Недавно мы уже писали, что можно проверить историю подержанного автомобиля с помощью интернет-сервисов — многочисленные сайты обещают предоставить информацию о марке, модели, годе выпуска транспортного средства, истории регистрационных действий, наличия ограничений или ДТП, а также его нахождения в залоговом реестре. Как выяснилось, сайтов таких достаточно много, причём большинство из них предлагает заплатить деньги за проверку ТС. А потому мы решили протестировать, действительно ли они дают достоверные данные, и стоит ли тратить деньги.
Для этого мы нашли несколько автомобилей с гарантированными «проблемами» — часть из них побывала в ДТП, а за некоторые ещё не выплачены кредиты — и «прогнали» их через проверки на интернет-сайтах. Сразу оговоримся, что дело не касается пригнанных машин — существуют способы проверки по базам Carfax, Autocheck и многочисленным западноевропейским реестрам ДТП. Но в связи с ростом курса валют поток таких машин резко снизился. И если несколько лет назад информацию по VIN предоставляли только платные сервисы, то в последние годы появились и государственные сайты, где для получения автоистории платить уже не нужно. Какие рисуют более полную картину? Начнём с государственных.
Сайт ГИБДД
Наиболее доступным является сервис, запущенный ГИБДД — на сайте Госавтоинспекции достаточно просто вбить VIN интересующего вас автомобиля или мотоцикла, чтобы получить информацию. Не нужно даже регистрироваться! По истории регистраций и соответствию марки, модели и года выпуска нет никаких вопросов. Также предоставляются данные по нахождению автомобиля в розыске или наложенных ограничениях.
Красота? Не совсем. Камень преткновения — ДТП. Сайт ГИБДД гласит, что доступны сведения о ДТП с начала 2015 года. Но на практике мы не нашли нескольких аварий 2015 года, хотя данные о происшествиях в 2016 году предоставляются уже в полном объёме.
Портал «Автокод», созданный по инициативе УГИБДД г. Москвы, предоставляет множество полезной информации и, в том числе, автомобильную историю, использование машины в качестве такси или аннулирование учёта. Но есть ряд ограничений. Во-первых, нужно быть зарегистрированным пользователем (либо связать с порталом социальные сети). Во-вторых, требуется не только VIN (или госномер транспортного средства), но и свидетельство о регистрации. И, наконец, информация предоставляется только для машин и мотоциклов, собственники которых прописаны в Москве или Московской области.
Взамен «Автокод» предоставляет больше информации, чем сайт ГИБДД — мы нашли множество ДТП начиная ещё с 2007 года! С недавних пор там появилась возможность узнать пробег (пока далеко не для всех машин) — данные берутся из диагностических карт. Но, вот незадача, при покупке диагностической карты автомобиль демонстрировать не нужно, поэтому можно продиктовать любые цифры. Так у одной из проданных пару месяцев назад машин пробег магическим образом «стал» 20 тысяч вместо 83... Но при легальном прохождении техосмотра в базу данных попадают реальные показания приборного щитка.
Кроме того, информация, попадающая в «Автокод» из страховых компаний, может включать в себя данные и по страховым случаям. Это не обязательно ДТП — например, обращение после повреждения градом или разбитое кем-то стекло. Если страховщики выложили эти сведения в базу, то они будут в «Автокоде» — они нам попадались в ходе проверки. А вот о заложенных автомобилях там не узнать — для этого лучше посетить сайт ФНП.
На сайте ФНП можно «пробить» транспортное средство на предмет нахождения в реестре залогов. Кажется, всё просто — вбивай VIN и жми кнопку. Но из четырёх кредитных машин только две оказались в списке! Дело в том, что информацию банки вносят в добровольном порядке. Ответственными в нашем случае оказались ЗАО «Тойота Банк» и ООО «БМВ Банк», работающие непосредственно с официальными дилерами, а сотрудники ЗАО «ЮниКредит Банк» утруждать себя не стали.
Частные сервисы по проверке автомобильной истории зазывают возможностью проверить всё и сразу в одном месте. Причём часть информации можно получить бесплатно — так больше шансов подцепить на крючок и дать понять, что VIN действительно скрывает информацию о конкретном автомобиле. Обычно бесплатно можно узнать данные о марке, модели, годе выпуска, а иногда даже и о государственном регистрационном знаке. Всё остальное — за деньги. Итак, платить или нет? Угнанных машин или с наложенными ограничениями у нас для проверки не оказалось, поэтому мы сверялись по ДТП, кредитам и количеству собственников.
Сервис, который развивает агентство «Автостат Инфо», снабжающее разнообразной статистикой по российскому автомобильному рынку, просит заплатить за полный отчёт 300 рублей. Что получит потенциальный покупатель за эти деньги? Информацию по характеристикам (мощность и тип двигателя, расположение руля, масса), данные по растаможке (дату, страну отправления, номер таможенной декларации), а также количество собственников с датой регистрации и регионом их проживания (последние данные устарели — нет изменений с конца лета 2016). Плюс возможные данные об эксплуатации в такси или утилизации. Но при этом нет ничего о ДТП или нахождении в залоге! Причём даже для тех ТС, данные о которых есть в открытых источниках — на сайтах ГИБДД и ФНП.
