За все годы УАЗ выпустил около 5 миллионов машин более 250 модификаций, которые разошлись по 130 странам мира! Вообще же география путешествий ульяновских вездеходов — своего рода гид по экстремальным местам планеты.
1956 год. Индонезия
Первая экспортная поставка ГАЗ-69 чуть не обернулась скандалом. Не успели машины толком пощупать дороги Индонезии, как шины превратились в решето. Местным термитам пришлись по вкусу покрышки на основе натурального каучука! Контракт срывать нельзя — инженеры в срочном порядке внедрили искусственный заменитель. УАЗ в беде оказался не одинок. С подобной проблемой в тропиках столкнулись в то время едва ли не все автопроизводители.
1962-1964 годы. Памир
К производству готовился УАЗ-469. Заводчане гоняли прототипы в хвост и гриву, за несколько этапов намотав свыше 55 тысяч километров по самым сложным дорогам Советского Союза.
Пожалуй, наиболее экстремальный участок испытаний пролегал по горным тропам Памира на больших высотах. Маршрут Ош — Хорог — Душанбе отличался щебеночными и грунтовыми дорогами с затяжными спусками-подъемами, крутыми поворотами и перевалами. Причем в октябре-ноябре 1962 года УАЗ-469 отправились в пробег с «балластом» — внедорожники тащили за собой прицепы с грузом 850 кг.
1964 год. Коми
В Ульяновске начали работу над снегоходом для труднодоступных районов в 1960 году. На «головастик» УАЗ-451С вместо передних колес устанавливались лыжи, а на заднюю ось монтировались резино-металлические гусеницы. Силами двух человек переделка грузовичка в снежный вездеход занимала один час.
Первый опытный образец вышел на испытания в 1963 году, а следующей зимой уже два прототипа отправились в республику Коми. В 1965-м УАЗ-451С совершили пробег по маршруту Новосибирск — Омск — Кустанай — Уральск — Ульяновск. Испытатели отмечали, что в Сибири и Казахстане для снегохода не нашлось непроходимых снежных преград.
При дорожном просвете 40 см и грузоподъемности до 800 кг УАЗ-451С разгонялся по целине до 15-20 км/ч, а по санно-тракторным дорогам — до 40-45 км/ч. Но в серию снегоход не пошел.
1973 год. Магадан
Едва УАЗ-469 встал на конвейер, как его взяли в оборот столичные журналисты. Весной 1973 года два ульяновских внедорожника отправились из Москвы в Магадан. В то время столь протяженный пробег по распутице и тотальному бездорожью был сродни подвигу. И, тем не менее, машины доехали до конечной точки и вернулись назад своим ходом, преодолев за раз 40 тысяч километров. 4,5 месяца «козлики» и пресс-экипажи находились в пути.
1974 год. Эльбрус
4200 метров. Советские вездеходы первыми поднялись на такую высоту по склону Эльбруса. Причем три УАЗ-469Б специально не готовили. На них не было лебедок, цепей противоскольжения и прочего нестандартного оборудования.
Восхождение стартовало от поселка Терскол на отметке 2150 м — дальше начиналось снежно-ледовое бездорожье. Ульяновцы планировали подготовиться тщательнее, но внезапно с просьбой о помощи обратились горноспасатели. На высоте застряли люди, надо экстренно доставить наверх специнвентарь. И машины выехали в срочном порядке, без предварительных тренировок.
«Слева — отвесный обрыв глубиной более километра, справа — как стена встали скалы, проселочная дорога превратилась в узкую горную тропу, по которой до последнего времени ходили лишь ишаки... Разреженный воздух отнял у двигателей 20-30 л. с., шины из последних сил вгрызаются в каменную осыпь и периодически начинают буксовать, колеса по левому борту вот-вот сорвутся вниз. Но вдруг горы как будто расступились, и перед нами встало обледенелое заснеженное плато... Весь путь занял около 38 минут. Спасатели с нашей помощью смогли добраться до терпящих бедствие альпинистов очень быстро. Все люди были спасены», — вспоминал о восхождении один из участников Владимир Харужа.
