НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Почти «формула». Тест гоночного прототипа Ligier JS 53

28 июля 2016 10:01
На суперкарах катайте девчонок. А для настоящих гонок нужен правильный инструмент

Помните пилота без рук и ног, который выступил в 24 часах Ле Мана? К марафону он готовился в серии VdeV, управляя прототипом Ligier. Недавно нам выпал шанс протестировать практически такой же — конечно, уже с обычными органами управления. Такую возможность дала российская команда G-Drive Racing и её пилот Роман Русинов, чемпион мира по «эндурансу» в классе LMP2. Но по зубам ли настоящая боевая техника обычному водителю?

Конечно, этот Ligier JS 53, построенный французской фирмой Onroak Automotive, несколько медленнее боевого болида Романа, но аппарат вполне серьёзный даже по гоночным меркам. Он рассчитан на продолжительные нагрузки, выводящие из строя даже самые дорогие и надёжные спортивные машины с допуском на дороги. Да, на таком Ligier нельзя выезжать на улицы, но зато у него ничего не сломается и не перегреется в гонке. Если только не «тошнить» слишком медленно.

Что вообще за прототипы такие?

Так называется тип болидов с закрытыми колёсами, созданных специально для спорта. По конструкции у них много общего с «формулами», и с двигателями равной мощности они показывают примерно похожий темп. Как правило, крупные автомобильные производители (Audi, Toyota, Porsche) строят прототипы только для заводского участия в крупных гонках вроде 24 часов Ле Мана, а мелкие инжиниринговые фирмы (Onroak, Radical, Wolf) создают свои модели на продажу: для моносерий, чемпионатов по гонкам на выносливость и просто частных клиентов, которые хотят иметь очень быстрый гоночный аппарат.

Последний вариант — как раз наш случай. Машина принадлежит соотечественнику-энтузиасту, который тренируется на Ligier в своё удовольствие на российских треках. Обслуживается автомобиль российской командой G-Drive Racing, поэтому раскрашен в соответствующую ливрею и появляется на мероприятиях G-Drive. А в прошлом году на треке Moscow Raceway, где мы сейчас и находимся, прототип поучаствовал в первом в российской истории марафоне Russian Endurance Challenge. Конкретно эта модель JS 53 — начальный уровень техники такого типа, хорошо подходящий для обучения и «бизнес-драйверов».

Для нашей страны такая техника — экзотика. По слухам, в России есть только ещё один такой «Лижье» плюс отечественная разработка «Феникс» со 150-сильным мотором от Формулы Русь в единственном экземпляре.

Так с ним любой может справиться?

Инструктаж от Русинова длился не больше минуты: на тормоз давить нежно (чтобы не заблокировать колёса), переключения — лепестками, когда начинает загораться светодиодная дорожка на штурвале, газ справа, тормоз слева. Есть ещё сцепление, но оно потребуется один раз, чтобы тронуться. Роман садится рядом — этот болид переделали под двухместный и установили второй комплект «инструкторских» педалей. Места впритык, но прототипы обычно имеют достаточно простора в кокпите, чтобы втиснуть второе кресло — катать пассажиров или учиться с тренером-профи.

Базовый уровень подготовки всё же требуется: медленно эта машина едет неохотно и недолго, перегреваясь в отсутствие вентилятора. Но с минимальным пониманием своих действий нащупывать предел скорости комфортно и безопасно. Тем более, что Ligier можно настроить на рекомендуемую для начинающих недостаточную поворачиваемость и иными способами повысить дружелюбность к пилоту. А вот физическая подготовка точно необходима: перегрузки высокие, да и набегающий воздух на длинной прямой сильно давит на шлем — крепкие руки и шея очень помогут не выдохнуться через три круга.

Это быстро?

Двухлитровая «четвёрка» Honda толкает в спину по-суперкаровски мощно, ведь весит прототип всего чуть более полутонны! На высоких оборотах доработанный «атмосферник» выдаёт около 255 сил, а это эквивалентно примерно 450 л.с. на тонну. Для сравнения: у Porsche 911 GT3, который стоит примерно те же 120 тысяч евро, на 1000 кг приходятся около 330 лошадей. Поэтому (а также из-за шин и большой прижимной силы) на треке прототип оказывается быстрее любого суперкара. Например, на малой конфигурации московского трека прототип едет примерно в темпе машин DTM! При мне ненастроенный Ligier с Русиновым за рулём проехал тренировочный круг за 1 минуту 02 секунды против 59 секунд у DTM в ходе гонки, где «держак» по определению лучше.

Поэтому даже такой Ligier начального уровня — это самое быстрое за свои деньги. Дорожные суперкары дороже, медленнее и менее выносливы, чем чисто гоночный прототип. Ligier часами может штамповать по треку круги, только успевай менять шины да пополнять 80-литровый топливный бак. Кстати, обычным товарным бензином — JS 53 заправляется прямо у въезда на Moscow Raceway 98-м «Джи-Драйвом» и возвращается на трек своим ходом.

Ещё один секрет — в прижимной силе. Почти не тормозить перед первым скоростным левым психологически тяжело. Но стоит переступить через страх, как почувствуешь, что такое развитая аэродинамика! Антикрылья вжимают прототип в полотно, но для этого надо поворачивать действительно быстро. И здесь таится коварство: в медленных виражах трюк не работает, поэтому нужно больше времени на эксперименты с каждой новой трассой. Ещё больше времени потребуется на поиск настроек: регулируется развесовка, прижимная сила, подвеска (1000 и 1 параметр) и так далее. Раздолье не только для гонщика, но и для его механика-инженера.

Так кому же всё это нужно?

Энтузиасту, который хочет не просто красиво кататься, но и расти как пилот. Прототип — это один из лучших инструментов для поиска быстрейших секунд и источник огромного драйверского удовольствия. Это шаг в мир настоящей гоночной техники. Поскольку это, по сути, Формула 3 с развитым кузовом. Закрытые колёса которого позволяют, например, не опасаться контактов с другими машинами.

Проблема лишь в том, что в нашей стране пока не с кем соревноваться на прототипах — потенциальные пилоты предпочитают, например, Porsche Sport Challenge Russia и, соответственно, автомобили 911 GT3. Но я легко пойму этих людей, если однажды они отправят групповой заказ в маленькую французскую фирму Onroak Automotive.