НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Угрозы СОБРом и другие конфликты с таксистами

21 января 2019 15:03
Почему популярные агрегаторы отказываются нести ответственность за потерянное здоровье и нервы своих клиентов

Ресторанный критик Илона Федотова столкнулась с угрозами и насильственным удержанием в салоне автомобиля во время поездки в такси. Водитель угрожал высадить пассажирку на трассе, а затем заблокировал двери и отказался продолжать путь. Москвичка отделалась легким испугом: после того как таксист узнал, что пассажирка разослала знакомым свою геолокацию, он отпустил ее. Агрегаторы такси уклоняются от ответственности за случаи, которые могут иметь и более плачевные последствия. Худшее, что может грозить нарушителю, — отключение от системы. Впрочем, водители легко научились обходить эти санкции, переходя из одного агрегатора в другой. Кто борется с дешевым такси в России и почему поездки за 100 рублей напрямую связаны с риском для жизни — выясняли «Известия».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Неадекватная реакция

Водитель оказался взбешен тем, что ему пришлось ждать Илону Федотову в месте, где запрещена остановка. После того как женщина села в машину, он пытался навесить на нее деньги на оплату возможного штрафа. Во время поездки водитель пытался закурить, вопреки правилам службы такси, а в ответ на недовольство пассажирки пообещал высадить ее на трассе. После того как женщина пригрозила жалобой в службу поддержки, водитель заблокировал двери и потребовал отдать ему телефон, чтобы стереть диктофонную запись, сделанную за время поездки.

«У меня брат в СОБРе работает. Сейчас позвоню ему, — приводит Федотова слова водителя в своем посте. После этого мужчина начинает кому-то звонить и сообщает собеседнику. — Вот тут тетку взял, хочет на меня жалобу накатать! Да! Все данные есть! Адрес, телефон! Всё есть». Таксист согласился разблокировать двери, только после того как узнал, что пассажирка отправила нескольким знакомым свою геолокацию и просьбу о срочной помощи.

По словам Федотовой, у водителя, удерживавшего ее в салоне такси, действительно есть ее номер мобильного телефона, а также адрес, по которому совершалась поездка. Компания отказалась предоставить номер разрешения на перевозку и лицензию таксиста, потому что эти сведения предоставляют только по запросу правоохранительных органов. Однако у пассажирки сохранился номер машины и телефон, по которому таксист принимает заказы. После инцидента ни водитель, ни компания, в которой он трудоустроен, не пытались с ней связываться. Агрегатор ограничился отпиской с обещаниями разобраться.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняко

«Здравствуйте! К сожалению, не смогли до вас дозвониться. Я уже передал информацию о произошедшем в таксопарк водителя. С ним будет проведена дополнительная работа, по итогам которой будет принято решение о нашем дальнейшем сотрудничестве, что маловероятно. Простите, пожалуйста, за данный инцидент», — говорится в сообщении службы поддержки.

Крутите рулетку

Громкая история москвички Анны Брэйн о попытке изнасилования в такси могла бы дать старт масштабной кампании по проверке безопасности перевозчиков. Прошлым летом девушка обратилась в правоохранительные органы, после того как водитель заблокировал двери и начал приставать к ней. Блогеру удалось выбраться из машины и позвать на помощь прохожих. Машину девушка заказывала через популярный агрегатор, поэтому личность водителя вскоре удалось вычислить, однако передавать эти данные пострадавшей никто не стал.

«Несмотря на то что Uber отказались предоставить мне госномер машины и телефон водителя, Магомедова Рамазана нашли благодаря наружным камерам видеонаблюдения, установленным на дорогах. Он задержан, ему грозит до 10 лет лишения свободы. Однако он не сидит за решеткой в темнице сырой, а всего лишь находится под подпиской о невыезде», — описывала произошедшее пострадавшая.

История так и закончилась ничем. Девушка отказалась рассказывать подробности из-за соглашения со следствием. О дальнейшем развитии событий не сообщается.

Пострадавшие в результате аварий и неправомерных действий таксистов решили объединиться для защиты своих прав. Одна из лидеров этого движения правозащитница Елена Гращенкова два года назад сама столкнулась с неадекватным водителем, который без особых на то причин на полном ходу врезал машину в столб. После длительной реабилитации она обратилась в суд, но получить компенсацию морального ущерба с «Яндекс. Такси» ей пока не удалось.

