НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Первый закон роботехники. Тест 7 систем помощи водителю

19 июня 2015 10:00
«Авто Mail.Ru» разобрался, как работают популярные электронные ассистенты водителя и за какие из них стоит платить

Мировые эксперты в области автомобилестроения сходятся во мнении, что нас ждёт скорое беспилотное будущее. Под недовольное ворчание ретроградов и скрип потираемых гиками ладошек производители выкатывают одно за другим решения, снимающие с водителя часть его функций или просто облегчающие жизнь за рулём. Не поскупившись на нужные опции, уже сегодня можно чатиться по «вотсапу» безопаснее, чем сосед по пробке, и спокойнее, чем сосед по подъезду, доверять свой автомобиль неопытным чадам. Просто потому, что теперь машина способна разгоняться, тормозить и смотреть по сторонам вместо водителя. Или вместе с ним? Это мы и выясним.

В этом материале автомобили — лишь носители, оболочка для интересующих нас технологий, поэтому не будем напрямую сравнивать новейший S400 с BMW 740Li, которую совсем недавно заменило новое поколение «семёрки»

Иными словами — на дорогах появляется всё больше и больше роботов. И чем больше функций делегируют им производители, тем скорее машины эволюционируют от примитивных к более сложным. Как тут не вспомнить три закона роботехники Айзека Азимова. В порядке убывания значимости они звучат так: робот не может причинить вред человеку; робот должен подчиняться приказам человека; робот должен заботиться о своей безопасности. Современные эксперты считают, что программировать искусственный интеллект на основе фантазий известного писателя нельзя, но соответствующие параллели сами приходят на ум при пользовании новейшими ассистентами водителя.

В целях унификации и для простоты восприятия мы будем называть каждое техническое решение каким-то условным термином, обходя стороной громоздкие официальные имена и аббревиатуры производителей

Чтобы опробовать все технологии, мы взяли флагманов двух немецких брендов, «упакованных» нужным образом. Перед нами не стояло задачи выяснить, кто круче и навороченнее в абсолюте, тем более что «семёрка» BMW, в отличие от S-класса Mercedes-Benz, находится на излёте своего жизненного цикла, а соответствующие системы и решения есть и у многих других марок. Тем не менее, оба тестовых седана оснащены большинством существующих функций помощи водителю, а наличие в тесте двух разных машин позволяет взглянуть на технологии более объективно и широко.

1. Система ночного видения

Принцип работы: «Найтвижн» придумали в автомобилях не для баловства и не для слежки за подругой в её дворе тёмной ночью — основная идея в том, чтобы определить притаившихся во мраке пешеходов и заранее предупредить о них водителя. Поэтому картинка на мониторе — всего лишь приложение к функции автоматического распознавания пешеходов. Интересно, что Mercedes-Benz и BMW используют не только разные технические решения, но и принципиально разную философию ночного видения. В BMW не так хороша картинка, но «найтвижн» бдит в фоновом режиме постоянно, а в Mercedes-Benz водитель сам обращается за помощью к системе, когда посчитает нужным.

Вслепую запустить систему «совиный глаз» кнопками на передней панели слева от руля почти одинаково сложно на обоих лимузинах, но на Mercedes-Benz (вверху) это делается всё-таки немного неудобнее. Камера Mercedes-Benz находится в очищаемой щётками зоне, поэтому всегда чистая. Глазок BMW (внизу) прилично утоплен в своё гнездо в решётке и снабжён форсункой омывателя, но всё равно уязвимее для грязи

BMW: Баварский производитель решил воспользоваться гаджетом Сэма Фишера из игрового стелс-экшена Splinter Cell, поэтому в решётке радиатора «семёрки» красуется глаз термографической камеры, известной ещё как тепловизор. Качество картинки средненькое, но в BMW делают ставку на другое. Когда автомобиль понимает, что на улице стемнело, он сам начинает наблюдение за окружающей средой с помощью камеры и распознавание пешеходов в фоновом режиме. Как только «семёрка» сочтёт опасным сближение с притаившимся во тьме человеком, она заморгает красной фигуркой на проекционном дисплее, проводит пешехода лучом фар и приготовится тормозить в экстренном случае.

Mercedes-Benz: В «Мерседесе» используется инфракрасная видеокамера, которая установлена в верхней части лобового стекла. Она имеет оптику, которая ещё сильнее приближает картинку, чем в BMW, что позволяет системе видеть достаточно далеко. Разрешение и контрастность картинки существенно выше, чем у «баварца» — в отличие от «семёрки», на S-Классе, кажется, можно ехать ночью, вообще не поднимая глаз с приборной доски. Но главное отличие «Мерседеса» в том, что система обнаружения пешеходов не просыпается автоматически с наступлением темноты, а требует запуска ночного видения водителем. Преимущество решения Mercedes-Benz в лучшем видении рельефа и предметов вокруг вне зависимости от их температуры.

