Ну и что, что в вашем внедорожнике есть рама и «понижайка». Это не значит, что вы отправитесь на нём по зову души: рыбачить или с друзьями по военным «абандонам» в поисках приключений. Какой-нибудь Touareg или Prado, конечно, «могёт», но разодрать ветками его лакированный бок ох как жалко. Но варианты для любителей приключений всё ещё есть, причём на любой кошелёк. Мы вывезли в леса народный УАЗ Патриот, проверенного «китайца» Great Wall Hover и пижона Jeep Wrangler, чтобы посмотреть, на чём лучше добираться до места рыбалки.
Почему они?
Но сначала важные оговорки. Во-первых, Jeep стоит дороже, чем УАЗ и Great Wall вместе взятые. Да и агрегаты Wrangler сложнее: дизель с автоматом против «бензина» с механикой. Поэтому избежим прямого сравнения с американцем — он выступит как референсный участник. А во-вторых, это не хардкорный тест проходимости, а попытка понять, насколько современный полноразмерный внедорожник подходит для путешествий по дорогам и направлениям. Ведь типичное российское бездорожье — это непролазная грязь, в которой реализация потенциала подвесок и полного привода во многом зависит от шин. У тестовых автомобилей они разные, да и погода в этот раз не способствовала.
УАЗ Патриот в средней версии Лимитед стоит 869 990 рублей и хорошо оснащён: камера заднего вида, подогрев лобового стекла, функциональный борткомпьютер, подогрев задних сидений и другие удобства. Рестайлинг придал облику современности, но от грузности избавить не в силах: Патриот просто огромен, и какой-нибудь Escalade из-за руля УАЗа совсем не кажется чем-либо выдающимся. Но новые элементы работают через одного: например, головной свет отличный, а вот модные внешние дверные ручки заедают и ломаются. Да и посторонних звуков в «УАЗе» слишком много: селянин упорно метит в горожане, но пока ещё грубоват и неотёсан.
Great Wall Hover H3 New в версии Turbo Luxe за 1 029 000 рублей — новая версия известного хита. Построенный на основе Isuzu Axiom внедорожник хорошо продаётся в России и зарекомендовал себя достаточно выносливой и надёжной машиной. Из нового в поколении «New» интерьер, оснащение, оформление передка и двигатель с турбонаддувом в некоторых комплектациях. Почему-то отдельные опции для более дорогих версий Hover с турбомоторами недоступны: среди таковых датчики света и дождя, тонировка, коврик в багажнике и прочие вещи, необъяснимо объявленные эксклюзивом для атмосферников. Внешне Hover пропорциональнее и выглядит более гармонично, чем Патриот — японские гены дают о себе знать.
Wrangler — король этой «утилитарной» вечеринки. Тем более, что это знаменитая версия Rubicon, оснащённая блокировками и хитрым передним стабом. Имидж Рэнглера безупречен: на нём не зазорно не только в пампасы, но и на вечеринку. Вот попробуйте на Патриоте или Hover подъехать к клубу и пройти фейс-контроль! Jeep стоит дорого, но и выглядит так же — американцы не стесняясь продают свою легенду за «много денег». Более того, пока во внедорожниках из России и Китая появляются мультимедийки с задней камерой и электронное управление раздаткой, дерзкий Rubicon за без малого 3 миллиона предлагает парковаться по звуку и включать понижайку олдскульной тугой «кочергой».
Вооружены
Все трое имеют задний привод для езды по твёрдым покрытиям (перед можно подключать только вне дорог), базируются на мощных рамах и имеют понижающий ряд. Дальше — различия. У Great Wall бензиновый 2-литровый турбомотор Mitsubishi (150 л.с., 250 Н∙м), у УАЗа — атмосферник 2.7 (128 л.с., 210 Н∙м), а на Jeep установлен мощный 200-сильный дизель (410 Н∙м) объёмом 2,8 литра. Wrangler выделяется в тестовом трио и коробкой передач: здесь не механика, а 5-ступенчатый автомат. У УАЗа и Great Wall ступеней в коробках 5 и 6 соответственно. Наконец, Wrangler в версии Rubicon оснащён размыкаемым стабилизатором и блокировками обеих осей.
В соответствии с нашими измерениями, максимальное расстояние от днища до земли у «Патриота». Жаль только, что нижняя точка — спрятанные за порогами топливные баки. И при этом у него ниже, чем у двух других внедорожников, висят картеры редукторов мостов. Выходит, на перегибах и косогорах УАЗ должен показывать достойный результат, а вот колея — не его стихия. Клиренс «Рэнглера» и «Ховера» примерно одинаков, хотя визуально Jeep сидит выше — такой эффект создаёт расположенный высоко над рамой кузов. Мосты Wrangler и Hover находятся на примерно одинаковом расстоянии от земли (плюс-минус сантиметр), но у Jeep передний редуктор смещён влево, и в колее это будет подспорьем.
И защищены
У Hover днище плоское и почти по всей площади закрыто сталью, хоть и не слишком толстой. Это ещё и подспорье в колее, где китаец способен проскользить как на лыже. Правда, прочность листов вызывает сомнения. Для Патриота очень желательна допзащита днища. За порогами низко висят два бензобака — не хотелось бы насадиться ими на острый камень! Раздатка имеет электрическое управление, и у неё не защищены ни механическая часть, ни проводка — грязь быстро снизит надёжность узла. Ну и традиционно для УАЗ в переднем свесе торчат тяги рулевого механизма, которые без брони уязвимы при наезде на какой-нибудь пень.