«Мы решили объединиться с другими пострадавшими, чтобы повернуть отрасль в сторону пассажира. Сейчас она демонстрирует нам свой звериный оскал. Первый ключевой процесс — Виктория против “Такси престиж”. У нее погибла мама 4 года назад, но на претензию получен стандартный отказ», — отмечает правозащитник в сфере легкового такси.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Иск к агрегатору и владельцу такси подали муж и три дочери погибшей женщины. Семья потребовала с каждого из ответчиков свыше 500 тыс. рублей в счет возмещения ущерба и по 1,5 млн в счет возмещения морального вреда. Суд обязал агрегатора такси выплатить истцам 264 тыс. рублей в качестве возмещения ущерба и по 100 тыс. рублей морального вреда. Такой же штраф получил и собственник автомобиля. Всего семья погибшей отсудила 664 тыс. рублей.

Это первый и пока единственный случай в стране, когда службу заказа такси обязали выплатить крупную денежную компенсацию за причиненный ущерб. Виктория дошла до Верховного суда и получила положительное решение: все нижестоящие инстанции ей отказали. В начале 2018 года Верховный суд России признал, что агрегаторы такси несут ответственность за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП.

Пока что, в российских судах недостаточно правоприменительной практики в отношении интернет-компаний, занимающихся организацией перевозок. Большинство материалов по делам, связанным с нанесением ущерба пассажиру во время поездки в такси, уходят в разряд отказных.

Елена тоже собирается подавать апелляцию на решение суда, вставшего на сторону «Яндекс. Такси». Из-за аварии женщина получила тяжелую травму и временно потеряла трудоспособность. Другой резонансный случай с похожим исходом произошел в Санкт-Петербурге. Сидевший на заднем сиденье такси Дмитрий Добкин остался инвалидом и не получил ни копейки в качестве компенсации. Мужчина, находившийся за рулем, скончался на месте. Агрегатор пообещал разобраться, но в итоге переложил ответственность на компанию-подрядчика, зарегистрированную в другом регионе.

«В итоге он получил отказ в компенсации ущерба как от агрегатора, так и от компании, которая нанимала водителя. “Яндекс. Такси” начала переговорный процесс со всеми участниками перевозки, там около 4 юридических лиц, которые получают прибыль, но не хотят ни за что отвечать и нести какие-либо издержки. Но сейчас впервые за пять лет работы крупная компания, которой принадлежит 70% рынка в Москве, подает сигналы каких-то изменений. Пока нет результатов, но есть надежда, что всё закончится миром», — уточняет Гращенкова.

Не в ответе за тех, кого подключили

Все иски, которые готовят правозащитники, основываются на Законе о правах потребителей. Но с 1 января в законодательстве произошли изменения: правительство наделило Роспотребнадзор правом заниматься контролем качества перевозок в такси и подавать в суд от имени неограниченного круга лиц. В случае нарушений и несоответствия требованиям безопасности ведомство вправе закрывать эти компании.

В течение года обещают принять еще один важный документ, который коренным образом изменит правоотношения между агрегаторами, таксомоторными компаниями, водителями и пассажирами. Закон о такси в настоящий момент одобрен Госдумой. По новым правилам, от водителей будут требовать именные лицензии, а за их отсутствие штрафовать сервисы заказа. По действующим требованиям, все документы выдаются на машину, в то время как подавляющее большинство автомобилей такси арендуются, а водителем может быть кто угодно. В том числе и человек с непогашенной судимостью или отбывший наказание за тяжкие преступления.

Жительница Костромской области, решившая из соображений безопасности не раскрывать свое имя, рассказала «Известиям» о соседе, который 4 года назад вернулся из мест лишения свободы. Там он отбывал срок за насильственные действия в отношении несовершеннолетних.

«Мы с соседями были очень удивлены, увидев его на желтой машине такси известного онлайн-сервиса. Этот человек отсидел около 10 лет за насильственные действия в отношении четырех мальчиков. Дети были дошкольного возраста, он угрожал, что убьет их, если они не будут выполнять то, что он хочет. Город маленький, все про всех знают. Я звонила в эту службу и объясняла ситуацию. Обещали, что примут меры, но в итоге он до сих пор ездит и берет заказы», — рассказала собеседница.

По закону люди, осужденные за убийства, изнасилования, педофилию и другие тяжкие преступления, не имеют ограничений для работы в такси. Год назад в законопроект о такси предлагалось дополнить обязательством предоставления справки об отсутствии судимости или ее наличии. Сейчас такие документы требует только такси премиум категории, но и это требование неправомерно. С другой стороны, клиент точно так же, как и водитель, может иметь криминальные наклонности. В конце прошлого года водитель, работающий в категории VIP-такси, вез из Химок компанию крепких жителей юга России. Приехав на другой конец города, мужчины отказались оплачивать поездку и сильно избили водителя.