Сайт предлагает расшифровку VIN — марку, модель автомобиля или мотоцикла, его характеристики. Кроме того, данные с VINformer используются и на некоторых других сайтах (есть даже «прикрученные» к площадкам о продаже подержанных ТС). Особо мнительные могут проверить ПТС — действительно ли он не поддельный. Для этого нужно вбить его данные — серию, номер, место выдачи. А для праворульных машин есть возможность ввести номер кузова (VIN у них отсутствует). Однако информацию о ДТП, залогах, розыске и ограничениях на регистрационные действия VINformer не предоставляет. Но и платить не требует.
Сервиc iNFOVIN предоставляет подробные данные о ТТХ и растаможке, а также количеству собственников с датой регистрации ТС. Но наши кредитные и побывавшие в ДТП автомобили по данным iNFOVIN кристально чисты! Дело в том, что данные о заложенном имуществе iNFOVIN получает из Национального бюро кредитных историй (НБКИ), а страховые компании сообщают только историю обращений для ремонта — этого явно недостаточно для получения достоверной картины. Стоимость отчёта составляет от 199 до 851 рубля в зависимости от выбранных параметров (комплектация авто, история регистраций и проверка на угон, проверка на залог и история обращений в ремонт). Кроме того, заказ отчётов доступен только авторизованным пользователям, а информация о использовании машины в такси, нахождении её в лизинге или утилизации отутствует в принципе.
Первую надежду подарили эти два сайта, принадлежащие одному юрлицу. В отчётах появились данные по тем же двум кредитным машинам, которые были в реестре залогов ФНП, и ДТП, произошедшее в мае 2016 года. Но по более ранним авариям по-прежнему тишина. Полный отчёт стоит 298 рублей при первом заказе, а на последующие даётся скидка 20 рублей. Данные по регистрационным действиям оказались точными, есть информация по растаможке и по диагностическим картам.
Схожее название, практически идентичный интерфейс и аналогичная цена — это либо клон, либо ещё одно «зеркало» вышеупомянутого ресурса. Но есть разница — по тем же автомобилям сайт выдал информацию о залогах и ДТП ещё в бесплатном отчёте. Правда, без конкретики, но хотя бы не за 298 рублей.
Популярный сервис Adaperio в первую очередь удивляет тем, что не предоставляет данных о ДТП! Полный отчёт стоит 267 рублей, но информация в нём по-прежнему ровно та же, что и в вышеупомянутых источниках — два из четырёх кредитных автомобилей, пробеги из диагностических карт, технические характеристики, регистрационные действия, растаможка. Есть возможность проверить машину на использование в такси или нахождение в лизинге.
Очередной сайт, предоставляющий те же самые данные, и почему-то не видящий даже упомянутых двух кредитных автомобилей. Да, есть информация по ДТП 2016 года и свежие регистрационные данные. Не за что платить 318 рублей, если ровно ту же самую информацию можно получить на сайте ГИБДД? Разве что за сведения о диагностической карте, в которой указан пробег «от балды».
Портал, видимо, пытается притвориться тем самым государственным «Автокодом», но информации за 349 рублей даёт чуть больше, чем другие платные сервисы — во всяком случае, помимо данных об автомобиле, залогах, ДТП, лизинге, угонах или такси, тут есть строчки о проверке по базам Carfax и американским аукционам. Впрочем, как и остальные, он предоставляет сведения не по всем кредитам и ДТП. Всё как под копирку...
Так платить или нет?
Итоги теста неутешительные — ни один платный сервис не обнаружил ДТП старше 2016 года, а две из четырёх кредитных машин так и остались невыявленными. Видимо, они берут информацию из тех же баз данных, сведения из которых теперь предоставляются открытыми источниками. Заказывать платные отчёты стоит только в тех случаях, когда у вас есть сомнения в растаможке автомобиля — например, когда у собственника уже дубликат ПТС, выданный ГИБДД, и при этом нет оригинального, выданного таможней или импортёром. Либо если вы собираетесь уточнить данные по подержанной машине, пригнанной из США или Европы.
А для информации о ДТП, числе владельцев, автомобилях в кредите, наложенных ограничениях и кратких технических характеристиках, пользуйтесь бесплатными сайтами ГИБДД, «Автокод» и ФНП. Да, к сожалению, там тоже неполные данные, но они такие же, что вы получите на вышеперечисленных сайтах за свои деньги. К слову, даже там нет упоминаний о недавних ДТП, оформленных по «Европротоколу», ибо страховые компании не обязаны предоставлять данные по ним, а оформление проходит без сотрудников ДПС. И мы надеемся на развитие этих, несомненно, полезных онлайн-сервисов и расширение баз с достоверными сведениями. Ведь именно их несовершенство, недоверие к ним и необходимость скакать по разным источникам провоцирует людей платить деньги в надежде узнать всё в одном месте! И помните, что проверка в интернете не снимает с вас обязанности досконально проверить все документы транспортного средства и владельца, а также сверить VIN на кузове.
- Покупка подержанного авто: как проверить «кота в мешке»
- Дела судебные. Что делать, если купленный автомобиль оказался в залоге?