НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Тестируем советский БА-20: автомобиль, который разгромил японцев

22 февраля 2017 10:01
20 лет в строю, несколько войн и локальных конфликтов за плечами, а в финале геройской службы — забвение. Вспомним, что такое бронеавтомобиль БА-20

Японцы не ожидали подвоха в глубоком тылу. Два самолета едва коснулись земли, как тут же были сожжены шквальным пулеметным огнем. Так лихо отработала тройка замаскированных БА-20 из 9-й мотоброневой бригады, которая 22 августа 1939 года, завершая окружение противника, захватила склад горючего с аэродромом.

Столкновение с самураями на реке Халхин-Гол — звездный час советских легких бронеавтомобилей. Ни до, ни после они не добивались таких успехов: относительно ровная местность с твердым грунтом идеально подходила для быстроходной колесной техники.

Поручневую антенну по периметру корпуса с 1939 года заменила штыревая

«Машины показали хорошую проходимость и выносливость. Легкие броневики были в большом почете из-за своей подвижности и использовались для всевозможных целей (командирами штаба, командованием, делегатами связи, санитарами, связными, разведчиками, для доставки горячей пищи в термосах на передовые позиции под арт. обстрелом и др.)...» — приводит историк М. Коломиец выдержку из отчета красноармейского командования.

Броневики-долгожители по обе стороны фронта

Хотя тревожные звоночки уже прозвучали. Броня БА-20 толщиной 4-6 мм выдерживала винтовочные выстрелы, но крупнокалиберный пулемет, а тем более противотанковая пушка прошивали корпус насквозь. Броневик оказался пожароопасным — попадание снаряда или бутылки с зажигательной смесью гарантировало полное уничтожение машины. Экипаж обычно спастись не успевал. Вязкий грунт или пересеченная местность превращали БА-20 в хорошую мишень — проворно двигаться по бездорожью бронеавтомобиль не мог в силу конструкции (об этом чуть позже).

В Польской кампании 1939 года, когда Красная Армия двигалась навстречу германскому Вермахту, при «освобождении» Прибалтики и Бессарабии серьезных боев у бронемашин не было. А вот финны в ходе Зимней войны потрепали советские части серьезно. К примеру, попавшие в окружение 8-я и 9-я армии потеряли в боях едва ли не все БА-20, часть досталась противнику в исправном состоянии.

Мясорубка начала Великой Отечественной переварила оставшиеся из 2 тысяч выпущенных БА-20 всех модификаций. С 1942 года их сборка прекратилась, в войска стал поступать более совершенный БА-64.

Но отдельные ветераны-«двадцатки» держались до конца. На Ленинградском фронте, где война носила позиционный характер и потери техники не были столь велики, парочка БА-20 числилась в составе 48-го отдельного автобронебатальона 54-й армии даже в 1944 году! А летом 1945 года круг славы замкнулся, когда 17 легких бронемашин 111-й танковой дивизии поучаствовали в разгроме Японии.

Интересно, что трофейные БА-20 с удовольствием использовали враги — немцы, румыны и особенно финны. Последние сняли с вооружения советские легкие броневики лишь в... 1957 году! Сейчас только в финском танковом музее городка Парола представлен комплектный БА-20М — единственный сохранившийся в мире. А в России пусто. Нашим мастерам остается строить реплики разной степени близости к оригиналу...

Как страйкбол помог истории

Идея создать «силуэт» БА-20 появилась у Артема около 10 лет назад, когда он работал в Нижневартовске и увлекался страйкболом. Для пущего погружения в реальность сражений требовалась боевая техника, и относительно простым выходом виделся бронеавтомобиль. Ведь в 1930-е годы их строили на обычных автомобильных шасси.

Тот же БА-20 представлял собой не что иное, как сварной бронекорпус Ижорского завода, посаженный на платформу «эмки» — ГАЗ-М1. На нее ставили усиленный накладками передний мост и пулестойкие шины. 3,3-литровый карбюраторный мотор отдачей 50 л.с. и трехступенчатая механика оставались «гражданскими».

Раритетных агрегатов в Сибири было не сыскать, удаленный поиск в других регионах влетал в копеечку. Поэтому Артем решил заново изготовить корпус на манер оригинального, а шасси собрать из того, что оказалось под рукой.

Копия в масштабе 1:1

Когда-то БА-20 изрядно попортил кровь японцам, а теперь они помогли ему возродиться. В основу реплики легла перекроенная рама Nissan Patrol. Мостами и подвеской поделилась ульяновская «буханка», а карбюраторный двигатель, коробку передач и раздатку взяли у «Нивы».

Со стальным корпусом вышло сложнее. Удалось найти чертежи в масштабе 1:35, на которых обозначались лишь общие габариты. Поэтому остальные размеры пришлось вычислять. Ошибся на миллиметр, получил в реальности расхождение в 3,5 см... Так что работа оказалась кропотливой — на постройку реплики ушел год.