«После захвата рынка агрегаторами обычные таксопарки начали стремительно банкротиться, не выдерживая конкуренции. Произошло это из-за того, что цены в них не имеют ничего общего с реальной ценой перевозки. Бензин дорожает, а такси дешевеет настолько, что владеть личным автомобилем становится невыгодно. В комфортном и безопасном графике водитель будет получать с таких поездок около 40 тыс. рублей в месяц и почти половину отдавать за бензин и в качестве комиссии. Из-за этого кто-то стал перерабатывать и засыпать за рулем либо переходить в бизнес-класс. Их место заняли люди, приехавшие из Средней Азии, которые берут машины в аренду. Раньше, чтобы работать, им нужно было покупать убитую “Ладу”, а теперь достаточно брать машину в посуточную ренту», — отмечает правозащитница Гращенкова.

Особый контингент

В рабочую группу по новому закону о такси не вошло ни одного представителя пассажирского движения или страхового сообщества. Зато там оказались все крупнейшие агрегаторы, усилиями которых в тексте закона были сделаны значимые корректировки. В частности, они опротестовали решение о запрете влияния сервисов на ценообразование и хотят упростить условия работы для самозанятых. Сейчас интересы пассажиров защищает «Закон о правах потребителей», а также 5-я и 6-я главы Устава пассажирского городского и наземного транспорта. Этот документ определяет агрегаторов такси как фрахтовщиков, несущих полную ответственность перед пассажиром. В тексте нового документа положения об ответственности планируется полностью исключить, оставив только часть об обязанностях.

Во многих странах мира сфера такси регулируется или контролируется государством. В России же ценообразование «динамическое» и зависит исключительно от факторов, которые определяет сама компания-агрегатор. Коммерческие структуры не собираются вкладываться в безопасность без соответствующих положений законодательства и необходимости выплачивать компенсации. Многие спорные ситуации, такие как обвинения в изнасиловании и угрозах жизни, могло бы разрешить простое и доступное устройство — видеорегистратор. Пока же единственный механизм работы с нарушителями — отключение от системы, которое едва ли можно назвать действенным способом воздействия.

«Водитель, с которым я попала в аварию, после блокировки совершенно спокойно устроился в другой агрегатор. Там через два месяца его поймали с наркотиками. У меня были подозрения, что он был невменяем во время нашей поездки, и косвенно таким образом они подтвердились. При себе у него была крупная партия амфетамина. Его осудили, но дали условный срок. Во время суда, когда ему задавали вопрос о том, как он подключился заново к системе, он достал телефон и попытался подключить к системе заказа такси судью», — резюмировала правозащитница, пострадавшая во время ДТП.

Положенное за травмы

Компенсации за потерянное здоровье пострадавшие всё же могут отсудить по автогражданской ответственности. По правилам страхования ОСАГО, пассажир имеет право на возмещение вреда здоровью в размере до 500 тыс. рублей. Моральную составляющую эти выплаты не покрывают. В случае гибели пассажира во время поездки его родственникам также выплатят 500 тыс. рублей вне зависимости от того, по чьей вине произошла авария: водителя такси или другого транспортного средства.

«Ущерб здоровью покрывается по таблице выплат. По каждому конкретному повреждению предусмотрен процент от суммы. Тяжкий вред здоровью до 500 тыс. рублей, суммируется в зависимости от повреждений. Виновник ДТП или таксопарк отвечают перед потерпевшим. Если ему удастся доказать в суде, что был причинен ущерб в большей сумме, то они обязаны заплатить. Во многих странах мира выплаты рассчитываются как экономический эквивалент человеческой жизни. Считается количество лет, которое человеку оставалось до конца трудоспособного возраста. Берется его доход за то время, которое он не заработал, из-за того что кто-то прервал его жизнь. Поэтому суммы выплат по жизни и здоровью исчисляются миллионами долларов», — сообщил в беседе с «Известиями» гендиректор юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.

Источник: Фотобанк Лори

По его словам, компенсация должна быть более значительной. В авиакатастрофах и других происшествиях на транспорте семьям погибших выплачивают около 2 млн рублей, в то время как родственники погибших в ДТП получают в четыре раза меньше.

«Жизнь человека имеет какой-то эквивалент вне зависимости от того, где человек погиб. По идее страховая ответственность за смерть в ДТП должна быть, как минимум, такой же, как и при авиакатастрофах. Дальше эта сумма должна двигаться в сторону увеличения. Если машина принадлежит компании, то отвечать будут и владелец такси, и водитель. Но агрегатор, который сформировал заказ, сейчас не несет прямой ответственности. Потерпевший должен иметь право требовать выплат у той компании, где ему оказывали услугу. А уже агрегатор пусть разбирается с таксопарком и другими участниками. Когда потребителю показывают пальцем в такси, зарегистрированное в другом регионе, — это неправильно», — резюмировал Тюрников.

Анастасия Чеповская