НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Самые важные автомобили в истории

25 июня 2024 13:00
Есть машины, которые изменили историю. Без них наш мир был бы другим.

Ford T

8 апреля 1947 года — на следующий день после смерти Генри Форда — некоторые газеты в США вышли с заголовком: «Скончался отец автомобиля». Формально это, конечно, не так — автомобиль придумал все-таки Бенц. Но именно Форд дал машине путевку в жизнь.

Хотя в истории Генри Форда немало легенд. Во-первых, вовсе не Model T стала первым массовым «Фордом», ведь ранее Генри наладил выпуск дешевой Model N, и в 1906 году было выпущено 8500 экземпляров этой машины! Что сделало Ford Motor Co крупнейшим автопроизводителем в стране. Model N была не слишком удачной, и ее популярность объяснялась только низкой ценой. Но в Model T 1909 года многие минусы были устранены, а надежность оказалась на высоком для того времени уровне.

Часто можно услышать, что Генри Форд, создавая Model T, изобрел конвейер... Но и это неправда. Например, еще в 1901 году в компании Oldsmobile машины стали собирать на сборочной линии — детали перемещались на тележках от одного рабочего поста к другому. А в 1903 году сотрудники Форда были на чикагской скотобойне Swift&Co, где увидели, как подвешенные на цепях туши перевозили от мясника к мяснику, а те быстро отрубали нужные им куски.

Кроме того, если Ford T был запущен в 1909 году, то полноценный конвейер на заводах появился только в 1913! Правда, начиная с того момента производительность труда росла каждый год вдвое! А цена машины снижалась, упав, в конце концов, до $260 (изначально было $850). Рабочие Форда в месяц получали больше сотни!

Главная заслуга: Ford T изменил сознание. Автомобиль стал не роскошью, а средством передвижения. И не зря лучшим автомобилем 20 века признан Ford T, а сам Генри Форд посмертно удостоился титула «Предприниматель века».

Bantam BRC

Именно он является прообразом того самого Willys, который позднее родил марку «Джип» — инженеры небольшой компании American Bantam по заказу военных смогли быстро разработать многофункциональный компактный автомобиль для передвижения по пересеченной местности, который был способен перевозить боеприпасы, раненых, выполнять функции легкого тягача, служить в разведке и быть основой для огневой точки.

Это вторая версия Bantam — она получила индекс BRC-60. От оригинального прототипа она отличается прежде всего формой передних крыльев, увеличенным дорожным просветом и защитными решетками передних фар

Однако после того, как 23 сентября 1940 года военные познакомились с Bantam BRC, произошли очень странные вещи. В министерстве обороны решили, что небольшая American Bantam не сможет справиться с заказом и... передали всю техническую документацию на машину компаниям Willys и Ford. Уже в ноябре был показан Willys Quad и Ford Pygmy, которые до боли напоминали Bantam.

По сути, единственное отличие Willys состояло в том, что он имел мотор мощностью 60 л.с., а не 45, как первый BRC. В итоге в июле 1941 года Willys был рекомендован к массовому производству. Еще Ford выпускал машину под названием GPW (General Purpose Willys). А вот American Bantam, которая все и придумала, осталась фактически ни с чем — ее доля в выпуске военных «джипов» была минимальна.

И пусть в историю вошел именно Willys. Однако мы с вами должны знать машину, которая оказала огромное влияние на весь мировой автопром.

Главная заслуга: все нынешние внедорожники должны сказать Bantam BRC и его создателю Карлу Пробсту большое спасибо.

Citroen DS

Для французов DS является больше чем просто автомобилем. Это целый культ. В 1955 году премьера Citroen DS произвела на них примерно такое же впечатление, как на нас запуск первого спутника. Вы же гордитесь «нашим космосом»? Вот точно так же и во Франции гордятся Citroen DS. В мире есть около 500-600 (!) клубов любителей Citroen DS — во Франции в каждом городе просто обязан быть хотя бы один.

