Электрокары набирают силу
Электрокары и гибриды серьезно увеличили долю — с 4,8% до 6,1%. А, например, в Норвегии такие модели вообще занимают треть всего рынка. Для сравнения, 10 лет назад на электрокары и гибриды приходилось всего 0,5% продаж.
Самым популярным электрокаром в Европе является Nissan Leaf (38,7 тыс. машин). На втором месте Renault ZOE (38,1 тыс. машин), далее электрический Volkswagen Golf (21,1 тыс.), BMW i3 (18,1 тыс.) и Tesla Model S (16,4 тыс.).
Среди подзаряжаемых гибридов лидирует Mitsubishi Outlander (23,1 тыс.), а среди обычных гибридов — Toyota Yaris (129 тыс.).
С VW все в порядке
Главная автомобильная марка в Европе — Volkswagen. В общей сложности европейцы купили 1,75 млн «Фольксвагенов». Причем немцы, несмотря на все проблемы с дизельными двигателями, сумели увеличить продажи на 3%. На втором месте Renault (чуть меньше 1,1 млн), а на третьем Ford с результатом 1 014 190 машин. Причем обе фирмы потеряли (4% и 3% соответственно). В пятерку также вошли Peugeot и Opel/Vauxhall, а следом за ними идут Mercedes-Benz, BMW и Skoda.
Марка | 2018 год, шт. | Динамика |
Volkswagen | 1 746 411 | +3% |
Renault | 1 099 289 | —4% |
Ford | 1 014 190 | —3% |
Peugeot | 971 174 | +5% |
Opel/Vauxhall | 882 361 | —6% |
Mercedes-Benz | 879 907 | —3% |
BMW | 812 936 | —1% |
Skoda | 724 568 | +3% |
Audi | 721 580 | —12% |
Toyota | 706 293 | +4% |
Главная модель
Самым популярным автомобилем стал... Конечно же, Volkswagen Golf. И пусть спрос на эту машину сократился на 8%, но запас прочности у «Гольфа» огромный. Судите сами — Golf купили в Европе 445 тысяч человек, а идущий на втором месте Renault Clio разошелся тиражом 336 тысяч (причем спрос на «Клио» увеличился на 2%). На третьем месте еще один Volkswagen — модель Polo (299 тыс. шт., +10%), далее Ford Fiesta (270 тыс. шт., +6%) и кроссовер Nissan Qashqai.
Модель | 2018 год, шт. | Динамика |
Volkswagen Golf | 445 754 | —8% |
Renault Clio | 336 268 | +2% |
Volkswagen Polo | 299 920 | +10% |
Ford Fiesta | 270 738 | +6% |
Nissan Qashqai | 233 026 | —6% |
Peugeot 208 | 230 049 | —6% |
Volkswagen Tiguan | 224 788 | —5% |
Skoda Octavia | 223 352 | —3% |
Toyota Yaris | 217 642 | +9% |
Opel/Vauxhall Corsa | 217 036 | —7% |
Кроссоверы любят и в Европе тоже
Доля разнообразных SUV в Старом свете за один год выросла с 29,2 до 34,6%. При этом эксперты отмечают, что спрос на внедорожники и кроссоверы в период с 2014 по 2015 годы вырос на 24%, с 2015 по 2016 — на 21%, а с 2016 по 2017 — на 20%. И когда закончится этот бум, никому не известно.
Лидеры рынка в 2018 году: Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan, Renault Captur, Peugeot 3008 и Dacia Duster.
А вот спрос на однообъемники резко снизился — сразу минус 27% до уровня 891 тыс. машин. Это худший показатель для однообъемников начиная с 90-х годов, когда они стали популярными.
Рынок растет
Несмотря на все «дизельгейты» и разговоры о том, что молодежь отказывается от автомобилей, продажи машин в 2018 году достигли отметки 15,6 млн штук. Это лучший результат с 2007 года, когда было продано 16,02 млн машин. Причем результат 2007 года мог бы быть и побит, однако в четвертом квартале продажи машин рухнули на 7,5% из-за перехода на новые стандарты измерения расхода топлива. И многие компании оказались к ним попросту не готовы — продажи некоторых версий машин были временно прекращены.
«Джип» набирает обороты
Одним из главных победителей по итогам 2018 года стала марка Jeep. Продажи американских машин выросли в Европе сразу на 56%, марка впервые в истории завоевала долю более 1% рынка.