Ford T
8 апреля 1947 года — на следующий день после смерти Генри Форда — некоторые газеты в США вышли с заголовком: «Скончался отец автомобиля». Формально это, конечно, не так — автомобиль придумал все-таки Бенц. Но именно Форд дал машине путевку в жизнь.
Хотя в истории Генри Форда немало легенд. Во-первых, вовсе не Model T стала первым массовым «Фордом», ведь ранее Генри наладил выпуск дешевой Model N, и в 1906 году было выпущено 8500 экземпляров этой машины! Что сделало Ford Motor Co крупнейшим автопроизводителем в стране. Model N была не слишком удачной, и ее популярность объяснялась только низкой ценой. Но в Model T 1909 года многие минусы были устранены, а надежность оказалась на высоком для того времени уровне.
Часто можно услышать, что Генри Форд, создавая Model T, изобрел конвейер... Но и это неправда. Например, еще в 1901 году в компании Oldsmobile машины стали собирать на сборочной линии — детали перемещались на тележках от одного рабочего поста к другому. А в 1903 году сотрудники Форда были на чикагской скотобойне Swift&Co, где увидели, как подвешенные на цепях туши перевозили от мясника к мяснику, а те быстро отрубали нужные им куски.
Кроме того, если Ford T был запущен в 1909 году, то полноценный конвейер на заводах появился только в 1913! Правда, начиная с того момента производительность труда росла каждый год вдвое! А цена машины снижалась, упав, в конце концов, до $260 (изначально было $850). Рабочие Форда в месяц получали больше сотни!
Главная заслуга: Ford T изменил сознание. Автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. И не зря лучшим автомобилем 20 века признан Ford T, а сам Генри Форд посмертно удостоился титула «Предприниматель века».
Bantam BRC
Именно он является прообразом того самого Willys, который позднее родил марку «Джип» — инженеры небольшой компании American Bantam по заказу военных смогли быстро разработать многофункциональный компактный автомобиль для передвижения по пересеченной местности, который был способен перевозить боеприпасы, раненых, выполнять функции легкого тягача, служить в разведке и быть основой для огневой точки.
Однако после того, как 23 сентября 1940 года военные познакомились с Bantam BRC, произошли очень странные вещи. В министерстве обороны решили, что небольшая American Bantam не сможет справиться с заказом и... передали всю техническую документацию на машину компаниям Willys и Ford. Уже в ноябре был показан Willys Quad и Ford Pygmy, которые до боли напоминали Bantam.
По сути, единственное отличие Willys состояло в том, что он имел мотор мощностью 60 л.с., а не 45, как первый BRC. В итоге в июле 1941 года Willys был рекомендован к массовому производству. Еще Ford выпускал машину под названием GPW (General Purpose Willys). А вот American Bantam, которая все и придумала, осталась фактически ни с чем — ее доля в выпуске военных «джипов» была минимальна.
И пусть в историю вошел именно Willys. Однако мы с вами должны знать машину, которая оказала огромное влияние на весь мировой автопром.
Главная заслуга: все нынешние внедорожники должны сказать Bantam BRC и его создателю Карлу Пробсту большое спасибо.
Citroen DS
Для французов DS является больше чем просто автомобилем. Это целый культ. В 1955 году премьера Citroen DS произвела на них примерно такое же впечатление, как на нас запуск первого спутника. Вы же гордитесь «нашим космосом»? Вот точно так же и во Франции гордятся Citroen DS. В мире есть около 500-600 (!) клубов любителей Citroen DS — во Франции в каждом городе просто обязан быть хотя бы один.
Но даже если вы не поклонник Франции, то должны понимать — DS оказал огромное влияние на автопром всего мира. Регулируемые подвески, которые обеспечивают отменный комфорт, «поворотные» фары и многое другое. Именно благодаря DS современные представительские модели стали такими, какие они есть.
Главная заслуга: DS возродил у французов веру в себя после Второй мировой войны.
Ford Mustang
«Мустанг» занимает место в списке самых важных автомобилей не из-за своего внешнего вида или формы кузова. И уж, конечно, не из-за конструкции. Главная «фишка» Ford Mustang в том, что он был создан... маркетологами. Перед появлением «Мустанга» один из самых великих менеджеров 20 века Ли Якокка сделал странную для того времени вещь: широкомасштабное и дорогостоящее исследование рынка. И стало ясно, что родившиеся после войны дети (в 40-50-х в США был настоящий беби-бум) скоро начнут получать права.
«В течение 60-х годов численность возрастной группы от 20 до 24 лет должна была возрасти более чем на 50%, — писал Ли Якокка в своей книге “Карьера менеджера”. — Ожидалось не только беспрецедентное увеличение общей численности людей молодого возраста, но также и более высокий уровень их образования по сравнению с предыдущими поколениями. Мы уже знали, что люди с высшим образованием чаще покупают автомобили, чем люди менее образованные, а наши прогнозы показали, что к 1970 году число студентов колледжей и университетов должно возрасти вдвое».
Ли Якокке стало ясно — нужно что-то сделать именно для молодежи. Представленный 17 апреля 1964 года Ford Mustang стал одним из самых успешных дебютов в истории автомобилестроения. За первые четыре месяца было продано 120 тысяч машин, а к концу модельного года тираж вырос до 680 тысяч. А в 1965 продажи «Мустанга» опередили результаты Buick, Oldsmobile, Mercury, American Motors, Chrysler и Cadillac вместе взятых!