Зато на выходе получился, выражаясь языком оружейников, массо-габаритный макет. Воевать им нельзя, но понятие об удобстве, вместимости и прочих «потребительских» параметрах настоящего броневика реплика дает. Поэтому БА-20 скоро перерос страйкбол. Бронеавтомобиль Артема стали приглашать на исторические реконструкции и военные парады.

Хорошо сидишь, но плохо видишь

«А в смотровую щель такое небо смотрится...», — эх, фантазируют авторы песни. Какое к черту небо?! Дорогу бы разглядеть! С закрытыми бронелюками БА-20 превращается в грохочущую слепую повозку. Смотровых приборов-триплексов нет, дикая вибрация... Чтобы хоть как-то ориентироваться, пришлось прильнуть к полоске света высотой от силы пара миллиметров. Так и ехал, стукаясь головой о железные потроха бронекорпуса.

Проблемы с обзорностью вылезли уже при первых испытаниях, когда БА-20 готовился к производству. Но военные приняли эту особенность как данность. И действительно, на легких броневиках опытные экипажи не только гоняли под 90 км/ч, а даже ночью воевали!

...При движении БА-20 в боевом положении со скоростью выше 15–20 км/ч наблюдение за дорогой и обзор по сторонам в смотровые щели передних люков становится невозможным.
Комиссия НИБТ по испытаниям БА-20

В остальном БА-20 неожиданно проявил гуманность к водителю. Напомню, в более современном БА-64 человек вынужден пролезать внутрь через узкие нижние люки и ютиться верхом на коробке передач, обнимая ногами раскаленный мотор и управляясь как-то с рычагами, торчащими из-под баранки.

А тут — пусть маленькие, но нормальные двери. И сидишь, как в легковушке, с поправкой на суровый железный «декор», жару и вонь выхлопных газов вперемешку с топливом. Зато руль, педали, переключатели стоят в правильных местах, только к «кочерге» механики приходится тянуться, а «баранка» без усилителя требует сильных рук. По меркам бронетехники даже просторно — на БА-20 с радиостанцией рядом с водителем размещали третьего члена экипажа.

Стрелку тоже довольно вольготно. В отличие от БА-64, башня в «двадцатке» опирается не на громоздкую поворотную тумбу, а на крышу корпуса. Так что на мотоциклетное сиденье пробираешься без проблем и при ранении есть шанс спастись, успев покинуть подбитую машину. Но вращать башню приходится своим телом, упираясь в заднюю стенку. А еще с пулеметом ДТ надо сладить и через те самые узкие щели наблюдать за полем боя — все это требует изрядной сноровки.

Командиром в БА-20 был башенный стрелок, а на радиофицированных бронеавтомобилях — сидящий справа от водителя радист

Когда в скорости — спасение

Реплика все время ездит на понижающей передаче и с полным приводом. По словам Артема, только так можно перемещаться в полевых условиях во время реконструкций сражений. Однажды передок отрубился, так БА-20 встал на первой же скользкой горке. Просто уперся, а колеса бесполезно шлифовали грязь. Вот почему оригинальный броневик, у которого ведущим был только задний мост, военные старались на бездорожье не использовать.

Серийным агрегатам было тяжело тащить на себе груз бронекузова. Реплика получилась чуть легче оригинала (примерно 2,1-2,2 т против 2,3-2,4), нивовский двигатель в 1,5 раза мощнее «четверки» от ГАЗ-М1, активна понижайка в раздатке, но БА-20 набирает ход лениво. Перед включением следующей передачи мотор надо как следует раскрутить, поскольку сопротивление движению так велико, что при выжатом сцеплении броневик тут же замедляется. Проворонил момент — заглох. А значит — подбит.

Но если удавалось сохранить ход и застать противника врасплох... Снова перенесемся на Халхин-Гол в 1939 год, где 9-я мотоброневая бригада гоняет разбитых японцев. 11 суток советская часть действовала в тылу врага, имея ежедневные столкновения. И на счету ее шести БА-20 единственный в том конфликте ночной бой. Вот как его описали современники:

«Ночь была лунная, и силуэты убегающих японцев были видны на дистанции 200-400 м, местность была равнинная, отдельные места были изрыты траншеями. Башенные стрелки устанавливали прицел при свете в башне, после чего стрельба велась без всякого света с прицелом 4. Все броневики вели огонь в одно место. Результаты стрельбы оказались очень эффективными. Ночью было видно, как ложились японцы. Считали, что они укрылись, но утром проверили и нашли во всех местах, куда вели огонь, трупы соответственно количеству силуэтов. Стрельба велась с остановок после броска вперед. Машины шли колонной на дистанции 10-20 м и огонь вели в сторону».

Так что каждой технике — свое место и время. Просто одним, вроде танка Т-34, отведены годы, а другим — неуловимое мгновение...

P.S.

Этот БА-20, а также другие бронемашины летом 2017 года отправятся в пробег «Дорога мужества», организованный Военно-техническим обществом. С 17 по 22 июня участники проедут 2300 км от Москвы до Бреста, чтобы почтить память павших в Великой Отечественной войне. Достижение войдет в Книгу рекордов России как самый длительный марш-бросок на бронетехнике.