НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Лучшее за 2018: подписка на автомобиль — будущее или провал?

5 января 2019 07:03
Еще недавно все с восторгом говорили, что машину больше покупать не нужно — ее можно взять «по подписке». Но вдруг Cadillac заявил о приостановке этой программы. В чем дело?

Cadillac был одним из пионеров нового сервиса «подписки» — в США подобный сервис заработал в начале 2017 года. Однако недавно Cadillac заявил о прекращении программы в самом важном для себя городе — Нью-Йорке.

Подписка на автомобиль это по сути аренда, только на длительный срок — обычно речь идет о нескольких месяцах или даже годе. Человек ежемесячно платит деньги и получает новую машину, но при этом его не заботят вопросы покупки страховки, оплаты налогов, техобслуживания и так далее. Кроме того — и многих это привлекало больше всего, — не надо одномоментно доставать крупную сумму денег, как это происходит при традиционной покупке.

Не машина, а марка

Хотя здесь нужно сделать одну важную пометку. Cadillac предлагал в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Далласе не какую-то конкретную модель, а «подписку на марку». Клиенту было разрешено выбирать между седанами ATS-V, CTS-V, CT6 и кроссоверами XT5 и Escalade. В течение года можно было сделать аж 18 смен машин: хотите летом катайтесь на седанах, а осенью или зимой выбирайте кроссовер. Достаточно было позвонить в консьерж-службу и курьер привез бы вам машину к подъезду. Изначально стоимость такой подписки была 1500 долларов, однако затем ее подняли до 1800 (итого в год получалось 21,6 тыс.). Плюс было ограничение на пробег не выше 2000 миль в месяц (38 400 км в год). Но оказалось, что стоимость обслуживания проекта оказалась слишком высокой, а серьезно увеличивать цену подписки было, видимо, бессмысленно.

Интересно, что сейчас услугу подписки на марку предлагают и другие производители. Например, недавно Audi запустила в США программу Select — ее участник выбирает между А4, S5 Coupe, А5 Cabriolet, Q5 или Q7. Причем в один месяц можно ездить на двух разных моделях, да и ограничений по пробегу нет. Цена — 1395 долларов в месяц.

Есть аналогичная программа и от Porsche, которая называется Porsche Passport. За 2000 долларов в месяц можно выбрать «базовые» автомобили марки, а за 3000 получить доступ к заряженным и по-настоящему мощным машинам, включая 911.

Однако есть нюанс. Все эти «подписки» запущены лишь в качестве эксперимента (Audi — только в Далласе, Porsche — лишь в Атланте, есть аналогичные проекты у BMW в Нэшвилле и у Mercedes-Benz в Филадельфии). Все это говорит о том, что производители пока с опаской относятся к проекту «подписка на марку».

Volvo решила вложиться

Гораздо больше перспектив у подписки на конкретный автомобиль. Лидером тут является Volvo, которая запустила сервис одновременно с премьерой модели XC40 в 2017 году (называется программа Care by Volvo).

Стоимость подписки в этом случае гораздо ниже, чем при «покупке марки» — например, в США XC40 можно взять за 650 долларов в месяц, а седан S60 за 775 (в Европе гамма машин по программе шире, хотя все зависит от страны).

Причем Volvo не сдает автомобили в аренду на 1-2 месяца — подразумевается, что клиенты будут владеть выбранным автомобилем два года, после чего обменяют его на новый. Шведы предлагают клиентам Care by Volvo и интересные опции: можно позвонить в консьерж-сервис, и вашу машину вымоют и заправят (или отвезут на сервис и сделают необходимое обслуживание), есть возможность раз в год брать другую модель на одну неделю. Причем ходить в дилерский центр не нужно даже при оформлении подписки — все делается по интернету, а новый автомобиль доставляют домой. Есть правда и ограничение — пробег не более 15 000 км в год (все что выше — доплата).

А что же остальные? Как мы видим пока крупные игроки опасаются запускать и такие сервисы — инвестиции очень серьезные, ведь по сути автопроизводитель передает новенькую машину клиенту фактически бесплатно. Разве что Lexus недавно заявил об эксперименте с подпиской на кроссовер UX на территории США.

Место для стартапов

Ну а пока производители размышляют, сегмент «подписки» (хотя тут правильнее говорить уже о долгосрочной аренде) осваивают всевозможные стартапы, которых в США и Европе уже немало: Mobiliti, Flexdrive, Canvas и пр. Они позволяют взять машину в длительную аренду (или не очень — есть предложения и на одну неделю), можно выбрать как новые, так и подержанные авто. Цена — 330-900 долларов в месяц в зависимости от автомобиля плюс нужно платить «вступительный взнос» (около 50 долларов при подписке на год и более 300 при подписке на 1 месяц) и часто за пробег. Например, Canvas за безлимитный пробег просит ежемесячно еще по 85-280 долларов. Итого за Ford Focus 2015 года выпуска при годовой подписке и отсутствии ограничения по пробегу нужно платить 479 долларов в месяц, плюс налоги около 5-8%, а годовалый Ford Explorer обойдется в 764 доллара.

И это немало. Например, в США можно взять новенький Focus в лизинг на три года с первоначальным взносом 1390 долларов и ежемесячно платить лишь по 157 долларов (правда, к этой сумме добавляется обслуживание, страховка и так далее). Однако услуга «подписки» (как ее не называй) многим нравится. Особенно в том случае, если вы приехали в какой-то город на несколько месяцев учиться или работать или любите менять автомобили. «Сегодня рынок крошечный, — заявил Дэвид Линиадо из компании Cox Automotive (владеет сервисом Flexdrive). — Пока ежегодное количество подписок в США может составить 100-150 тысяч в год. Однако оно может вырасти до миллионов в течение ближайших 1,5 лет».

Развивается подписка на автомобиль и в России (Willz, Rent-a-Ride и пр.). У нас сейчас можно «подписаться» как на новые машины, так и на подержанные. Однако пока этот рынок только зарождается. Например, у Willz лишь 20 подписчиков, причем сейчас сервис решил сконцентрироваться на премиальных машинах — Mercedes-Benz (GLA, С и E-классы и BMW (Х1 и 5-я серия). Цена подписки складывается из двух составляющих: стоимости «самой подписки» и «ежемесячной платы». Например, для BMW X1 «подписка» на 6 месяцев стоит 210 тысяч рублей, плюс 74 тыс. каждый месяц. Итого если все «сложить и поделить», то получится, что при подписке на полгода за Х1 придется платить по 109 тысяч рублей в месяц.