НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Против российской беды, или Что такое FunCruiser?

21 июня 2016 10:01
Мы не про дураков. Такие вещи, как багги FunCruiser Lite, покупают с умом. А вот на дороги этой машине и её владельцу реально наплевать

С умом?! Да о какой рациональности можно говорить при выборе двухместной «кибитки» ценой 850 тысяч рублей... Блажь? Активный отдых на бездорожье и правда нынче дорог. Но тем важнее, чтобы экстремальность такого туризма заключалась именно в ярких впечатлениях, а не героических попытках спастись из болота с последующей реанимацией техники.

Руководитель компании «Ф-МоторCпорт» Эдуард Мымрин знает об этом не понаслышке — в своё время он плотно работал с китайскими дешёвыми багги, вдоволь насмотревшись на их инженерные просчёты и устав месяцами ждать нужных запчастей. Поэтому, когда пару лет назад было решено запустить свой проект, надёжность и ремонтопригодность поставили во главу угла. Вообще же FunCruiser Lite — прекрасный пример импортозамещения не на словах, а на деле. Из «буржуйского» здесь разве что оптика да дизайнерские приборы. Всё остальное — российское.

Причём комплектующие по большей части вазовские серийные: моторы (о них чуть позже), коробка передач с тросиковым приводом от «Гранты», передние ступицы и тормоза от «классики», рулевые наконечники и шаровые — «нивовские», радиатором поделилась Chevrolet Niva... Иными словами, починить и обслужить FunCruiser Lite сможет любой деревенский слесарь. Исключение — приводы. Ради надёжности полуоси приходится заказывать из автоспортивного ассортимента. Но запас прочности у них огромен, а вместо оригинальных ШРУСов SKF случись что встанут шарниры от «Москвича-2141», Ford Scorpio или... старых Porsche 911!

Когда сидеть лучше в «клетке»

Получается, «я тебя слепила из того, что было»? Отнюдь. Ключевые элементы багги в «Ф-МоторCпорт» проектировали самостоятельно. К примеру, пространственную раму из стальных бесшовных труб сделали не только скелетом, на котором держатся прочие агрегаты, но и каркасом безопасности. С учётом спортивных кресел и ремней в базовом оснащении это даёт хорошую защиту экипажу, хотя без шлемов всё равно никуда. Независимые подвески с огромными ходами и выверенной кинематикой — ещё одна гордость разработчиков. Достаточно одного взгляда, чтобы понять — эти рычаги просто так не согнёшь.

Есть у FunCruiser Lite и другие ноу-хау. Передаточные числа в трансмиссии подобрали оригинальные с целью обеспечить хорошую тягу во всём диапазоне скоростей, пусть и с небольшим ущербом для максималки. А задние дисковые тормоза взяли от экзотической «Калины Спорт» — на заднемоторных багги именно эти механизмы страдают от высоких нагрузок, поэтому их пришлось сделать предельно выносливыми.

С инженерной точки зрения FunCruiser Lite — не машина, огонь! Да и собрана на совесть: сварные швы ровные, покраска качественная и подгонка деталей точная, ничего не люфтит и не болтается. Так и не скажешь, что багги выпускают не на мощном заводе, а в маленьком цеху на окраине Фрязино силами всего лишь 6-7 человек.

«КамАЗ», Чагин и эргономика

Вторично же удивляешься, когда садишься за руль. Эдуард рассказывает, как его машиной однажды заинтересовался легендарный камазовский гонщик Владимир Чагин. Взял на пару месяцев, поездил, высказал свои пожелания по доводке и... напрочь раскритиковал эргономику. Мол, негоже думать, будто пилот ко всему привыкает — дальние вылазки на природу и без того утомительны, так зачем заставлять человека лишний раз напрягаться?

И вот итог — сидишь в FunCruiser Lite уютнее, чем в иных легковушках с крышей! Руль и «ковш» закреплены намертво, но именно так, как хочешь. Разве что спинку я бы чуть вертикальнее поставил, но это дело — пару болтов открутить. Рычаг пятиступенчатой механики чётко под правой рукой. Педальный узел просторный, причём площадки на одном уровне находятся (не зацепишься при быстром переносе ступни) и даже упор для левой ноги имеется.

Только приборы «слепые» — показания огромного тахометра тонут в солнечных бликах, а крохотное окошко цифрового спидометра и так едва разглядишь. Да и не нужно! После первой же лужи в кабине чистыми останутся лишь прикрытые телами кресла. А пока — поворот ключа в замке, и за затылком зажужжал двигатель. Громко, но без вибраций.

На этом FunCruiser Lite стоит 1,8-литровая «четвёрка». Сейчас похожую ставят на Lada XRAY и «Весту», но багги использует вариант от обанкротившейся тольяттинской фирмы «Супер-Авто», причём с доводкой «от Нуждина» — известного автогонщика. На выходе — порядка 120 сил. И это много, учитывая массу машины в 700 кг и доработанную «короткую» трансмиссию.

