«А ведь этот валун размером побольше Volkswagen Polo будет», — Подумалось мне, когда машина скользила правым бортом по кромке дороги. Но сначала нас ударил булыжник поменьше. Автомобиль хлыстом довернуло в обочину, всё же цепляем каменную глыбу и втыкаемся капотом в дерево. Polo отскакивает на дорогу, экипаж цел, пробую завести мотор — работает! Но после аварии получилось проехать лишь несколько метров — отказал правый привод, а вместе с ним испарились шансы завершить гонку на призовом месте.
Ливень и две запаски
В день ралли «Выборг» древний город и окрестности затопили дожди. Жёсткой каменистой трассе они вреда не нанесли, разве что глубоких луж прибавилось. Но покрытие обещало быть скользким, а значит — вдвойне опасным. Потому как в случае ошибки мягко вылететь, а затем вернуться на полотно в этой гонке почти невозможно. Ведь её маршрут проложен не в поле, а, в основном, по лесам, болотным гатям и грейдерам. Вышел за пределы дороги — считай, пропал. И вокруг камни, камни, камни... Порой они неожиданно «вырастают» даже на траектории, когда идущие впереди машины раскидывают грунт. Чуть зазевался — останавливайся менять колёсо.
Поэтому перед стартом загружаем в багажник Volkswagen Polo вторую запаску. Да, лишний вес, но так надёжнее. И с трамплинов прыгать будет сподручнее. Ведь на этот раз экипажу «Авто Mail.Ru» в лице Юрия Урюкова и Юлии Шатохиной выделили не седан, а хэтчбек, который в силу особенностей развесовки клюёт носом на приземлении.
Да и вообще, трёхдверка требует привыкания. Напомню, у неё тормоза без вакуумного усилителя, другие передаточные числа в коробке передач, даже мотор ведёт себя иначе — раскручивается до меньших оборотов, но лучше тянет в «середине». Плюс гоночные амортизаторы Reiger пришлось перенастроить на дождевой вариант, а в такой конфигурации я ещё ни разу не ездил.
Гости из Туркменистана
Так что на первом спецучастке стояла задача вкатиться в скользкую трассу, привыкнуть к поведению машины, особо не рисковать, но и соперников не отпускать вперёд. Тем более, Volkswagen Polo Cup продолжает набирать обороты, и конкурентов у нас снова прибавилось: девять автомобилей вышло на старт в зачёте монокубка — ралли «Выборг» стало самым массовым с начала сезона! И если от завсегдатаев мы примерно знали чего ожидать, то «тёмными лошадками» на этот раз выступили два экипажа из Туркмении. Агамырат Аннаев и Гулмырат Агамырадов пробовали себя в ралли-рейдах, но российское классическое ралли для них в диковинку. А вдруг ребята «выстрелят» в первой же гонке?
Первый доп выдался скоротечным — чуть больше четырёх километров. Однако дорога имела разнообразный характер — быстрые, медленные повороты и даже хитрый трамплин через газопровод с косым вылетом и жёстким приземлением на бетонную плиту. Год назад один экипаж тут сделал «уши», да и в 2016-м без переворотов не обошлось...
Мы — лидеры. Ненадолго...
Покрытие действительно оказалось скользким, но зацепа хватало для интенсивных замедлений и эффективного разгона на выходе из виражей. Подумалось, что, похоже, излишне перестраховываюсь, дорога позволяет ехать значительно быстрее. Неужели «слили» спецучасток? Обычно судейский пост на финише выставляет доску результатов, но в этот раз её спрятали от дождя. Он-лайн трансляцию тоже посмотреть не было возможности — барахлила сотовая сеть.
И узнай мы тогда о своих достижениях, может и не стали бы ускоряться на роковом СУ-2... Лишь после аварии мы выяснили, что показали лучшее время в зачёте Volkswagen Polo Cup, а до третьего места в классе 1600Н Кубка России нам не хватило малости — жалкой одной десятой (!) секунды... Но на втором допе случился фатальный поворот.
Верить или не верить?
Зато теперь я на своей шкуре прочувствовал то, о чём меня предупреждали опытные гонщики. Когда действительно мчишь по стенограмме, веришь штурману и своим записям, даже маленькая помарка может оказаться критичной. Новичкам думается, будто они сразу едут под диктовку. Но теперь, уже имея некоторый опыт, скажу — это иллюзия. Ошибки в пилотировании, неоднозначность в записи трассы сбивают с толку, заставляют осторожничать и ехать «по глазам» — штурман что-то бубнит в наушники, но всё равно в слепых поворотах ты осаживаешь, пытаясь заглянуть за угол и проверить — а правда ли там вираж категории «3», а не «4»?
Полагаю, и сейчас я не достиг гоночного просветления, но хотя бы к нему приблизился. Это когда на спецучастке тебя как бы окутывает пелена, за своими действиями наблюдаешь словно со стороны. Руки-ноги автоматически выполняют нужные манипуляции, а глаза лишь помогают выбирать правильную траекторию, но указывает её голос штурмана. И ты знаешь: если услышал, что вон тот вираж за горку — «5», так оно и есть.
Так я и влетел в слепой левый, не ожидая от него подвоха. Будь я на ознакомлении с трассой (при записи стенограммы) чуть мудрее, догадался бы добавить к описанию поворота, например, пометку «круто» и не стал бы игнорировать гребень горки, который на такой скорости превратился в подброс. Тогда и не пришлось бы вытягивать машину с обочины, где притаился огромный камень. Но увы... «Выборг» выход за рамки не прощает.
Немного о везении
Когда мы с Юлей превратились в зрителей, то поняли — проблемным это место стало для многих. Немало машин цепляли камень или имели все шансы это сделать. Но им повезло продолжить движение. Нам нет. Помимо множества кузовных деталей и привода пострадали рычаг передней подвески, шаровая опора и рулевая тяга. При таком раскладе оставалось бы только ковылять до сервиса. А так — ожидание группы эвакуации, эрзац-ремонт на месте и досрочный финиш.
В третий раз подряд ралли «Выборг» не покорилось экипажу «Авто Mail.Ru»: эпидемия пробитых колёс, поломка коробки передач, теперь вот авария... Впрочем, убойная гонка не пощадила и других лидеров моносерии. На машине быстрого Павла Палкина (победителя прошлого этапа) срезало шаровую опору, а уральца Вадима Мещерякова остановила поломка привода. В итоге больше всего выгоды из этой ситуации извлекли пусть пока не очень скоростные, зато стабильные в наборе очков новички. Впрочем, в итоговый зачёт перед обязательным финальным этапом идут лишь три гонки из четырёх. Так что будем надеется для экипажа «Авто Mail.Ru» именно этот результат окажется ненужным.
Положение в монокубке Volkswagen Polo Cup после 3-го этапа, ралли «Выборг»:
1 | Евгений Малахов / Андрей Галькевич | 51 очко |
2 | Анатолий Щербак / Максим Гордюшкин | 48 очков |
3 | «А. Бух» / Алексей Курносов | 46 очков |
4 | Юрий Урюков / Юлия Шатохина | 43 очка |
5 | Павел Палкин / Павел Челебаев | 25 очков |
6 | Вадим Мещеряков / Алексей Игнатов | 21 очко |
7 | Алексей Панченков / Евгения Броневицкая | 15 очков |
8 | Гулмырат Агамырадов / Сердар Молламурадов | 12 очков |
9 | Агамырат Аннаев / Оразмырат Оразмедов | 0 очков |