Главная заслуга: раньше машины сначала делали, а потом уже думали, кому их продавать. После «Мустанга» все поняли — «плясать» надо от клиента.
Dodge Caravan, Plymouth Voyager и Renault Espace
Dodge Caravan, Plymouth Voyager и французский Renault Espace нельзя назвать первыми минивэнами — машины с однообъемным типом кузова делали и раньше (в СССР еще в 1950 году был построен НАМИ-013 — историю его создания читайте в материале «Советский автомобильный авангард»). Однако именно они создали новый сегмент, задав тренд на производство удобных и просторных моделей на десятилетия вперед.
Формально первым стал именно Dodge Caravan, выпуск которого начался еще в ноябре 1983 года (официальная премьера американских машин тоже состоялась чуть раньше Renault Espace). Однако это сейчас не имеет значения: создание Caravan/Voyager и Espace шло независимо друг от друга. Главное, что они заставили как покупателей, так и конструкторов пересмотреть взгляды на понятие «автомобиль для большой семьи». И да — идею создания Caravan/Voyager тоже предложил Ли Якокка.
Главная заслуга: родился новый класс, который до сих пор задает тон в автопроме.
Toyota RAV4
Кто был первым кроссовером? Американский АМС Eaglу 1979 года или французский Matra Rancho 1977? А может, советские ГАЗ-М72 и «Москвич-410»? Это уже неважно. Ведь мировой автопром изменили не они, а японская Toyota RAV4, которая поступила в продажу в 1994 году.
Именно после того, как RAV4 стал пользоваться спросом, все без исключения автопроизводители начали придумывать «что-то типа Рафика» — родился сегмент SUV (Sport Utility Vehicle). А сам сегмент кроссоверов стал стремительно расти.
Для начала он фактически «сожрал» одного из своих прародителей — класс настоящих внедорожников. Затем он принялся за однообъемники. И вот уже Renault Espace стал не просто минивэном, а «почти кроссовером»! Да что там говорить — даже Bentley начала выпускать SUV, а у Porsche их аж два.
Главная заслуга: доказал, что «джипы» могут быть удобны в городе.
Toyota Prius
Когда в 1997 году Toyota только представила Prius (в переводе с латыни — «идущий впереди»), то многие смеялись над этой странной машинкой с непонятным мотором. Ну а так называемые эксперты предрекали ей провал...
Однако «Приус» смог перевернуть мир. Этот гибрид — пусть и не самый совершенный — заставил автомобильные компании всего мира заняться созданием своих собственных гибридов и электрокаров. А еще Prius смог доказать, что гибридные технологии могут приносить прибыль!
Главная заслуга: заглянул в будущее
Smart
Smart рождался в муках: совместный проект концерна Daimler-Benz и швейцарской часовой компании Swatch разрабатывали долго. Еще в 1972 году немцы думали над перспективами городской машинки, но продажи двухместного Smart длиной всего 2,5 метра стартовали только в 1998 году.
И поначалу он разочаровал своих создателей — продажи шли вяло, а инвестиции в разработку технически сложной машины были огромны. Позднее Swatch даже вышел из проекта.
Однако постепенно жители крупных городов поняли всю прелесть Smart. А производители осознали, что маленькие автомобильчики могут покупать не только бедные студенты. Мало того, Smart даже заставил власти некоторых стран менять законодательство: автомобили начали парковать не вдоль дороги, а поперек.
Главная заслуга: доказал, что микроавтомобиль не обязательно должен быть уродливым и дешевым.
Главная заслуга: с него все началось. Motorwagen No 1
При рассказе о самых великих невозможно пройти мимо первого — 29 января 1886 года немецкий конструктор Карл Бенц оформил патент на самодвижущийся экипаж, который получил название Motorwagen No 1.
Хотя если бы Карл Бенц не придумал автомобиль, то... ничего бы не изменилось. Во второй четверти 19 века идея создания самодвижущегося экипажа витала в воздухе. Например, в 1885 году Готлиб Даймлер получил патент на Reitwagen или машину для езды верхом (мотоцикл), а 8 марта 1886 года он заказывает четырехколесную коляску!
То есть Даймлер подошел к созданию автомобиля в одно и то же время с Бенцом, причем у Готлиба экипаж изначально был четырехколесным, а у Бенца лишь с тремя колесами.
Первые коляски Карла Бенца и Готлиба Даймлера оказали колоссальное влияние на ход истории. Да, собственно говоря, и слово автомобиль (Vehiculum Automobile) тоже было придумано для бенцовского Motorwagen — так назвали его самоходный экипаж на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Подробнее прочитать про историю создания первого автомобиля вы можете в материале «История одного патента».
Кто на очереди?
Пока главными претендентами на попадание в список самых важных автомобилей в мире являются Tesla и Toyota Mirai. Ведь первой компании, кажется, удастся сделать электромобиль массовым и, главное, модным средством передвижения. Ну а японский Mirai, пусть и не является первым водородным автомобилем, имеет все шансы изменить автомобильную индустрию. И если через 30 лет наши дети начнут заправлять автомобили водородом, то вы знаете, кому сказать спасибо.