НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

«Лада» из Простоквашино. Ностальгический тест на надёжность

9 августа 2016 10:01
10 тысяч жёстких километров прошла Lada Kalina Cross. Тряские грунтовки, бездорожье и дальние пробеги. Как их выдержал российский приподнятый универсал?

Чемодан с инструментами пришлось расчехлить на третий день — отказал плафон подсветки багажника. Затем под передним бампером безвольно повис на проводке датчик внешней температуры — обломились пластиковые защёлки крепления. Вскоре отвалилась накладка педали тормоза. Разболтался и стал противно трещать ограничитель водительской двери... Lada Kalina Cross окунула в суровую реальность без прелюдий, сразу обозначив себя как транспорт для умелого, самостоятельного человека вроде Дяди Фёдора из мультиков про Простоквашино.

512 100 рублей — минимальная цена «Кросса» на механике с 8-клапанным мотором 1,6 л (87 л.с.). Машина с 16-клапанником того же объёма (106 л.с.) стартует от 529 000. А версия с роботом АМТ — с 552 тысяч. Для сравнения, за обычный универсал «Калина» просят от 447 500, но и базовое оснащение у него беднее

«А здоровье моё не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается»

«Калина» — ягодка-ветеран, созревающая на вазовском огороде с 90-х годов. За это время иномарки успевают по три-четыре поколения сменить, избавившись от детских болезней. А российский недорогой универсал до сих пор лихорадит по мелочам и не только. Эта машина — привет из той эпохи, когда водитель по уровню знаний вынужденно был не хуже автомеханика.

Например, странно, когда отечественный автомобиль боится сырости. А Kalina Cross после грозовой ночи с ливнем завелась с трудом, затроила, потеряла тягу и высветила на приборной панели тревожную лампу check engine. До ближайшего дилера больше сотни километров — не доедем. Поэтому отправляемся в соседний крупный посёлок, ведь «Ладу» в любой деревне могут починить, не так ли?

Но оказалось, что электронщики даже известного сетевого техцентра не обучены работе с современными «Ладами»! С трудом нашли диагностический разъём, а потом долго подбирали сканер, способный считать коды ошибок из блока управления двигателем ВАЗ-21127. Мол, раньше на «Калинах» всё по-другому было, проще как-то...

Наконец, определили спорадические пропуски воспламенения в 1 и 3 цилиндрах — из-за этого компьютер обрубил подачу топлива к ним, чтобы не сжечь нейтрализатор. Но и после этого погасить check engine удалось лишь дедовским методом, сбросив клемму с аккумулятора. Так что грамотного «народного» мастера даже по «Ладам» сегодня найти не так-то просто. А между тем, в следующий дождь история с неровной работой мотора повторилась...

«Извините. Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну»

Зрелая «Калина» до сих пор сыровата, хотя может только нам такой невезучий экземпляр попался. Но это не значит, что «АвтоВАЗ» топчется на месте. Сама по себе идея бюджетного кроссоверного универсала — выстрел в десятку. Как раньше не додумались?..

Моторный отсек снизу прикрывает тонюсенькая жестянка? Да какая разница, если свесы короткие, а реальный клиренс под 19 см (у обычной «Калины» — 145-160 мм)! Скорость на разбитых грунтовках ограничивает лишь скромный ход подвесок на отбой — не будь этих гулких ударов, Kalina Cross могла бы мчать по просёлку в темпе ралли-каров. Но и без того ямами, булыжником или «стиральной доской» эту «Ладу» не напугать — на ней с комфортом можно ехать там, куда на нежных иномарках и соваться страшно. А случись что — запчасти стоят копейки.

«Никого мы продавать не будем. Мы пойдем клад искать»

Удачная «геометрия» при определённой сноровке позволяет творить на переднеприводном универсале чудеса. Мужик? Докажи! Свалить личные ошибки на электронику не получится. Системы стабилизации здесь нет, антипробуксовки тоже, равно как и имитации межколёсной блокировки, поэтому как далеко вы заберётесь с учётом обычных гражданских шин — вопрос исключительно ваших умений. Нам без проблем удалось преодолеть на Kalina Cross не только глубокую лесную колею, болотистое поле, но и брод глубиной по верхнюю кромку госномера.

Причём выезды в дебри проходят без последствий для кузова. Пластиковый обвес практичен — однажды «Калину» пыталась собака покусать, так даже следа не осталось на молдинге. Да и вообще, сделана машина не из фольги. Угодили под крупный град, думали — страховую придётся трясти, капот и крышу править от вмятин, опять же обошлось. А пескоструй на грунтовках совершенно не сказался на блеске жизнерадостной оранжевой краски.

«Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. Я из города приехал»

По городу на «Кроссе» ездить тоже приятно. Тяговитый мотор (148 Н∙м) вкупе с укороченной главной парой (3,9 против 3,7 на обычной «Калине») наделяет универсал должной резвостью.

Интересный момент — тонкие стойки и низкая линия остекления древнего кузова обеспечили отличную обзорность. А с учётом крупных боковых зеркал и высокой посадки мы ни разу не пожалели об отсутствии парктроника, который входит только в дорогую комплектацию «Люкс».

Проблемы начинаются на перегонах из города в деревню. На трассе Kalina Cross удивила относительной тишиной в салоне (если не наглеть, нарушая скоростной режим) и снова порадовала энергоёмкой ходовой. Но в остальном — беда. Чем лучше дорога и, соответственно, выше скорость, тем «Калине» труднее держаться курса. Lada раскачивается не только под порывами бокового ветра, она вынуждает всё время подруливать — податливые подвески не в силах стабилизировать автомобиль даже на мелких неровностях. А руль мало того, что пустой, так ещё и вязкий — с неохотой в нейтральное положение возвращается. Едешь в напряжении, и это утомляет.

«Это не техника дошла, а я сама сюда дошла, на лыжах»

Нелюбовь «Лады» к дальним пробегам особенно обидна на фоне приличной эргономики. Вроде и руль по вылету не регулируется, и сиденье по высоте не подгонишь. Но тут уютно! Те же кресла, по меркам бюджетных автомобилей, — отличные: плотные, удачно спрофилированные, а хваткая ткань обивки хорошо «дышит» и при этом надёжно фиксирует тело. К примеру, куда более современному XRAY о таком остаётся только мечтать.

Бракованный плафон освещения багажника с отвалившимся контактом, похоже, поставили ещё на конвейере

Но вновь ностальгия. Нет-нет, да и вспомнишь свою старенькую вишнёвую «девятку». Мелкий зуд на боковых зеркалах и рычаге пятиступенчатой механики, протирающем штаны при включении второй передачи. Подвывания трансмиссии, скрип пластика в салоне, кондовая кочерга ручника, мерзкий хруст при включении задней... Это всё моё, родное. Доколе?

Тем не менее, Kalina Cross — как мечты о светлом будущем из прошлой жизни. Вы хотели кондиционер с автоматическим управлением вентилятором, штатную музыку, удобную посадку, яркую дизайнерскую отделку вместо банального «чёрное в серое»? Получите и распишитесь! Причём в модной кроссоверной обёртке. И если бы не мелкие поломки, практичную «Калину Кросс» в ценовой категории до 550 тысяч можно было бы признать оптимальным вариантом для загородной жизни. Впрочем, Дядя Фёдор тоже не в таунхаусе поселился, а в обычной заброшенной избе — и ничего, довёл её до ума. Так и «АвтоВАЗ» выжимает древнюю платформу до капли — прогресс есть, и это радует. Вопрос лишь в том, как много сока осталось в уже немолодой «Калине».