В 2015 году Easter Jeep Safari состоялось в 49-й раз. Каким же вирусом надо было заразить людей, чтобы они полвека с упорством зомби поклонялись одной марке? Хотя, может быть, это и есть неведомая нам пока автомобильная культура?
В любом случае, здесь, в окрестностях городка Моаб штата Юта, есть на что посмотреть. А самые яркие машины к «Сафари» готовит, разумеется, сама компания Jeep. Итак, знакомьтесь — весь вечер на арене без страховки концепты Chief, Staff Car, Overlander, Desert Hawk и Red Rock Responder. Вот только если простым смертным было дано лицезреть шоу-кары лишь со стороны, корреспонденту «Авто Mail.Ru» выпала уникальная возможность попробовать прототипы в деле.
«Шеф» ударился в ностальгию
Я не знаю, как на самом деле жилось в Америке 70-х годов. Но, едва очутившись за рулём Jeep Chief, понял — хочу в то время. Какое мне дело до курсов валют, финансового кризиса и цен на нефть, если в такт утробно булькающему под капотом многолитровому (так хочется в это верить!) бензиновому монстру качается фигурка гавайской танцовщицы на передней панели. Боковых стёкол нет, и тёплый ветер свободно гуляет по салону — ворошит гирлянду из ярких тропических цветов. Даже хаос винтажных стикеров, обычно больше подходящих деревенскому сортиру, нежели интерьеру автомобиля, здесь вполне уместен — создаёт правильное настроение. Гуляем на всю катушку! Пляж, сёрфинг, девчонки, секс, рок-н-ролл, нар... Ой, нет, так далеко в отрыве мы, пожалуй, заходить всё же не будем.
А вот дизайнеры Jeep, похоже, зашли — им удалось замечательно передать дух романтической эпохи. Chief просто заряжает позитивом! По идее, концепт отсылает нас к самому первому Cherokee, но кроме фанатов марки этот ход вряд ли кто поймёт. Зато даже тот, у кого нет наколки Jeep на груди, оценит, с какой любовью к деталям сделан этот автомобиль. Именно правильно расставленные акценты бьют в точку. Ты не обращаешь внимания на то, что рукоятка коробки передач в виде тотемного идола больно впивается в ладонь, ты думаешь только о том, какая это крутая идея! Тиковые планки на полу багажника и потолке трещат? Ерунда, как будто на яхте идём под парусами! Левую ступню убрать с педали сцепления некуда? Потерпим, пляж уже близко!
Жаль, всё это только фантазия... Chief построен в единственном экземпляре и скоро сам станет историей, как разгульные 70-е годы прошлого века. Хотя так хочется верить в обратное. Ведь в основе концепта лежит шасси серийного Wrangler Unlimited. Ему подрезали рамку ветрового стекла на два дюйма, настолько же задрали подвеску с амортизаторами Fox и мостами Dana 44 с блокировками дифференциалов. Кроме кузова, всё остальное — серийное, включая 3,6-литровый V6 Pentastar и шестиступенчатую механику. Вот почему едет внедорожник нормально — уверенно разгоняется, легко рулится, стабильно тормозит. Как будто и не прототип вовсе. А может, Jeep решится тряхнуть стариной?...
You in the army now!
Точно такая же тележка от серийного Wrangler Unlimited с бензиновым V6, механикой, мостами Dana и лифтованной подвеской Fox, как у сногсшибательного Jeep Chief, легла в основу другого тематического концепта — Staff Car. Ежу понятно — это отсыл к истокам марки, в самый разгар Второй мировой войны. Но «прелести» тех суровых лет джиповцы тоже умудрились облечь в шутливую форму.
Сначала главный дизайнер Jeep Марк Аллен с нарочито суровым видом водружает мне на голову муляж армейской каски — якобы без неё за руль нельзя. Затем подводит к закреплённой на борту открывалке пивных бутылок с трафаретной надписью «для служебного пользования». И, уже едва сдерживаясь от смеха, демонстрирует холодильник на 85 банок, замаскированный под ящик артиллерийских снарядов. Окончательно же меня добил набалдашник рычага КПП в виде... ручной гранаты! Потом в пути я не раз косил на неё взглядом — как бы ненароком чеку не выдернуть...
Да, по части фана и качества деталей Staff Car не уступит винтажному «Шефу». Просто красота здесь другая — предельно простая, первобытная. Ну где сейчас встретишь гражданскую машину, с ног до головы, вплоть до пружин подвески, облитую матовой армейской краской цвета «Буря в пустыне»? Кто возит на бортах шанцевый инструмент? Сидишь на примитивной тканевой табуретке без подголовника, вокруг — голый металл, от бегущей ленты дороги и окружающей природы тебя не отделяет вообще ничего — дверей-то нет, а тент складной. Самый «тру» кабриолет! И лишь современный руль с кнопками, да цветной экран мультимедийки напоминают тебе, что это всё шоу, игра.
Хотя без армейской закалки за руль Staff Car садиться и правда не стоит. Может быть, военные шины Firestone NDT тяжело прострелить и на бездорожье им нет равных, но на асфальте они жутко гудят (как будто вражеский вертолёт атакует) и превращают Jeep в малоуправляемый снаряд. Или здесь расчёт на то, что стальные швеллеры вместо бамперов компенсируют огрехи мастерства? Тогда, как говорится, бойся вора, прокурора и военного шофёра...
На недельку, до второго...
