В круговорот ралли людей затягивает по-разному. Но при этом многие новички проходят на удивление похожий путь. Сначала — эйфория и восторг, причём независимо от результатов. Просто радуешься тому, что мчишь, и уже гордо называешь себя «гонщиком». Потом накапливается опыт, а с ним приходят первые успехи. Ты уже не вечно последний. Но и далеко не лидер. Общность таких пилотов в тусовке именуют не слишком приятным термином «гарнир». Это, само собой, подстёгивает ускориться. Но у одних не получается ехать быстрее, другие начинают вылетать с дороги и бить машины...
В общем, вырастает словно невидимая стена. Как найти в ней дверь? Бывалые правильно советуют — нужен тренер. Человек, который не только в подготовке поучаствует, но и поможет стенограмму грамотную записать, сядет в правое кресло на гонке, обязанности штурмана выполнит, да ещё и по управлению машиной подскажет. Конечно, хорошо делать столько дел одновременно может только гуру. Как правило, из стана быстрых пилотов или уже завершивший карьеру чемпион. Такие специалисты на вес золота, а потому обходятся недёшево. Расценки сугубо индивидуальны, но сумма в 100 — 150 тысяч рублей за гоночный выезд — вполне обыденная практика.
Да, автоспорт — удовольствие не из дешёвых. Потому лично я не питал иллюзий насчёт подобной «школы». Но... Видимо правильно говорит пословица — не зарекайся. И вот волею судеб я еду на 4-й этап Volkswagen Polo Cup в компании Сергея Волкова — обладателя Кубка России по ралли-рейдам 2008 года, серебряного призёра Кубка России по классическому ралли 2011 года и просто отличного человека. Мы знакомы уже несколько лет, Сергей не раз выручал мудрыми советами и помогал с тренировками, но чтобы выступить с ним в одном экипаже — об этом я не мог и мечтать.
Собственно, учёба началась ещё по дороге в Ростов Великий. Сидишь, как на приёме у врача. Что беспокоит? Что мешает? Какие цели?.. От этого зависит выбор тактики на гонку.
Настоящий ад для меня начался на ознакомлении с трассой. Не редкость, когда тренер сам записывает стенограмму, чтобы пилот мог надёжно проехать дистанцию и сосредоточиться на других моментах. Но мы поступили по-другому. Я сам стал диктовать «стенку», а Сергей где надо меня поправлял. И поначалу на каждое своё слово я слышал в ответ десять. В такие моменты понимаешь, насколько коряво ты раньше видел и записывал дорогу.
Само собой, в гонке стенограммные ошибки имеют критическое значение — перестаёшь верить собственной записи и сбрасываешь газ там, где перестраховка совсем не нужна. И это только один из нюансов — на самом деле, по ним можно написать отдельную статью. Скажу лишь, что с «прописи» я приехал с чугунной головой и опустошённый, словно после самого важного экзамена. Но — с чувством хорошо выполненного дела. Чуть забегая вперёд, сообщу — оно того стоило. Я на своей шкуре понял простую истину — кто хорошо поработал на ознакомлении, тот в гонке отдыхает.
Вконец измотанный, сажусь за руль «боевого» Volkswagen Polo — в этот день у нас ещё был торжественный старт на главной площади города. Въехали в арку, помахали зрителям и вдруг поняли — предстоит тяжёлый вечер. Отказал гидравлический «ручник», средняя педаль предательски провалилась в пол, а седанчик стыдливо наделал под себя лужу тормозной жидкости...
Оказалось, на прошлой гонке в Карелии была перебита тормозная трубка правого заднего колеса, и только сейчас повреждение явно дало о себе знать. В общем, пока остальные поглощали сытный ужин и наслаждались хмельными напитками, мы в потёмках плясали вокруг машины. Напомню, что, по регламенту Volkswagen Polo Cup, вся тяжесть обслуживания ложится на экипаж, но механики «Академии Ралли» по возможности не отказывают в помощи. Так вышло и на этот раз, за что команде сердечная благодарность.
В итоге мы успели не только починить автомобиль, но и, по совету Сергея, проверить настройки подвески. На каждой стойке регулируются три параметра — отбой, а также быстрое и медленное сжатие. На всех машинах моносерии по умолчанию выставлены базовые параметры, поэтому я раньше не переживал на этот счёт. Выходит, зря. Оказалось, что левая задняя стойка на отбой была закручена в 1,5 раза сильнее, чем правая. Исправляю. Вот теперь можно выдохнуть.
На старте первого спецучастка Сергей говорит важнейшую для меня фразу: «Стенограмма получилась вполне рабочая — выполняй её, и всё будет хорошо». Этого оказалось достаточно, чтобы разом улетучились все сомнения. Ехалось легко и приятно, результат оказался соответствующим — мы показали лучшее время среди участников Volkswagen Polo Cup и третье в кубковом зачёте 1600Н. Иными словами, впервые мне удалось выиграть доп и выйти в лидеры гонки! Пусть только в рамках моносерии.