Но даже если вы не поклонник Франции, то должны понимать — DS оказал огромное влияние на автопром всего мира. Регулируемые подвески, которые обеспечивают отменный комфорт, «поворотные» фары и многое другое. Именно благодаря DS современные представительские модели стали такими, какие они есть.

Главная заслуга: DS возродил у французов веру в себя после Второй мировой войны.

Ford Mustang

«Мустанг» занимает место в списке самых важных автомобилей не из-за своего внешнего вида или формы кузова. И уж, конечно, не из-за конструкции. Главная «фишка» Ford Mustang в том, что он был создан... маркетологами. Перед появлением «Мустанга» один из самых великих менеджеров 20 века Ли Якокка сделал странную для того времени вещь: широкомасштабное и дорогостоящее исследование рынка. И стало ясно, что родившиеся после войны дети (в 40-50-х в США был настоящий беби-бум) скоро начнут получать права.

«В течение 60-х годов численность возрастной группы от 20 до 24 лет должна была возрасти более чем на 50%, — писал Ли Якокка в своей книге “Карьера менеджера”. — Ожидалось не только беспрецедентное увеличение общей численности людей молодого возраста, но также и более высокий уровень их образования по сравнению с предыдущими поколениями. Мы уже знали, что люди с высшим образованием чаще покупают автомобили, чем люди менее образованные, а наши прогнозы показали, что к 1970 году число студентов колледжей и университетов должно возрасти вдвое».

Красавец Mustang построен на узлах и агрегатах совершенно непривлекательного внешне, хотя и весьма популярного Ford Falcon

Ли Якокке стало ясно — нужно что-то сделать именно для молодежи. Представленный 17 апреля 1964 года Ford Mustang стал одним из самых успешных дебютов в истории автомобилестроения. За первые четыре месяца было продано 120 тысяч машин, а к концу модельного года тираж вырос до 680 тысяч. А в 1965 продажи «Мустанга» опередили результаты Buick, Oldsmobile, Mercury, American Motors, Chrysler и Cadillac вместе взятых!

Ли (на фото слева) рядом со своим любимым детищем Ford Mustang 1964 года. Обратите внимание на номерной знак. Цифры 4-17 указывают на дату премьеры машины — 17 апреля

Главная заслуга: раньше машины сначала делали, а потом уже думали, кому их продавать. После «Мустанга» все поняли — «плясать» надо от клиента.

Dodge Caravan, Plymouth Voyager и Renault Espace

Dodge Caravan, Plymouth Voyager и французский Renault Espace нельзя назвать первыми минивэнами — машины с однообъемным типом кузова делали и раньше (в СССР еще в 1950 году был построен НАМИ-013 — историю его создания читайте в материале «Советский автомобильный авангард»). Однако именно они создали новый сегмент, задав тренд на производство удобных и просторных моделей на десятилетия вперед.

«Предполагаю, что новый Voyager станет для 80-х тем же, чем Mustang был в 60-е. Он создаст новый сегмент рынка, который не смогут игнорировать наши конкуренты!» Слова, произнесенные Якоккой на презентации первого минивэна в 1984-м, оказались пророческими

Формально первым стал именно Dodge Caravan, выпуск которого начался еще в ноябре 1983 года (официальная премьера американских машин тоже состоялась чуть раньше Renault Espace). Однако это сейчас не имеет значения: создание Caravan/Voyager и Espace шло независимо друг от друга. Главное, что они заставили как покупателей, так и конструкторов пересмотреть взгляды на понятие «автомобиль для большой семьи». И да — идею создания Caravan/Voyager тоже предложил Ли Якокка.

Главная заслуга: родился новый класс, который до сих пор задает тон в автопроме.

Toyota RAV4

Кто был первым кроссовером? Американский АМС Eaglу 1979 года или французский Matra Rancho 1977? А может, советские ГАЗ-М72 и «Москвич-410»? Это уже неважно. Ведь мировой автопром изменили не они, а японская Toyota RAV4, которая поступила в продажу в 1994 году.

