Впервые оказавшись на IAA — крупнейшей грузовой выставке мира — ты словно уменьшаешься в размерах. На бескрайних стендах, где громоздятся большегрузные экспонаты, впору заблудиться. Ходишь-бродишь, задирая голову на высоченные кабины... Интересно — как выглядел процесс монтажа такой экспозиции? И с чего тут начать? Ответ подсказывает скопление публики. В центре внимания немногочисленные концепты, которыми производители грузовиков балуют редко — и тем интереснее.
Вот публика толпится на стенде Mercedes-Benz. Здесь стоит Vision Van — проект малотоннажного перевозчика из будущего. Водителю такого впору платить половину зарплаты. Ведь в кузове многоумная система сортировки грузов: сама выбирает и выдвигает для разгрузки нужный, когда фургон приезжает к адресату. А доставить посылку весом до двух килограммов могут управляемые со смартфона дроны, радиус действия которых 10 км. Vision Van электромобиль с запасом хода не менее 80 км, а прогнозируемый максимум свыше 250 км. Система довольно уязвимая (представьте, что села зарядка смартфона, дрон столкнулся с птицей и т.д.), зато эффектная. Рядом на стенде электрический же среднетоннажный Urban eTruck: литий-ионные батареи сулят запас хода в 200 км. Например, для мусоровоза в самый раз. Urban же — значит, «городской».
Многолюдно и на территории Volkswagen. Уже по совершенно «земному» поводу: здесь торжественно представляют новое поколение модели Crafter. Хирургически отточенный экстерьер, богатый интерьер, интересные электронные ассистенты. Полная масса до 5,5 тонны, объем грузового отсека до 18 кубометров, турбодизель 2.0 TDI развивает мощность 102-177 л.с., МКП6 или АКП8. Предлагаются фургоны с несколькими вариантами длины и высоты кузова, пассажирские и бортовые исполнения. И три версии привода: передний, полный 4MOTION и задний. Талантливый VW Crafter уже выиграл международный приз «Фургон года 2017». И даже обзавелся электрической модификацией e-Crafter, которую также представили в Ганновере. Еще одной премьерой фирмы стал VW Amarok с турбодизелем V6 3.0 мощностью 204 л.с. Любо? И дорого!
Толпа схлынула со стенда VW и приливной волной накатилась на соседний стенд немецкой компании MAN. Главная премьера... все тот же Crafter! То есть, его клон, MAN TGE. Это первый современный малотоннажник фирмы. Различия с Крафтером — в облицовке и эмблемах. И вновь те же слова о прогрессе, универсальности, исключительной эффективности и выгоде. На минуту создается впечатление, что вокруг Крафтера/TGE вертится вся нынешняя IAA. Это он, один из идеальных грузовиков настоящего?
Вновь последуем за людской массой любопытных. Внимание на стенд итальянской фирмы Iveco. Только что сдернули покрывало с концепт-трака Iveco Z, созданного совместно с топливной фирмой Petronas. Вау! Гвоздь выставки определен! Z — это от слова zero, ноль. Итак, обещаны «нулевое» загрязнение воздуха и ноль стресса для водителя. Выглядящий как реквизит для «Звездных войн» тягач мощностью в 460 л.с. заправляется сжиженным газом, которого должно хватить аж на 2200 км пути.
Поднимаюсь в кабину и оторопеваю. Это грузовик или офис? А эта «рогулька» — руль? Водительское место по нынешним меркам — космос. На стоянке задняя часть кабины выдвигается назад на 50 см, чтобы сделать более комфортным доступ к кухне, душу и спальному месту. Лет через двадцать мы, наверное, уже не будем удивляться подобному убранству. А пока тягач Z — сказка с массой оговорок. Например, тут почти нет отсеков для мелочи. В общем, поживем — увидим.
А вот к еще одной крупной (буквально) серийной премьере после пресс-конференции сходу вовсе не пробиться. К машинам очереди. Это новое поколение шведского дальнобойного грузовика Scania R и S. Дизайн во многом традиционный, но кабины R и S полностью новые с усиленными каркасами и «четырехэтажной» светотехникой. У версии S — «внутренний мир» с ровным полом, чего у большинства европейских конкурентов нет. Я отстоял очередь к R с моторным тоннелем, забрался и захлопнулся — как же комфортно внутри! Какая тщательная проработка деталей! И безопасно: фирма Scania одной из первых предлагает боковые надувные занавески.