Jeep весьма неплохо защищён снизу: железные листы и распорки прикрывают бак, раздатку, большую часть выпускной системы. Однако потенциально уязвимым выглядит «замок» переднего стабилизатора, закрытый лишь жидким пластиковым кожухом, а также рулевой демпфер. Не стоит забывать и про пикантную проблему Рэнглеров с возгораниями: если между листами защиты и агрегатами набьётся сухая трава, то её легко может подпалить проходящий рядом горячий выхлоп. А там и топливный бак с пластиковым трубопроводом неподалёку.
Вывезли
Чтобы оказаться в лесах, мы преодолели пару сотен километров дорог и улиц, и ни одна из машин не оказалась полностью подходящей для езды по асфальту и городу. Ближе всего к идеалу дизельный Jeep: тянет отлично, ест умеренно. Но с практичностью беда: обзорность никакая, огромный радиус разворота, вход-выход в салон затруднителен. Приборы читаются плохо, музыка играет бледно, двери сами не блокируются — перечислять и перечислять. Да и с защищённостью так себе: со свободным доступом в моторный отсек (видите застёжки из пластмассы?) и разборной конструкцией кузова держать дорогую игрушку в «плохом» районе опасно.
Hover был бы весьма неплох на дорогах, если бы не сочетание мотора с коробкой. То ли огромная турбояма (или турболаг?), то ли неудачные передаточные числа дают неприятный эффект: динамичный разгон невозможен в принципе, так как за каждой сменой передачи следует неслабый провал тяги. Отпустил скрипящее сцепление — а оно как будто забыло сомкнуться, а из трансмиссии лишь раздаются вибрации. Зато здесь легковые тормоза, сиденья с самым удобным из этой троицы профилем, деликатно работающий «климат» и пара умных штук: ночью на потолке светится точечный «атмосферный» диод, звук магнитолы затихает при включении задней передачи, а ниши и подстаканники имеют резиновые коврики.
Патриот вызывает смешанные чувства: мотор отзывчивый и тяговитый, а передачи с ним хорошо согласованы. Но менять их не очень приятно из-за вибраций, стука и скрежета из трансмиссии, а также неудобной посадки со смещённым влево педальным блоком. В нём только с правой педалью всё хорошо, ибо сцепление прозрачное, но слишком тугое, а тормоза — и тугие, и непрозрачные. Дизайн и удобство внутри на высоком для УАЗа уровне, но до современного «китайца» всё равно далеко: усилия грубые, на пластмассовых деталях облой, а неказистые клавиши отдают бюджетностью и стариной.
В лес
Подвеска «Ховера» прощает быструю езду даже по очень внушительным буеракам. Да, раскачка будет приличная, но подвеску довести до пробоя почти невозможно. А тяговитый и крутильный турбомотор и длинная вторая передача позволяют промчать по амплитудным лесным дорогам в настоящем раллийном стиле — на заднем приводе можно даже «помести хвостом». «Рэнг» и «Патрик» не столь лояльны к таким безобразиям. Первый — из-за слишком жёсткого на сжатии шасси, а второй «козлит» из-за высокого центра тяжести и не вписывается в повороты, потому что руль вращается, что барабан в известном телешоу. Тем не менее, все трое во время теста держались в одном высоком темпе, просто водители уставали по-разному.
Там, где нужно включать «понижайку», — территория Рэнглера. Но на штатных шинах он даже близко не настолько проходимее, насколько дороже коллег по этому тесту. Две блокировки, автомат и чумовая артикуляция подвески с размыкаемым стабом позволят заехать достаточно далеко. Но длиннобазная версия имеет не самые достойные геометрические параметры, поэтому есть риск просто повиснуть на очередном перегибе рельефа или уткнуться куда-нибудь бампером. Зато эта же длинная база и низкий центр масс наделяют Jeep завидной устойчивостью: не зря ведь в Америке на них так любят лазить по гигантским валунам.
Стиль «трофи» противопоказан Ховеру: даже на понижайке из-за дохлого «внизу» мотора и невнятной педали сцепления трогаться, буксовать и дозировать тягу сложно. Хотя самая кроссоверная внешность вне дорог играет на руку китайской машине: от неё просто не ожидаешь приличной геометрии и хороших ходов колёс. Патриота же подводят низко висящие картеры дифференциалов и массо-габаритные характеристики. Не имея арсенала, подобного Jeep, УАЗ ещё и весит больше, и расположены эти сто с лишним килограммов выше. Поэтому движение по косогорам даётся на российской машине с большим трудом, а из грязевой засады ей выехать сложнее.
Богатым мальчикам, патриотам и прагматикам
Wrangler — крутая игрушка для небедных мальчиков. Ездить каждый день на нём бессмысленно, а иметь единственной машиной — мазохизм. Другое дело снять крышу, двери и кататься по пляжу или навесить кучу тюнинга и рубиться в соревнованиях. «Патриот» — выбор патриотов. То есть тех, кто привык к российской технике со всем сопутствующим: протяжкой механизмов, антикором, постоянными доработками и микроремонтами. Самым универсальным и практичным выглядит Hover: если не подведут агрегаты и удастся смириться с характером мотора-коробки, то он способен дать ощущения кроссовера в городе и в то же время уверенно выступить в лесах. Но вывозить туда можно любого из этой троицы — они всё ещё настоящие.
Фотографии Виктора Борисова