Для сообщения миру о своих планах Маск использует Twitter и обычно высказывается в загадочной и расплывчатой манере. На днях он «твитнул», что 10 декабря The Boring Company открывает первый подземный тоннель новой системы общественного транспорта. Мы собрали всю информацию о проекте Loop и рассказываем, чего ждать — начала транспортной революции или очередного «тизера», но на этот раз хотя бы в материи.
Что произойдёт 10 декабря?
Откроется демонстрационный участок длиной около 1 мили (примерно 1,5 км) под городом Хоторн в округе Лос-Анджелес. Именно там находится штаб-квартира другой компании Маска — Space X. Единственная «станция» будет располагаться на частной территории Space X, а тоннель пока что будет идти под землёй вдоль взлётно-посадочной полосы муниципального аэропорта Хоторна и вести в тупик без иных выходов на поверхность. Цель — продемонстрировать, что технология работает и что лифт на поверхность столь компактен, что может быть выведен практически в любое существующее здание и территорию. Запланированы презентация и публичные демо-заезды.
Это тот самый Hyperloop?
Нет, это пока просто Loop — без вакуумной технологии и планируемых скоростей под 1000 км/ч, но с возможностью апгрейда до Hyperloop в будущем. Суть в том, что под землёй на глубине около 10 метров роется сеть тоннелей диаметром чуть больше 4 метров, по которым снуют небольшие электроприводные капсулы вместимостью до 16 человек или 1 автомобиль (приоритет отдан людям). Судя по скупой информации, тележки построены на общей с кроссовером Tesla Model X платформе, поэтому в системе нет контактного рельса — электромоторы питаются от встроенных батарей.
Планируется разветвлённая сеть из тысяч маленьких станций размером с парковочное место. Капсула появляется на поверхности из-под земли с помощью специального лифта. Благодаря сверхкомпактным размерам эти станции можно располагать где угодно, интегрируя в городскую среду, — главное, чтобы туда удалось подвести ответвление от основной магистрали. И в теории таких станций благодаря их малым размерам может быть бесконечно много, и они будут располагаться даже в частных гаражах и офисных центрах.
В чём отличие от метро?
В огромном Лос-Анджелесе жуткие пробки и не очень разветвлённая сеть метро: 93 станции (в Москве — больше 200) на 6 ветках, из которых всего 2 — подземные. Поэтому Маск решил построить альтернативную подземку в городе, где живёт и работает уже на протяжении 16 лет. По сути, это будет более продвинутый, чем все существующие виды метро, общественный транспорт. Главные отличия — очень высокая скорость перемещения (до 250 км/ч), автономность (не нужны машинисты), возможность построить станцию где угодно, а также перевозка не только людей, но и автомобилей. Высокая средняя скорость достигается за счёт того, что станции примыкают к основной артерии ответвлениями, и не нужно постоянно тормозить/разгонять поток.
Цель и перспектива
Если запуск произойдёт успешно, то компания The Boring Company намерена масштабировать сеть тоннелей до междугородней. По замыслу Маска, стоимость поездки в пределах города должна начинаться от 1 доллара. Сейчас, например, ведутся переговоры с властями Чикаго о создании подземной магистрали между главным городским аэропортом и деловым центром. Но даже в таком богатом городе всё упёрлось в деньги — строительство оказалось слишком дорогим. Также идут работы по согласованию подземной магистрали между Балтимором и Вашингтоном, округ Колумбия на восточном побережье. В перспективе линия соединит Вашингтон и Нью-Йорк.
Кто платит?
Все проекты The Boring Company финансируются целиком средствами компании, и это огромные деньги. На настоящем этапе 1 миля стандартного тоннеля диаметром 8,5 метра стоит до 1 миллиарда долларов, в зависимости от места и проекта. Но компания Маска предпринимает усилия чтобы снизить затраты: сокращает диаметр тоннелей вдвое и оптимизирует машины и методику бурения, чтобы работы шли быстрее и эффективнее. Задача — снизить затраты на строительство более чем в 10 раз в сравнении с существовавшими до The Boring Company технологиями.
Каково значение этой демонстрации?
Судя по тому, что уже анонсировано, миру максимум покажут, как лифт спускает тележку в тоннель и как она там катается туда-сюда. Да и то не факт — на опубликованном Маском фото тоннеля конструкция не совсем соответствует заявленной. Также мы не увидим подтверждения заявленных высоких скоростей, так как длина тупиковой ветки в полтора километра просто не позволит разогнаться до 250 км/ч. Ещё непонятно, как будет управляться система, ведь в готовом виде планируются сотни и тысячи вагонеток, снующих по подземным артериям и избегающих столкновения в автоматическом режиме. Для этого должна быть создана мощная система управления с соответствующими алгоритмами, но нынешняя демо-линия не позволит оценить прогресс в этом направлении.
Также неясно, как будет осуществляться переключение на движение в обратном направлении — на доступных фото и видео в тоннеле мы видим лишь один рельсовый путь. Очевидно, реальный проект предусматривает двойной рельс с какой-то схемой перехода капсул на «обратку». Так что даже если всё пройдёт гладко, то у Маска ещё полно работы, чтобы сделать эту технологию чем-то похожим на общественный транспорт. Придуманная им схема выглядит красиво, но довольно сложна с точки зрения полноценной реализации. Впрочем, ракеты в космос запускать тоже не самая простая задача, но предприниматель с ней справился.
Что дальше?
А дальше планируется полноценное тестирование. Сначала будет построен новый участок неподалёку, но длиной уже 2,7 мили (примерно 4,3 км). Его будут использовать для отладки логистики строительства, безопасности, работы системы управления и тестирования перестроений тележек в основную артерию с прилегающих станционных ответвлений. По мере успешного завершения этих мероприятий и получения всех официальных разрешений от властей планируется сделать эту ветку пассажирской.
Как только этот транспорт станет легитимным, в планах у Маска построить в Лос-Анджелесе линию на запад от бейсбольного стадиона Dodger, где проводятся матчи и концерты, к существующей линии городского метро. Хотя возможен сценарий, что тестирование сразу с неё и начнётся — заявления компании не дают однозначного ответа на этот вопрос.
Маск хочет уложиться со строительством так называемой Dugout Loop к стадиону в 14 месяцев (но мы не особо в это верим после эпопеи со сроками по Model 3). Путь от стадиона до конечной на запад будет занимать 4 минуты и стоить пассажирам 1 доллар. На официальном сайте проекта заявлена пропускная способность маршрута в 250 тысяч пассажиров в год. Правда, экономика тогда выглядит странно: четверть миллиона долларов в год просто смешны в сравнении с затратами на строительство, даже оптимизированными в 10 раз.
Забавный факт: название компании, которая строит тоннели, переводится с английского и как «Бурильная компания», и как «Унылая контора» («Скучная компания»). Приколист Маск явно заложил в нейминг очевидную игру слов. И кстати, ранее в одном из интервью он рассказывал, что проект начался с шутки и что он вполне допускает его провал.
Ещё один интересный факт: в русском языке слова тоннель и туннель полностью равноправны и взаимозаменяемы. Как ноль и нуль.
И ещё один: Чтобы заработать дополнительные деньги на финансирование основной деятельности, The Boring Company разработала... огнемёт! Всего было выпущено и продано по цене 500 долларов 20 тысяч игрушечно-бытовых огнемётов. А чтобы службы доставки и таможня не арестовывали посылки, огнемёт переименовали в не-огнемёт (not a Flamethrower в оригинале).