Поворошили историю, и будет. Возвращаемся в наши дни. Марк Аллен подводит меня к обычному с виду Grand Cherokee. Спрашиваю: «Почему фары жёлтые?» Главный дизайнер замялся на секунду: «Честно? Не знаю... Так красивее. Ты лучше сюда посмотри». И Марк ловкими движениями буквально за пару минут превращает бокс на крыше в двухместную палатку с удобной лесенкой.
Итак, Overlander. Прототип внедорожника для дальних путешествий по глухим местам. «Баян»? В таком ключе можно даже «УАЗ Патриот» переделать. Но для Jeep это, в некотором роде, прорыв. Во-первых, инженерам придворного ателье Mopar удалось разработать лифт-кит для пневмоподвески — раньше его предлагали только для «пружинных» версий. Во-вторых, пришлось серьёзно перекроить потроха передней части кузова для скрытой установки лебёдки Warn и силовых буксирных крюков.
В этом вся соль Overlander. В отличие от поделок гаражных мастерских, он не выглядит как дикий революционный матрос с «Авроры». Всё «вооружение» искусно и органично вживлено в стандартный кузов. И когда обходишь машину вокруг, замечаешь много интересного. Вот светодиодная «люстра» во всю ширину крыши, вот облегчённый алюминиевый капот от заряженной версии SRT, веткоотсекатели, грамотные силовые пороги...
И едет Overlander так, что приспосабливаться к нему не надо. Пневмоподвеска мягкая, как детская перина. Трёхлитровый дизель V6 на пару с восьмиступенчатым автоматом дарит машине такую динамику, что после «раритетных» Chief и Staff Car современный внедорожник кажется ураганным суперкаром. Руль, правда, вибрирует слегка — похоже, дело в балансировке увесистых 18-дюймовых колёс BF Goodrich All Terrain T/A. Но это легко поправимо, и тогда я готов отправиться на такой машине в экспедицию.
Не дрон, но тоже способный
Desert Hawk — так называется беспилотник для армии США. Но джиповский концепт на базе модели Renegade ни к силовым структурам, ни к летающим роботам отношения не имеет. Посредством этого прототипа в Jeep решили доказать падким на всё большое американцам, что маленький кроссовер итальянского происхождения тоже на многое способен.
Но вот каким будет это «многое», ещё не знают, похоже, даже сами разработчики. Пожалуй, это самый скучный концепт нынешнего Easter Safari — лифт подвески в 1 дюйм, защита силового агрегата, силовые пороги, забавная графика на кузове, да декаль на капоте с картой одной из местных внедорожных трасс. Ах да, разработчики также неуклонно твердили мне о «всепогодных салонных ковриках»! Негусто...
Марк Аллен признаёт — с фантазией слабовато вышло. Но, мол, надо понимать, что у Jeep и Mopar опыта работы с машинами такого класса пока мало. И покупателей шокировать тоже особо не хотелось. Ведь для них само появление компактного Renegade — уже событие из ряда вон. Собственно, в России продажи кроссовера тоже только начались, поэтому всем интересующимся предлагаю почитать подробный тест модели от «Авто Mail.Ru». От себя лишь добавлю, что Desert Hawk с 2,4-литровым атмосферником TigerShark и девятиступенчатым автоматом порадовал неплохой динамикой, проходимостью и весёлым дизайном, а чуть расстроил повышенным уровнем шума от «зубастых» покрышек.
Работа — жизнь
Его я оставил на закуску. И не прогадал. Пусть на фоне других концептов джиповского Safari этот красный пикап выглядит несколько кургузо и вовсе не футуристично, именно Red Rock Responder заставил меня упасть перед ним на колени. Так делали все фанаты техники, поскольку рассмотреть главные прелести машины можно было, только заглянув ей под юбку.
Железные потроха вас не интересуют? Листайте до следующего абзаца, а для тех, кто понимает, я просто сообщу, на чём стоит Red Rock Responder. Удлинённая рама Wrangler покоится на жёстких мостах Dana 60 с усиленными короткими (5,38) главными парами от JPP (Jeep Performance Parts). Эту же марку носит лифтованная на 4 дюйма подвеска с амортизаторами Fox. А удержать в контакте с дорогой она пытается здоровенные 37-дюймовые колёса с бедлоками и шинами BF Goodrich Mud Terrain T/A KM2. Впечатляет?
Добавьте к этому стальные бамперы, лебёдку Warn, допзащиту... С таким арсеналом Red Rock Responder заедет куда хочешь и сам выберется назад. А это от него и требуется. Так как машина задумывалась в качестве могучей «технички», Марк Аллен даже покривился, когда я при нём назвал концепт пикапом. «Utility Truck», — поправил он.
Встали с колен, отряхнулись и смотрим, что лежит в бортовых нишах. А здесь прям портативная мастерская! Есть всё — от домкрата hi-jack и гайковёрта до компрессора, кулера с водой и огнетушителя. Сколько же это добро весит?.. Спросите у 3,6-литрового бензинового V6 и автомата, которые с непомерным трудом вытягивают Red Rock Responder. На разгоне от пикапа исходит такой рёв, будто под капотом танковый дизель, не меньше. Руль на месте не провернёшь — только с подгазовкой. Автомобиль плавает по дороге и с трудом замедляется. А что вы хотели? Такая работа!
P.S.
Кстати, Jeep Eastern Safari проходит на легендарных внедорожных трассах Америки. Не так давно редактор «Авто Mail.Ru» тестировал здесь Jeep Cherokee Trailhawk, а вот как развлекаются в горах местные джиперы:
Фото компании Jeep