Второй СУ также проехали бодро, но всё же уступили друзьям-соперникам Артуру Мурадяну/Павлу Челебаеву — они вышли вперёд с преимуществом в пару секунд. Наметилась борьба за первое место! Но при этом мы не оставляли и учебный процесс. Я поразился умению Сергея совмещать в себе качества прекрасного штурмана и наставника — он успевал не только стенограмму зачитывать именно так, чтобы мне комфортно было, но и подмечать нюансы пилотажа. Вот здесь промазал мимо апекса, будь внимательнее... Впредь в таких поворотах используй третью передачу... Не перегазовывай на выходе, много теряешь из-за пробуксовки... Помогает!
А вот на третьем допе меня охватила лёгкая паника. Снова вытекли тормоза (как потом оказалось — раскрутились соединения тройника на задней оси). Они, конечно, не пропали совсем, но замедляться машина стала намного хуже и только после того, как несколько раз «прокачаешь» педаль. Обидно? Не то слово! Хорошего результата можно не ждать. И вот в таких моментах очень важна поддержка второго члена экипажа. Здесь одно слово может стать решающим. И штурман должен знать, что сказать своему пилоту, как, впрочем, и наоборот. Так вот, я услышал: «Можно бросить всё. Но другого автомобиля у тебя сейчас нет. Пропали тормоза? Адаптируйся и жми дальше!». А ведь правда — нечего унывать! В итоге мы, конечно, уступили Мурадяну с Челебаевым, но не так много, как я предполагал. После первой секции ралли они оказались впереди на 18 с. То есть наш экипаж сохранил шансы как на победу в Volkswagen Polo Cup, так и на подиум в «1600Н».
На сервисе команда успевает привести седан в порядок. За руль садится Сергей — правилами это не запрещено. А смысл затеи заключался в том, чтобы Волков промчал пару спецучастков, я посмотрел на него со стороны и попробовал бы проехать заключительный доп в ещё более бодром темпе. Но, увы, этого не случилось. Второй год на ростовской трассе меня преследует какой-то злой рок. В 2014-м мы тоже начали гонку неплохо, а потом целая череда проблем не позволила достойно финишировать. Вот и сейчас вторая секция ралли оказалась безнадёжно испорченной.
На СУ-4 при выходе из очередной шпильки на быстрый участок Polo вдруг отказался разгоняться — двигатель перешёл в аварийный режим и обрубил тягу. Пока выключили зажигание, пока электронный блок «обнулился»... Вроде лишь мгновение пролетело, но потом при помощи бортовой видеозаписи мы посчитали — проблема стоила нам 25 драгоценных секунд.
Тогда же я понял, какое это великое искусство — быть раллийным штурманом. Ведь мне пришлось зачитывать стенограмму быстрому пилоту, а это, скажу я вам, та ещё задачка! Тебя трясёт, качает и болтает во все стороны, а ты должен выдавать позиции чётко и вовремя. И при этом бесконечно доверять тому, кто везёт тебя меж камней и деревьев. Как-нибудь расскажу об этом подробнее. Но на этом ралли я справился со своей «непрофильной» задачей не очень хорошо — в одном месте то ли не успел сказать вовремя поворот, то ли Сергей меня не так услышал, но в почти 90-градусный вираж мы ввалили на скорости за сотню. «Спаслись» от вылета чудом, но разбортировали левое переднее колесо.
Решаем, что делать. До финиша допа порядка 10 км. Тянуть рискованно — ошмётками резины можно повредить автомобиль. Значит, надо менять колесо прямо на спецучастке. Вторую позицию очевидно потеряем, но дальше третьего места не свалимся — к тому моменту половина из шести стартовавших в монокубке Volkswagen Polo сошла из-за технических проблем.
На заключительном СУ я возвращаюсь за руль, чтобы поставить в этой гонке красивую точку (как мне думалось). Но уже через несколько поворотов после старта на каменистом участке вновь спускает ту самую левую переднюю покрышку! Что за проклятье?! Запаски-то у нас больше нет. Выход один — переставить с задней оси целое колесо взамен повреждённого и так добраться до финиша. Снова теряем уйму времени, но с упорством обречённых уже не едем, но ползём вперёд. В правых поворотах машина так и норовит уйти в занос, а на рыхлых участках еле вытягивает. В одном таком разрытом месте нам не хватило инерции, и Volkswagen Polo повис в колее на защите двигателя. Ни вперёд, ни назад. Сергей моментально выпрыгивает из машины и зовёт на помощь зрителей. Собралось человек 20 — пока одни впряглись в трос, другие раскачали автомобиль и общими усилиями вытянули его на твёрдое место. От всей души хочу сказать участникам «команды спасения» спасибо!
Но теперь нам на «трёхлапой» машине надо ещё вовремя на финиш ралли успеть. Это порядка 20 км по обычным дорогам, а опоздание свыше 15 минут означает автоматическое снятие экипажа с гонки. К тому моменту ни намёка на покрышку на колесе уже не осталось. Ехали на голом диске, и я молился только об одном — чтобы он не развалился в хлам. Не сломался. Мы успели. И даже неожиданно стали вторыми призёрами, так как машина Артура Мурадяна встала на заключительном допе из-за поломки коробки передач.
Вот такой выдалась для экипажа «Авто Mail.Ru» «боевая» тренировка. Этот выезд на ралли «Ростов Великий» навсегда останется в моей памяти. Такие шрамы не затягиваются...
Фото «Академии Ралли» и Дмитрия Отросткова