НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Экстремально и с ветерком: где прокатиться на рикше

31 декабря 2018 07:00
Дороги Азии невозможно представить без рикши. Раньше человеку приходилось тащить за оглобли небольшую повозку с пассажирами и грузами. Сейчас же вовсе необязательно тянуть все на себе

Самый простой и дешевый вариант — велорикша. Как правило, это трехколесная конструкция, где пассажиры (один или двое) сидят сзади, а спереди — водитель. Впрочем, в некоторых странах популярны иные конструкции. У одних место управляющего переместилось назад, другие повозки получили четвертое колесо.

Моторикша — вариант подороже и технически более сложный. Повозка имеет легкий открытый кузов, три колеса, экономичный двигатель. Существуют электрические моторикши, но это скорее про экологичный транспорт будущего.

Первые рикши появились в Японии. Правда, не так давно, как могло бы показаться: всего лишь в XIX веке. Оригинальное название — дзинрикися — это три иероглифа: человек, сила, повозка. Сегодня рикши стали туристическим развлечением. Причем кроме велорикш, которые теперь встречаются по всему миру, в Японии до сих пор можно прокатиться на повозке на «человеческой тяге».

В Индии, Таиланде, Вьетнаме и многих других азиатских странах моторикша — один из основных способов перемещения по городу. Тук-туки (местное название этих транспортных средств) носятся, наплевав на все правила дорожного движения, в большинстве своем не имеют никаких ремней безопасности и частенько попадают в аварии. Однако из-за дешевизны и маневренности ими все равно массово пользуются как местные жители, так и туристы. Моторикши — неотъемлемая часть местного колорита. Водители часто украшают их сообразно своим представлениям о прекрасном, так что иногда кажется, что мимо на скорости под сто километров в час проносится ларек китайских безделушек.

Моторикши используются для перевозки не только пассажиров, но и товаров на продажу, груза или живого скота.

В самом Китае, кстати, начали запрещать бензиновые моторикши. Впрочем, кроме экологичности, их «последователям», электрорикшам, похвастаться нечем: жестяные кабинки все так же неудобны и опасны в эксплуатации. Велорикша в этих странах вовсе не ушла в прошлое. Даже в таком крупном городе как Пекин их не счесть. Конечно, это транспорт «районного масштаба», но на большее он и не претендует.

Кроме неприглядных рикш, существуют нарядные повозки для туристов. В Индии велорикши долго были господствующим видом транспорта, но сейчас они сохранились только для экскурсионных целей возле достопримечательностей. Местные пересели на моторикши.

Иногда кажется, что этот вид транспорта — исключительная особенность Юго-Восточной и Южной Азии. Но нет. Парагвай, Перу, Эквадор, Колумбия, Бразилия наводнены рикшами. Как и в Азии, это дешево, быстро, опасно — особенно учитывая лихачество местных водителей. В Латинской Америке рикши называют bicitaxi или такси ecologico.

Рикши везде, рикши повсюду, и в странах Африки тоже. Моторикши — они же бодяджи — перевозят и местных, и туристов. Специфика региона: до сих пор распространены рикши как они есть — человек бежит и тянет за собой повозку.

В Европе и Штатах велотакси — развлечение для туристов. Симпатичные кибиточки провезут по историческим кварталам, а водитель поведает историю мест. В Лондоне их маршрут пролегает в Сохо и Ковент-Гарден, в Барселоне вас прокатят вдоль набережной, в Нью-Йорке — отвезут в район Центрального парка. В Москве периодически возникают сервисы велопрогулок.

Моторикши тоже существуют: они не редкость даже в курортных городах стран СНГ, а в Западной Европе настоящий бум. Современные электрические аппараты катают туристов в Лиссабоне и Валенсии: бесшумно, без неприятных выхлопов, максимальный обзор и укрытие от солнца. Инженеры продвигают электрорикши как современный транспорт для большого города, а дизайнеры предлагают варианты в стиле хай-тек.