Чем он круче других?
Самый комфортный среди защищённых, самый защищённый среди комфортных. С первым всё ясно — ведь это Maybach, и переплюнуть его в роскоши почти никому не по силам. Прочнее же класса VR10 — только военная техника. Ну или внедорожник Toyota Land Cruiser, подготовленный немецкой фирмой Aurum Security по стандарту VR11. Но если разница в защите между 10 и 11 классами небольшая, то о пропасти в комфорте между Майбахом и «Крузаком» излишне и говорить.
У Audi и BMW тоже есть заводские отделения по разработке защиты наподобие мерседесовского Guard. Но с премьерой Майбаха VR10 Mercedes-Benz вырвался вперёд, так как конкуренты предоставляют только девятый класс защиты. Mercedes-Maybach S 600 Guard стоит от 470 до 590 тысяч евро в зависимости от комплектации. Клиенты могут заказать опции: сейф для бриллиантов или встроенную в дверь бойницу. Но не само оружие: философия компании Guard в том, чтобы продавать жизнь, а не смерть.
Что ещё за VR10?
Самый современный стандарт сертификации разработан немецкой ассоциацией тестовых лабораторий по изучению пуленепробиваемых материалов (VPAM). Наивысшая «старая» степень B6/B7 соответствует 9 уровню по VPAM (VR9). А VR10 — это абсолют. Интересно, что в официальной документации стандарта не упоминается об 11 уровне, тогда как создатели «Крузеров» (та самая Aurum Security) таковой заявляют. Поэтому получается, что такой Maybach — официально самый прочный гражданский броневик в мире. Он выдерживает 3 выстрела из винтовки Драгунова (7,62x54R с пулей со стальным сердечником) треугольником со стороной 12 см.
Представители отделения Guard рассказали, что дальше усиливать защиту нет смысла, так как в гражданских условиях неоткуда взяться оружию, которое пробьёт VR10, — например, крупнокалиберному пулемёту. Минутка статистики: большинство вооружённых нападений на автомобили совершается в мире с помощью старого доброго «Калашникова», для защиты от которого хватит и VR8. Тем не менее, клиенты давно просили сделать что-то покруче «девятки», и в результате появилась защита VR10. На неё ожидается треть всех продаж бронированных Mercedes-Maybach. Правда, в Россию это поколение защищённых Mercedes-Benz приедет только через 6-7 месяцев.
Кто покупает такие машины?
Основные заказчики бронированного Maybach — из России и Ближнего Востока. Дальше — равномерно по всему миру. Особняком стоит ещё один крупный рынок — Латинская Америка, где популярны защищённые Е-класс и GLE. В некоторых странах есть важные госклиенты: например, первые лица спецподразделений Норвегии и Нидерландов. Объем производства составляет коммерческую тайну. Каждую машину строят от 6 до 9 месяцев. Но так как безопасность зачастую не терпит ожидания, всегда есть достаточный запас уже готовых к продаже автомобилей, а также броневиков напрокат на период постройки.
С учётом того, сколько машин уничтожается во время испытаний и сертификации путём расстрела и подрыва, сколько стоят детали и материалы, плюс другие издержки вроде бесплатных тренингов для водителей клиента (парк учебных броневиков тоже подлежит утилизации), цена в полмиллиона евро за бронированный Maybach не кажется такой уж высокой. Я даже предположил, что это не прибыльный, а чисто имиджевый проект Mercedes-Benz, но представитель компании поспешил меня в этом разуверить.
Сложно ли его водить?
Ездить на этой штуке не очень сложно, но концентрации от водителя она требует больше. В этом я убедился, выполняя упражнения специального шофёрского тренинга Guard, который включен в цену машины. Двухдневная программа рассчитана на пару водителей каждого клиента, а для владельцев подержанных лимузинов обойдётся в 2100/2700 евро летом и зимой соответственно. Все упражнения проделываются как на броневиках, так и на гражданских моделях Mercedes-Benz вплоть до А-класса, чтобы чувствовать разницу и учиться быстро адаптироваться.
Важно применять минимум руления, так как центр тяжести высоко и крены большие, а также велика инерция и нежелание поворачивать. Разгоняется «бронемайбах» натужно. Немудрено, ведь по энерговооружённости тяжёлая 530-сильная машина уступает даже дизельному гражданскому S350! Броневик — это компромисс и для водителя, и для пассажира. Тяжеленными дверями ворочать очень непросто: припарковавшись перпендикулярно уклону, можно не справиться с неподъёмной «калиткой» без посторонней помощи! Огромные неподрессоренные массы заставляют чувствовать подвеской неровности, а при торможении сильны клевки — мягкостью пуховой перины здесь уже не пахнет.
Ещё несколько фактов
- Моторный отсек и багажник никак не защищены, потому что резервов по массе и так уже нет. Защита по классу VR10 увеличивает её на 2,2 — 2,3 тонны, и суммарно получается больше 4,5!
- На случай столкновения передняя часть усилена более толстыми трубами и балками, чтобы поглощать больше энергии.
- Самый сложный баланс — между использованием прочных материалов (баллистика) и энергопоглощающих (защита от взрывов). Это разные свойства, но их комбинация даёт абсолютную защиту. Критерий тестирования защищённости от взрывов засекречен.
- Материалы — сталь, керамика, карбон, сплавы и другая экзотика.
- Чтобы не выделяться, большинство клиентов заказывает броневики в чёрном цвете. Часто даже покупают 2 одинаковые машины, которые разъезжаются из здания в разные стороны, чтобы запутать потенциальных агрессоров.
- Шины не «ранфлэт», а особые Michelin Pax с разным внешним и внутренним посадочным диаметром. Соответственно и диски используются специальные, всего в двух доступных дизайнах.
- Тормоза усиленные, адаптированные к массе. Подвеска также вся переделана — детали толще и прочнее.
- В багажнике находятся система огнетушения и подачи в салон свежего воздуха на случай пожара и газовой атаки соответственно.
- Даже на малейшем уклоне коробка передач испытывает мощнейший удар при переключении из паркинга. Виной тому увеличенная вдвое масса, хотя инженеры говорят, что беспокоиться не о чем.