НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Пятерка» против «пятерки». Битва старых BMW

3 февраля 2017 10:01
Взрослые дяди ноют: раньше были настоящие машины, а сейчас — одноразовое барахло. Возможно. Но что лучше — «давно» или «совсем давно»?

Лимонной BMW 528 стукнуло 42 года, красной 524td — 31. По виду и не скажешь — уж слишком нарядные. Даже за границей машин в таком состоянии сохранилось мало, а в России — единицы. Первые «пятерки» буднично гибли в разборках братков и дорожных войнах, рассыпались на ухабах, растворялись в антигололедных химикатах... Какими бы выносливыми ни были классические немецкие седаны, годы уравняли модели разных эпох.

BMW 528 E12
BMW 524td E28

В начале 90-х такой сравнительный тест мог состояться где-нибудь на задворках авторынка в Южном порту. Одурманенный широтой выбора, народ охотился за крутой и престижной немецкой тачкой все равно какого поколения. Вопрос стоял лишь в том, что взять при дефиците денег — как минимум десятилетнюю BMW 5-й серии Е12 или, «срубив бабла», все же раскошелиться на «пятерку» посовременнее.

Между тем, каждая из этих машин — индивидуальность, знаковый рубеж для BMW. Седан Е12 вообще родоначальник 5-й серии, основатель знаменитой династии. Модель второго поколения в кузове Е28 — электронная революция и первый для баварской компании дизельный мотор. Общее разве что имя, а характеры — разные.

BMW 528 E12
BMW 524td E28

528: «на веслах», но с автоматом

«Пятерка» Е12 пришла на смену седанам New Class в 1972 году. До 1984 года сделали около 700 тысяч машин, но наш экземпляр довольно редкий. 528-е начали сходить с конвейера в начале 1975-го, а уже в следующем году всю 5-ю серию подвергли модернизации. Так вот лимонная четырехдверка еще из дорестайлинговой серии. Таких выпустили всего 37 501.

Внутри своеобразно, но уютно. Голову дурманит легкий «карбюраторный» аромат, тело обволакивает мягкое «вельветовое» кресло, надписи на немецком (привет, Alfa Romeo, со своими «benzina» и «acqua») создают настроение — резервация автомобильного фаната! Пассажирам тесновато, но и они рады: стойки кузова тонкие, поясная линия низкая, оттого в салоне много воздуха. И света — в крышу встроен люк с ручным приводом. Боковые стекла тоже «на веслах».

Трогательных винтажных деталей в 528-й полно: изогнутая комбинация приборов, встроенные в переключатель скорости вентилятора часы VDO, радиоприемник на манер советской «Былины«...В середине 70-х это был шик. А еще тут автоматическая коробка передач! Эх, таким мог стать наш «Москвич», если бы концепты 3-5-5 или 3-5-6 добрались до конвейера.

524td: кто в мрачном доме хозяин

Красная 524td похожа на первую «пятерку» дизайном кузова и размерами, но по ощущениям тут теснее и атмосфера другая — мрачная. Фактура пластика проще, тканевые кресла все такие же плоские, однако более плотная набивка меньше располагает к вальяжности. Да и в оформлении никаких милых излишеств — все подчинено порядку.

BMW 528 E12
BMW 524td E28

Попутчики морщатся, зато водителю в кайф — я узнаю почерк BMW! Массивная консоль развернута к тебе; педальный узел по миллиметрам выверен, пусть и чуть смещен влево; показания приборов считываются мимолетным взглядом, за четырехспицевый руль приятно взяться, рычаг коробки, переключатели... Вот бы в жизни так всегда было — четко, логично, на своих местах.

Баварцы же еще в 1981 году поняли: эргономика — ключ как к комфорту, так и водительскому счастью. Плюс, впервые в истории BMW додумались предложить рачительным европейцам дизель: гоняй на драйверском седане, экономь на топливе. Это случилось в 1983-м, но наш экземпляр выпущен три года спустя, а всего таких машин по миру разошлось 74 602. То есть каждая десятая E28 питалась соляркой.

BMW 528 E12
BMW 524td E28

Турбина против двух карбюраторов

Турбодизель M21D24 тарахтит, однако в салоне на удивление тихо и вибраций нет — рядная «шестерка» конструктивно полностью уравновешена. Сцепление схватывает в самом верху, но этот момент нетрудно поймать. Трогается 524td легко, а вот дальше не едет. До 2000 оборотов мотор спит, зато когда турбина Garret раскрутится... Ю-ху, понеслось, тяга прет! Только успевай передачи в пятиступенчатой механике Getrag отщелкивать, тем более что рычаг с четким механизмом и невесомым приводом к этому располагают.

Сегодня 12,9 с разгона до «сотни» и 180 км/ч максималки — не повод для гордости, но в 1983-м BMW 524td прослыл самой быстрой дизельной легковушкой в мире! При этом паспортный средний расход солярки составлял 7,1 л/100 км.

Бензиновая рядная «шестерка» M30B28, разумеется, прожорливее. Зато едет BMW 528 с таким мотором еще круче. При похожей массе около 1,4 т лимонный седан мощнее — 165 сил против 115 у 524td, плюс гидротрансформатор трехступенчатого автомата добавляет тяги при старте. Конечно, примитивную коробку сложно назвать расторопной — она тупит и порой дергает при переключениях, но если нажать на газ как следует... Сдвоенные карбюраторы Solex Zenith (на впрыск этот движок переведут в 1977-м) реагируют с энтузиазмом, без раздражающих экологических пауз, «шестерка» с удовольствием крутится до красной зоны, и очень скоро ты понимаешь — заявленные 198 км/ч достижимы, равно как и 10 с разгона до «сотни».

Так что задние дисковые тормоза на 528-й не выглядят излишеством. Ведь на более современной 524td на второй оси стоят обычные барабаны. Впрочем, обе машины осаживаются уверенно. Педаль жесткая, требует твердой руки (тьфу, ноги), но схватывают механизмы как следует.

BMW 528 E12
BMW 524td E28

Пожелайте им здоровья

524td удивила плавностью хода: щербатую брусчатку и кочки независимые подвески растворяют где-то далеко от салона, в шлепках шин по неровностям. А вот с рулежкой — прозаичнее. Баранку надо крутить активно (механизм «длинный»), да еще с упреждением. E28 вваливается в поворот, изрядно кренясь и приседая на внешнее переднее колесо, но на этом спецэффекты заканчиваются. Если хватило мужества не сбросить ход, «пятерка» прилипнет к дуге и не слезет с траектории до конца маневра.

А как E12? В целом похоже, но с окончательными выводами не станем торопиться — организм 528-й дал сбой. Когда из-под днища на каждой яме доносится железный лязг — не до драйверского веселья. Похоже, «суставы» подвески в виде сайлент-блоков не то что накрылись — рассыпались песком. Возраст берет свое даже у коллекционных экспонатов. Хотя они уже всем все доказали, так пусть останутся в нашей памяти героями своего времени. Согласны?