Речь идет о независимых АЗС, которые закупают топливо у вертикально интегрированных нефтяных компаний. К банкротству могут привести налоговый маневр, предполагающий снижение экспортной пошлины, а также рост налога на добычу полезных ископаемых. Что будет с бензином и ценами на него в случае закрытия независимых АЗС.
Пока правительство всеми силами сдерживает рост цен на бензин, независимые продавцы топлива пытаются справиться с последствиями такой политики — удержать клиентов, которые теперь предпочитают заправки крупных компаний. С середины апреля бензин начал резко дорожать: уже в начале июня цена за литр 92-го перевалила отметку в 43 руб., а 95-й стоил больше 45 руб. В итоге правительство вынужденно снизило акцизы на бензин и дизельное топливо, а также рекомендовало крупным нефтекомпаниям увеличить продажи топлива на бирже на 3%.
Последние в свою очередь пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая. Однако в оптовом сегменте стабилизации цен не произошло. В итоге независимые игроки покупают у оптовиков топливо, стоимость которого примерно такая же, как и в рознице, рассказала «Коммерсантъ FM» совладелец саратовской сети заправок GP Vympel Екатерина Савкина.
Чтобы работать в ноль, небольшие сети вынуждены продавать бензин на 2-3 руб. дороже, чем его реализуют крупные компании: «На нефтебазе цена оптовая, если в литры перевести, и на их цели розничные отличаются по 92-ому копеек на 15 всего лишь. Есть расходы на продажи от 3 до 6 руб. Есть расходы на доставку. Мы расходов на продажу не покрываем. Стоить дороже доминирующего ВИНК, мы как бы стоим дороже в своем регионе до 2 руб., мы теряем тогда своих клиентов, которых нарабатывали годами».
В итоге все это может привести к еще большему росту цен и появлению черного рынка, пояснил «Коммерсантъ FM» глава Независимого топливного союза Павел Баженов: «Если сейчас независимые АЗС будут уничтожены, то мы будем наблюдать цены до 100 руб., потому что появится черный рынок. Независимые заправки — это именно те заправки, которые часто располагаются в отдаленных местностях, куда вертикальные компании принципиально идти не собираются и не пойдут. Сейчас уходят компании с меньшим запасом прочности — небольшие сети, где от одной до трех заправок. Дальше очередь пойдет сетей от пяти АЗС».
Чтобы избежать банкротства малых АЗС, государство должно отпустить розничные цены на топливо или перейти к непосредственному регулированию цен на бензин по всей цепочке, в том числе и в оптовом сегменте, считают в Независимом топливном союзе — хотя и эту схему там называют малоэффективной в долгосрочной перспективе. Еще одно возможное решение проблемы — государство просто выкупает независимые АЗС силами вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Однако те не горят желанием приобретать такие активы из-за антимонопольного законодательства, поделился с «Коммерсантъ FM» мнением вице-президент по PR компании «Роснефть» Михаил Леонтьев: «Существуют антимонопольные ограничения. Например, наша компания в процессе интеграции активов, которые мы приобретали у той же самой ТНК и “Башнефти”, должна была в рамках антимонопольного регулирования продавать избыточные заправки. То, что они говорят — это, по сути, ультиматум, потому что они выступают с заведомо трудноисполнимыми предложениями, чтобы заставить регулятора наконец обратить внимание на эту ситуацию и предпринять какие-то шаги».
По данным «Коммерсанта», оптовые цены на бензин перестали снижаться. В начале июня стоимость топлива на бирже упала на 3 тыс. руб. за тонну. С тех пор на торгах не зафиксировано значительных колебаний цен. При этом бензин продолжает дешеветь в рознице: на прошлой неделе 92-й потерял 4 коп., а 95-й — 3.