Именно после того, как RAV4 стал пользоваться спросом, все без исключения автопроизводители начали придумывать «что-то типа Рафика» — родился сегмент SUV (Sport Utility Vehicle). А сам сегмент кроссоверов стал стремительно расти.

Для начала он фактически «сожрал» одного из своих прародителей — класс настоящих внедорожников. Затем он принялся за однообъемники. И вот уже Renault Espace стал не просто минивэном, а «почти кроссовером»! Да что там говорить — даже Bentley начала выпускать SUV, а у Porsche их аж два.

Главная заслуга: доказал, что «джипы» могут быть удобны в городе.

Toyota Prius

Когда в 1997 году Toyota только представила Prius (в переводе с латыни — «идущий впереди»), то многие смеялись над этой странной машинкой с непонятным мотором. Ну а так называемые эксперты предрекали ей провал...

Однако «Приус» смог перевернуть мир. Этот гибрид — пусть и не самый совершенный — заставил автомобильные компании всего мира заняться созданием своих собственных гибридов и электрокаров. А еще Prius смог доказать, что гибридные технологии могут приносить прибыль!

Главная заслуга: заглянул в будущее

Smart

Smart рождался в муках: совместный проект концерна Daimler-Benz и швейцарской часовой компании Swatch разрабатывали долго. Еще в 1972 году немцы думали над перспективами городской машинки, но продажи двухместного Smart длиной всего 2,5 метра стартовали только в 1998 году.

И поначалу он разочаровал своих создателей — продажи шли вяло, а инвестиции в разработку технически сложной машины были огромны. Позднее Swatch даже вышел из проекта.

Однако постепенно жители крупных городов поняли всю прелесть Smart. А производители осознали, что маленькие автомобильчики могут покупать не только бедные студенты. Мало того, Smart даже заставил власти некоторых стран менять законодательство: автомобили начали парковать не вдоль дороги, а поперек.

Главная заслуга: доказал, что микроавтомобиль не обязательно должен быть уродливым и дешевым.

Главная заслуга: с него все началось. Motorwagen No 1

При рассказе о самых великих невозможно пройти мимо первого — 29 января 1886 года немецкий конструктор Карл Бенц оформил патент на самодвижущийся экипаж, который получил название Motorwagen No 1.

Один из редких снимков оригинального Benz Motorwagen № 1. До наших дней машина, увы, не сохранилась

Хотя если бы Карл Бенц не придумал автомобиль, то... ничего бы не изменилось. Во второй четверти 19 века идея создания самодвижущегося экипажа витала в воздухе. Например, в 1885 году Готлиб Даймлер получил патент на Reitwagen или машину для езды верхом (мотоцикл), а 8 марта 1886 года он заказывает четырехколесную коляску!

То есть Даймлер подошел к созданию автомобиля в одно и то же время с Бенцом, причем у Готлиба экипаж изначально был четырехколесным, а у Бенца лишь с тремя колесами.

81-летний Карл Бенц сидит за рулем Motorwagen

Первые коляски Карла Бенца и Готлиба Даймлера оказали колоссальное влияние на ход истории. Да, собственно говоря, и слово автомобиль (Vehiculum Automobile) тоже было придумано для бенцовского Motorwagen — так назвали его самоходный экипаж на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

Подробнее прочитать про историю создания первого автомобиля вы можете в материале «История одного патента».

Кто на очереди?

Пока главными претендентами на попадание в список самых важных автомобилей в мире являются Tesla и Toyota Mirai. Ведь первой компании, кажется, удастся сделать электромобиль массовым и, главное, модным средством передвижения. Ну а японский Mirai, пусть и не является первым водородным автомобилем, имеет все шансы изменить автомобильную индустрию. И если через 30 лет наши дети начнут заправлять автомобили водородом, то вы знаете, кому сказать спасибо.