Как тут не вспомнить великого и отважного Бу Андерссона, который однажды взялся расчищать авгиевы конюшни российского автопрома? Бывший президент автогиганта жёстко гнал сроки: «Производство Lada XRAY Cross начнётся до конца 2016 года», — чеканил швед, а подчинённые истекали холодным потом. Ну откуда этот швед берёт такие сроки? Не успеем же!
Но торопиться не пришлось. Андерссон уехал из Тольятти весной 2016-го. Его место досталось французу Николя Мору — стопроцентному «человеку альянса». А ребятам из Renault-Nissan выгода, как известно, дороже всего. Поэтому выход тольяттинских новинок приобрёл размеренный темп, чтобы завод не только тратил, но и зарабатывал.
Впрочем, распекать новых боссов за медлительность мы не будем. За то время, что вазовцы готовили кросс-версию своего первого «паркетника» произошло главное — конкуренты-иномарки здорово подорожали! Creta — от 904 900, Duster — от 699 000 рублей (а учитывая «рекламно-мифический» характер базовой версии, в реальности «Дастер» стоит все 849 900).
И тут выходит он — Lada XRAY Cross за 730 тысяч. Притом Cross отличается от обычного не только клиренсом и обвесом! Нет, в Тольятти не решились ни на полный привод, ни на заднюю многорычажку — это сделало бы «паркетник» заоблачно дорогим. Зато приготовили несколько не всегда заметных, но важных обновок.
Новая подвеска
Мы очень хотели поставить на XRAY Cross максимально большие колёса! Но больше, чем 205/50 R17, не получалось… Пришлось думать. В итоге, надумали сделать новую переднюю подвеску
У «Кросса» колёса редкой размерности 215/50 R17. Чтобы поставить такие, было решено расширить колею (спереди — на 11 мм, сзади — на 14 мм), из-за чего сразу пришлось искать другие поворотные кулаки — их взяли от «Весты». Затем инженеры подобрали пружины и амортизаторы — задачей было добиться максимальных ходов подвески.
Когда все элементы подвесочного конструктора были собраны воедино, настало время спроектировать новый рычаг. В автомобилях платформы В0, на которой построен XRAY, нижний рычаг изначально — А-образной формы. Соответственно, в повороте сайлент-блоки воспринимают нагрузку практически поровну, поэтому передний и задний должны быть жёсткими.
Однако для версии Cross было предложено пойти по вестовской схеме, применив штампованный L-образный рычаг, где боковую силу воспринимает жесткий передний шарнир, а более податливый задний допускает смещение колеса назад. Что благотворно сказывается на плавности хода — машина лучше защищена от продольных толчков.
Новые колёса
По поводу колёс были некоторые сомнения... Но согласитесь: для этой машины 215/50 R17 смотрятся очень гармонично. Шины специально для нас разработала компания Continental
У Lada XRAY Cross колёсные диски шириной 7,5 дюйма и диаметром 17 дюймов. То есть широкие и большие. Притом специалисты красноярской компании K&K, создавая новые колёса, смогли добиться фантастического результата — в сборе (колесо плюс покрышка) 215/50 R17 весит столько же, сколько обычное иксреевское колесо!
Пришлось попотеть и шинникам. Для вазовского «паркетника» немецкая Continental сделала новую версию кроссоверной покрышки ContiCrossContact LX2 — помимо специфической размерности, её отличает специальный (!) состав резины. Торговать такими покрышками будут только дилеры марки Lada.
Но есть одно «но». Сейчас — конец осени, а значит, покупая Lada XRAY Cross, нужно сразу брать комплект зимней резины. А знаете, сколько стоит одна шипованная шина Nokian Hakkapeliitta 9 размера 215/50 R17? 12 000 рублей! За варианты попроще просят 7-8 тысяч. Мягко говоря, дороговато для «Лады»...
Доработанный салон
Я долгое время работал специалистом по интерьерам. Поэтому для XRAY Cross мне удалось сделать очень многое! Часть этих доработок также появится на «обычной» версии модели
Цветные вставки на передней панели и дверных картах — фирменная примета всех кросс-версий марки Lada. Но для XRAY Cross интерьерщики сделали больше, чем обычно! Например, внедрили так называемую «атмосферную подсветку»: светодиодами подсвечены вещевые ниши, дверные карманы, а также пространство под передней панелью.
