НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как в Швейцарии пытались делать машины. История марки Monteverdi

8 сентября 2024 11:15
Monteverdi удалось стать одной из немногих узнаваемых автомобильных марок Швейцарии. В отличие от Rinspeed и Sbarro, бренд Петера Монтеверди давно не существует, но оставил богатое наследие. Репортаж из зала славы Monteverdi в Музее транспорта в Люцерне

Всё началось в 1967 году с двухместного купе High Speed 375S Frua — последнее слово означает название итальянского ателье Пьетро Фруа, которое создало дизайн экстерьера.

И если кузова на протяжение всей истории марки для Monteverdi делали итальянцы, то моторы компания использовала американские — в данном случае это Chrysler V8 объёмом 7,2 литра и мощностью 375 сил. Спрос на 375S был высоким, но была одна проблема.

Производственные мощности Atelier Frua не позволяли удовлетворить спрос, и Петер Монтеверди нашёл для сборки другое ателье — Carrozzeria Fissore. С их помощью к 1969 году удалось собрать 10 купе.

Причём продать их смогли не сразу, потому что Петер Монтеверди отказывался платить роялти Пьетро Фруа за использование его дизайна. Фруа тоже хорош — продублировал этот облик в другой машине, сделанной на базе Dodge Challenger.

Стало ясно, что с Фруа пора прощаться, а значит, надо придумывать новый кузов. Вместе с ателье Fissore компания разработала модель 375 L. Она стала похожей на предыдущую, но получила растянутую колёсную базу и угловатые линии в передней и задней части.

При этом мест в салоне было уже четыре, так как клиенты хотели именно посадочную формулу 2+2. С 1969 по 1975 годы собрали около 100 машин, в том числе 6 двухместных экземпляров на укороченной базе по аналогии с предыдущей 375 S.

Мотор здесь использовался тот же самый — 375-сильный Chrysler 7.2. С максималкой 235 км/ч это было быстрейшее купе своего времени среди моделей, оснащённых автоматическими коробками передач. Был в числе оборудования и кондиционер, а интерьер отличался роскошной отделкой, подобающей бутиковому люкс-купе.

Желая иметь в гамме и открытый автомобиль, компания разработала в 1971 году модель High Speed 375 C, где последняя буква означает convertible. Для неё ещё немного укоротили платформу двухместного купе 375 S и нарисовали отдельный, нисколько не похожий на донора дизайн кузова. Агрегаты и навороты всё те же — V8, автомат, салон с кондиционером. По разным данным было сделано от 2 до 6 таких автомобилей.

Кульминация моделей серии High Speed — большой седан, в названии которого, помимо мощности, отражено количество полноценных посадочных мест. Ещё бы, ведь колёсная база имела длину аж 3,15 м! Уникальность автомобиля была в том, что он одновременно являлся и полноценным представительским лимузином (отдельные экземпляры были оснащены салонной перегородкой), и мощным седаном с максималкой 230 км/ч. Подобные модели от производителей спорткаров в те годы (1971 — 1974) были редкостью.

Агрегатная база аналогична предыдущим моделям, а вот оснащение выделялось. Из оборудования были доступны сдвижная крыша и телевизор, а кондиционер и роскошная отделка подразумевались сами собой. Всего было собрано 35 экземпляров этой модели, и часть из них выделялись иной оптикой, бамперами, решётками и особыми цветами кузова — компания охотно шла навстречу пожеланиям покупателей.

В имени этого изготовленного в единичном экземпляре прототипа зашифрована мощность двигателя и немецкое написание слова «акула». С моделью Hai Петер Монтеверди хотел подняться на уровень выше и составить конкуренцию Ferrari, Maserati и Lamborghini. Компоновка спорткара среднемоторная — за сиденьями находится 7-литровый мотор Chrysler 426 Hemi V8. Примечательно использование задней подвески ДеДион.

С 5-ступенчатой механикой автомобиль набирал сотню за 4,8 секунды и имел максимальную скорость 295 км/ч. Всего в 1970 году было сделано два прототипа с различной длиной колёсной базы, а в девяностые из оставшихся запчастей для заводского музея была собрана ещё пара реплик.

По сравнению со всеми другими моделями марки, эта — просто бестселлер. За годы производства с 1976 по 1982 было продано около 1500 штук — половина от всех сделанных Monteverdi. За основу был взят американский внедорожник International Harvester Scout. В 1977 году конкурентов у Sarafi практически не было — ниша роскошных SUV была полупустой, а основным игроком в ней был Range Rover Classic.

Safari (и его более доступная версия по имени Sahara) оснащался 154-сильным V8 Chrysler 5.2, но была и чуть более мощная версия 5.7, а также безумная 300-сильная модификация с 7,2-литровым мотором. Она разгонялась до фантастических 200 км/ч, так что BMW X5 M придумали не вчера. Среди прочих решений — автомат, подключаемый полный привод, кондиционер и электростёкла.

В районе восьмидесятых компания пыталась делать свои дизайн-варианты Mercedes-Benz W126 и пары других моделей, но на фоне внедорожника и оригинальных спорткаров прошлого это были вялые попытки.

В 1984 году в Базеле закончили сборку последних машин и превратили фабрику в музей. Дримкар Hai 650 F1 стал безуспешной попыткой возрождения марки в 1992 году. К тому моменту Петер Монтеверди уже успел купить и вскоре закрыть собственную команду Формулы 1 Monteverdi — Onyx.

Поэтому автомобиль представляет собой накрытые дорожным кузовом формульные шасси и мотор Ford DFR V8, 658 л.с. Расчётная динамика — около 320 км/ч максимальной скорости и 3 секунды до «сотни».

По разным данным построили всего 2 или 3 прототипа. Hai 650 F1 был показан потенциальным заказчикам, но дальше разговоров дело не пошло. На момент подготовки  статьи музей в Базеле был закрыт, а коллекция марки перевезена в Verkehrshaus der Schweiz в Люцерне, где и сделаны фотографии к этому материалу.