Засадить будет сложно

На первой передаче FunCruiser Lite не трогается — прыгает вперёд. Поэтому в обычных условиях можно стартовать со второй, причём совершенно без напряга — как на гражданской машине. Тяги и правда за глаза. Всегда. А первую ступень лучше оставить для труднопроходимых мест, где она будет выполнять роль понижайки.

Впрочем, засадить багги ещё надо постараться. Лёгкий FunCruiser Lite носился по мотокроссовой трассе как хотел — вперёд, назад, вдоль, поперёк и наперекосяк. Бруствер высотой человеку по пояс? Перемахнуть раз плюнуть, ведь под пузом ничего не висит — днище гладкое, не зацепишься. Вязкая лужа? Успевай только грязные сопли с лица вытирать и газ не бросай — вытянет! Песчаный подъём, на котором даже стоять сложно? Ерунда, разгончик посильнее и вот он гребень! А ведь FunCruiser Lite — заднеприводный. Но благодаря хорошей загрузке ведущих колёс, винтовой блокировке дифференциала и большим ходам подвесок он способен уделать на целине даже подготовленные внедорожники.

Не случайно покупатели частенько заказывают багги с лебёдкой, хай-джеком, сэнд-траками и лопатой/топором. Эдуард уверяет, что с таким арсеналом можно отправиться в любые дебри и вернуться назад своим ходом, а не на буксире за трактором. Если, конечно, не уронить FunCruiser Lite в пропасть и не завязать узлом вокруг дерева.

И всё же, если рассматривать багги именно как развлекательную технику, ряд моментов настораживает. Например, чуткий руль без усилителя. Будьте уверены, все удары, что мужественно выдерживает ходовая часть, придётся выдержать и вашим рукам. В приводе тормозов вакуумника тоже нет. На сухом покрытии усилие на педали ещё терпимое, а вот для остановки после лужи приходится давить чуть ли не двумя ногами. Не отдых, а железный фитнес какой-то... Ну а для полного счастья автоматической коробки не хватает.

Решение этих проблем уже близко. «Ф-МоторСпорт» готова за доплату поставить на FunCruiser Lite вазовскую рейку с электроусилителем. Ведутся работы по доводке строптивого робота АМТ (неужели он перестанет тупить и дёргаться, как на серийных «Ладах»?). А с установкой вакуумника в привод тормозов сложнее — для этого надо перекраивать часть рамы, но инженеры уже знают как.

Жизнь в заносе

Отдых не для вас и хочется гонять по бездорожью не хуже отчаянных ребят с «Дакара»? Тогда тренируйте чувство баланса — на высокой скорости (а максималка — 140 км/ч!) FunCruiser Lite, как и любое заднеприводное заднемоторное багги, очень специфичен в управлении. На прямой — сама стабильность. А вот запихнуть машину с разгруженными передними колёсами в поворот — та ещё задачка. На руль машина реагирует вяло, поэтому лучший выход — контрсмещение на входе и точный газ. Не хватит тяги — багги уплывёт наружу виража, переборщите — развернёт. Зато если угадал, кайфа от заноса — захлебнись! А в глубоких лужах нос машины всплывает, и, если не успеть среагировать, траектория дальнейшего полёта будет непредсказуемой.

Зато к двигателю, трансмиссии и подвескам — никаких вопросов. Ускорение впору назвать бешеным, коробка переключается чётко, а регулируемые питерские газонаполненные стойки Spectrum Lab мягко отрабатывают даже прыжки с мотокроссовых трамплинов. Кстати, такая подвеска идёт на FunCruiser Lite за доплату — в базе стоят обычные двухтрубники SS20. А вот третий вариант стоит космические 350 тысяч рублей за комплект — это гоночные «койловеры» Reiger. Мне удалось прокатиться и на таком багги. Хотя сюда бы больше подошло словечко «продубасить». Обычно человеку подвеска покажется адски жёсткой, но если втопить по-серьёзному, то ограничителем скорости для FunCruiser Lite будут только ваш страх и навыки пилота. Ведь сложного рельефа багги не боится вовсе. В памяти всплывают грязевая пелена перед глазами, бетонные плиты, перекопанный газопровод, засохшая лесовозная колея, вонючее болото, поля и грунтовки. Мы промчали этот маршрут минут за 20, а на обычной машине имели все шансы засесть часа на два...

А ещё на этой версии стоял другой мотор — 1,6-литровый ВАЗ-21124 мощностью около 110 л.с. И он слегка разочаровал. Тяги и здесь в целом хватало, но если 1.8 линейно реагировал на газ вплоть до отсечки, как нажал — так и получил, то 1.6 на последней трети хода педали газа слегка сдувался, что сбивало с толку — обороты то живо росли, то вдруг вяло. Впрочем, в гражданском режиме это сложно почувствовать, а для серьёзных соревнований «Ф-МоторСпорт» строит совсем другие аппараты. И это уже тема отдельного разговора.