А ещё команда Груненкова поработала над сиденьями. Да как! У передних — изменённый каркас спинки, чтобы улучшить боковую поддержку. А переделанный задний диван позволил увеличить запас пространства для пассажиров на 25 мм. Кстати, правое переднее кресло теперь складывается вперёд, образуя площадку для перевозки длинномеров.
Финальный штрих — в машине появилась долгожданная регулировка руля по вылету — это заслуга нового рулевого механизма, в котором отныне трудится электроусилитель. Сама баранка — с обогревом обода! Впервые на автомобилях Lada. В топовых версиях обогревы также полагаются лобовому стеклу и абсолютно всем сиденьям.
Увеличенный клиренс
Кросс-обвес получился очень обширным: с каждой стороны кузова — по 10 пластиковых деталей. Плюс новые бамперы и багажные рейлинги. Кстати, рейлинги идут бесплатно
А теперь — та цифра, ради которой многие и открыли этот материал. Величина клиренса. Итак: лишние 25 мм дорожного просвета дали кроссоверу 215 мм под днищем. Для сравнения, у переднеприводного «Дастера» — 205, у «Креты» — 190 мм (притом АВТОВАЗ традиционно замеряет просвет при полной загрузке).
Жаль только, что днище — а точнее, картер двигателя — не имеет заводской металлической защиты. Впрочем, нижняя точка мотора расположена выше (!) нового подрамника. Поэтому стандартного пластикового пыльника вроде бы должно быть достаточно. Сомневающиеся смогут заказать за доплату полноценный стальной лист.
Кстати, о моторе. Единcтвенный доступный агрегат — атмосферник объёмом 1,8 литра и мощностью 122 л.с. С ним пока дружит только механическая коробка передач, но вскоре появится и вазовский робот. Более продвинутых вариантов — вариатора или автомата — в ближайшем будущем не предвидится.
Продвинутая электроника
Полный привод мы, конечно, рассматривали… Но получалось баснословно дорого! В итоге, решили выжать максимум из схемы 4х2. В том числе, с помощью электроники. И получилось!
На самом деле, в России 69% компактных кроссоверов продаются... с передним приводом! Значит, большинству покупателей за глаза хватит всего лишь электронной имитации блокировки дифференциала (на примере Vesta Cross мы знаем, что такая электроника может работать весьма успешно, позволяя ехать даже при вывешивании одного из передних колёс).
В XRAY Cross реализована система поинтереснее вестовской — на центральной консоли есть крутилка под названием Lada Ride Select. Она помогает настроить имитацию блокировки под конкретные условия движения: режим «Грязь» — для скользких дорог, программа «Песок» — для мягких грунтов. И эта штука реально работает! Хотя были сомнения.
Правда, не очень понятно, зачем кроссоверу нужна ещё отдельная кнопка «Спорт»... На характеристики рулевого управления её нажатие никак не влияет. При этом педаль акселератора становится острее, а противозаносная система ослабляет ошейник, позволяя немного пошалить. Впрочем, как говорится, пусть будет — вдруг кому пригодится?
Как «внедорожный» XRAY едет?
Мы могли поступить проще — увеличить колею проставками. Но нам хотелось удивить покупателя сочетанием комфорта и управляемости. Поэтому работа над Lada XRAY Cross оказалась кропотливой
За рулём главное быть смелым. Потому что абсолютно на любом покрытии (от остатков асфальта до песчаных барханов) для этой Lada действует единственное правило вождения: глаза боятся, а подвеска делает. Притом ухабы и выбоины практически не передаются на руль, чем грешат соплатформенные Duster и Sandero!
И с проходимостью всё великолепно. Учитывая класс автомобиля, разумеется. В приватных беседах заводчане признаются: их продукт лучше моноприводного «Дастера»... Верим. Особенно, когда дело касается «бытового бездорожья», с которым есть шансы встретиться каждый день, — у новой «Лады» круче шины, короче свесы и меньше база.
К «крутилке» Lada Ride Select можно относиться скептически. Но спецы компании Bosch действительно сотворили маленькое чудо. По многим гиблым участкам вместо того, чтобы аккуратно ползти, пришлось бы гнать ходом. А значит — жёстко прикладываться днищем... Со всеми вытекающими при этом техническими жидкостями.
Даже неожиданно, что скромняга XRAY вдруг станет олицетворением всеядности, проходимости и комфорта. Притом комфорт — не только за пределами асфальта. На твёрдых покрытиях Lada совершенно не чувствует себя изгоем. Не слишком ли много похвалы? Пока оставим так. Поводы для критики наверняка появятся позже — после первых сравнительных тестов.