1975 год. Сахара
Экспедицию организовали итальянцы. Идею подкинул президент римского клуба «Фуористрада» Джорджио Певерини, а за реализацию взялись братья Марторелли — фанаты УАЗов и фактически главные дистрибьюторы ульяновских внедорожников в Италии.
В пробег через Сахару отправились три УАЗ-469Б, один дизельный «козлик» (Марторелли ставили моторы VM или Peugeot) и мотоцикл «Днепр». Автомобили подготовили к опасному маршруту, нагрузили экспедиционным скарбом, но единственной несерийной деталью стал дополнительный бензонасос.
Путь из Туниса через Сахару с возвращением на северное побережье Африки составил 11 тысяч километров, причем семь из них УАЗы прошли через пески. Машины выдержали колоссальную нагрузку. Братья вспоминали, что на одном автомобиле лопнул шкив водяного насоса, а второй неприятностью стало разрушение переднего моста. Водитель не заметил глубоких ям и влетел в них на полном ходу. Тем не менее, подбитый УАЗ-469Б проехал на заднем приводе до места ремонта еще 1500 км.
1976 год. Якутия
УАЗ-452АС — так назвали экспериментальную «буханку» для районов Крайнего Севера. В течение полутора месяцев машину испытывали наравне с серийной «скорой помощью» в Якутии, где морозы в то время доходили до минус 50 градусов.
Основные отличия прототипа заключались в усиленной термоизоляции, двойных стеклах, дополнительных отопителях, автономной «печке» и спецоборудовании для экстренной медицинской помощи. Его, кстати, не раз пришлось пустить в дело. За те 12 000 км, что «буханки» намотали по зимним дорогам и целине, они неоднократно приходили на выручку терпящим бедствие.
Однажды водитель-испытатель Юрий Рукин умудрился пробиться в якутское селение к роженице. Девочка появилась на свет прямо в машине (в изолированном отсеке держалась температура 30 градусов тепла), а назвали ее Ульяной в честь родного города УАЗа. «Буханки» до сих пор популярны в Якутии, отчего этот край часто называют Уазляндией.
1977 год. Каракумы
Где испытать модернизированный двигатель? Ульяновцы отправились в пустыню Каракумы. Разумеется, своим ходом, запланировав маршрут в 10 тысяч километров по маршруту Москва — Горький — Ташкент — Каракумы — Баку — Тбилиси — Ростов-на-Дону — Харьков — Москва.
Помимо моторных обновлений, участвовавшие в пробеге УАЗы отличались опытной светотехникой, улучшенными тормозами, более удобными сиденьями. Инженеры сознательно выбирали дороги посложнее. Помимо собственно пустыни, заглянули на плато Устюрт и Памир.
Автомобили справились, поэтому в 1979 году ульяновцы решились не просто наведаться на окраины Каракумов, но пересечь пустыню с севера на юг. Дорог как таковых там не было. Два дня и 500 км ехали по солончакам и барханам, ориентируясь только по солнцу, вспоминают ветераны завода.
1982 год. Италия
Братья Марторелли — те самые, что штурмовали на УАЗах Сахару, любили не только экспедиции, но и автоспорт. Гонялись, само собой, на ульяновских машинах. А накопленный опыт использовали для доработки советских внедорожников. В 1982, 1984 и 1992 годах на УАЗах выигрывали чемпионат Италии.
2015 год. Анды
Серийный УАЗ Патриот (из доработок — только «зубастые» покрышки) с бензиновым двигателем ЗМЗ выехал на знаменитый ралли-рейд «Дакар» в качестве машины сопровождения. 14 тысяч километров прошел внедорожник через горы и пустыни, выдержав перевалы через Анды на высоте 5 000 метров и 50-градусную жару.
2015 год. Колумбия
26 декабря 2015 года с почты колумбийского городка Пасто ушло письмо в адрес Ульяновского автозавода. Некто Иван Понсе Мена восхищался простотой и неприхотливостью УАЗ-469Б, который вот уже четверть века возит его семью по горной местности. Кстати, первые УАЗы появились в Колумбии в порядке бартера с СССР за... бананы!