Двигатели экономичные и экологичные, отвечающие нормам Евро 6: рядные 13-литровые мощностью 410-500 л.с. или 16-литровые мощностью 520-730 л.с. Коробка передач: роботизированная Opticruise с возможностью переключений в ручном режиме — теперь более оперативная. Увеличенная база, модернизированное шасси, усовершенствованный круиз-контроль... Авторитетные «грузовые» коллеги, которым уже довелось поездить на новой Скании, сыплют комплиментами плавности хода, шумоизоляции, маневренности и тяговитости. Машина удалась. Еще один из идеальных грузовиков настоящего? А вот заклятые конкуренты шведская фирма Volvo и голландская DAF ничего выдающегося из серийного на выставке не представили.
Впрочем, Volvo выкатила сюда The Iron Knight («Железного рыцаря»). Жуткая вещь! Самый быстрый грузовик в мире, построенный на основе Volvo FH. Автомобиль, на котором швед Бойе Овербринк — в прошлом участник кольцевых гонок на тягачах — недавно побил несколько рекордов. Дистанция 500 м пройдена за 13,71 с со средней скоростью 131км/ч, километр — за 21,29 с со средней скоростью 169 км/ч. Максимальная скорость составила 276 км/ч.
Особняком стоят «американцы». На европейские дороги путь им практически заказан — из-за ограничений автопоездов по длине. Но ведь выставка в Ганновере всемирная. Вот и красуется здесь обтекаемый прототип Inspiration Truck — это тягач Freightliner Cascadia Evolution с «автономной» технологией от Mercedes-Benz, причем, как утверждается, получивший право выезда на дороги общего пользования. Под капотом 400-сильный мотор Detroit DD15. Рядом серийный Western Star W5700XE со схожим двигателем, этот можно покупать хоть сейчас. Да вот только пустовато на стенде: ни тебе стендисток в ковбойских костюмах, ни сотрудников, ни любопытствующих. Диковина и только.
Шоу-траки у производителей коммерческой техники тоже не в чести. Тем любопытнее было внезапно увидеть многорукое чудовище с грейферами на концах четырех телескопических стрел. Так чудят японцы. Праворульная штуковина называется Fuso Spider («Паук»), построена на основе модели Super Great V и приводится в действие 338-сильным двигателем.
На мой взгляд, не менее эффектным шоу-каром — этаким пони среди першеронов — выглядит крошечный электрический Renault Twizy. Вы будете смеяться, но карапузу с кабинкой шириной в одно кресло оформили грузовой отсек и выставляют на полном серьезе. Для почтальонов, что ли? Еще один любопытный шоу-кар обнаружился на стенде Nissan. Прототип EnGuard Concept на основе пикапа Navara предназначен для поисково-спасательных операций. В активе 190-сильный дизель 2.3 и вспомогательные батареи. В кузове пеналы со спасательным оборудованием (фонари, рации и т.д.) и c дроном, который может действовать в радиусе 6 км. Из борта выдвигается дисплей, демонстрирующий картинку с камеры дрона. Вас определенно спасут.
Но еще интереснее было найти на открытой территории IAA стенд... ГАЗа. Дебют линейки моделей Next! Приятно повеяло Родиной, тем паче, что на презентации удивленных качеством продукции европейцев поили водкой и кормили черной икрой. Что представили? Две Газели Next, два Газона Next (один на газовом топливе), Урал Next и новый автобус Kursor. Зачем они в Европе — с двигателями Cummins и ЯМЗ, отвечающими лишь Евро 5? Главная цель — поведать о себе на международной выставке не столько Европе, сколько всему миру. Приоритетные зарубежные рынки для ГАЗа: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и «леворульные» страны Азии. Удачи.
Тягачи. Автобусы. Фургончики. Кемперы. Чуды-юды с поворотными кабинами и манипуляторами. Полуприцепы. Тюнинг. Запчасти. Слегка очумев от основной экспозиции IAA, можно напоследок отдохнуть в огромном павильоне олдтаймеров. Чего тут только нет! Точнее, нет теперь и многих марок. Bussing, Gutbrod, Faun, Hanomag, Henschel, Krupp, старые Мерседесы, старые автобусы Setra и британский даблдеккер Bristol. От грузовиков, которые видели еще персонажей Эриха-Марии Ремарка до... нашего родного КамАЗа — только отреставрированного в «неправильных» цветах. Все диковинные машины на госномерах, все на ходу и еще могут передвигаться по дорогам общего пользования!
С выставки меня вывозит микроавтобус, за окном которого тянутся по германским дорогам разномастные грузовики. Пока еще за рулем сосредоточенные водители. Но уже не за горами день, когда можно будет цитировать фантастический рассказ Стивена Кинга: «В грузовиках никого не было. Солнце отражалось от стекол пустых кабин. Колеса вращались сами по себе». И мы будем воспринимать все это так же обыденно, как сейчас воспринимаем какой-нибудь датчик дождя или камеру заднего вида.