Полезно для: загородных трасс с населёнными пунктами и лосиными маршрутами

Наш индекс полезности: 2/5

2. Система автоматического аварийного торможения

Принцип работы: Когда машина понимает, что вы собираетесь сделать ей фейслифтинг о препятствие впереди, она выносит последнее предупреждение, после чего берётся за дело сама. Эту систему представили уже многие производители, причём и на вполне массовых доступных моделях. У кого-то она реагирует только на автомобили, другие же заявляют распознавание пешеходов и даже животных с велосипедистами. В любом случае, переоценить её полезность сложно, особенно с учётом значительной доли ДТП типа «наезд сзади» в общем количестве аварий.

BMW: «Семёрка» предупреждает об опасности столкновения сначала жёлтым символом на проекционном дисплее, потом звуковым сигналом в сочетании с символом уже красного цвета, после чего достаточно резко активирует тормозную систему и подтягивает на всякий случай ремни безопасности. В целом настройку автоматического торможения можно описать как деликатную — она не беспокоит по пустякам, но и поседеть в случае чего не даст.

Mercedes-Benz: В Mercedes-Benz всё работает примерно также — если не соблюдать безопасную дистанцию, то в колодце тахометра на рисованной приборке загорается предупреждающий красный символ. Если скорость сближения, по мнению автомобиля, опасна, то добавляется тревожный писк (как в видео с системой ночного видения выше). Ну а если дело идёт к столкновению... Нервов так и не хватило для того, чтобы заставить тормоза сработать автоматически — я всегда нажимал на педаль самостоятельно под крик предупреждающего зуммера. Скорее всего, дело в том, что Mercedes-Benz вмешивается действительно в самый последний момент, до которого с тестовым автомобилем мы решили не доходить.

Полезно для: всех

Наш индекс полезности: 5/5

3. Адаптивный круиз-контроль с возможностью езды в пробках

Принцип работы: Водитель задаёт максимальную скорость движения и дистанцию до впередиидущей машины (ближе-дальше), а автомобиль сам ускоряется и тормозит, когда надо. Штука не новая, но адекватная работа системы в пробках стала возможна только в последние годы. Теперь автомобиль умеет не только разгоняться-тормозить вслед за заданным лидером, но и осуществлять полную остановку и трогание из неё, если замереть пришлось не более чем на 3 секунды. В противном случае придётся тронуться нажатием педали газа — и можно снова листать ленту Instagram, не опасаясь причалить в корму автомобиля впереди. Конечно, это шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки. Просто вспомните, чем заняты водители в автомобилях во время затора.

В Mercedes-Benz систему контролирует один из множества подрулевых рычажков слева. Крутить настройки приходится вслепую, а логику сложно назвать интуитивно понятной. Изменённые параметры коротко выводятся на приборку, а постоянно отображаются на проекторе на лобовом стекле
В BMW активный круиз-контроль управляется набором клавиш на левой спице руля, а параметры работы лаконично выводятся на проекционный дисплей

BMW: В режиме пробки круиз-контроль работает адекватно и позволяет ползти с меньшей концентрацией, чем без неё. Но совсем расслабляться не стоит — существует риск причалить в водителя, который решит резко перестроиться перед вами, потому как на такие объекты система временами не успевает среагировать. Главное, что во время такого автономного движения окружающие водители не считают тебя тупящим и не ругаются — это главный критерий адекватности настроек.

Mercedes-Benz: Главное преимущество мерседесовской технологии состоит в способности машины автоматически подруливать в рамках полосы, используя информацию от соответствующей системы (см. п. 6 далее). Однако активировать круиз-контроль и настраивать его менее удобно, чем в BMW, а работа системы не так деликатна, как у баварского конкурента. S-Класс едет и ускоряется резче, тормозит позже, замечает меньше внезапных препятствий и немного с этим опаздывает.

Полезно для: дальних поездок группой машин, а также для не выпускающих из рук свой смартфон злодеев-водителей

Наш индекс полезности: 3/5

4. Система кругового обзора с помощью камер

Принцип работы: по периметру всего кузова в него встроены широкоугольные видеокамеры — это позволяет компьютеру собирать картинку в 360-градусную, а также выводить на экран по запросу водителя отдельные ракурсы. Обзор — одна из основ безопасности, и много его не бывает. Поэтому чем больше ракурсов доступно водителю и чем проще между ними переключаться, тем комфортнее езда.

Mercedes-Benz: Передняя и задняя камеры Mercedes-Benz автоматически прячутся в кузов и поэтому практически не подвержены загрязнению. Прочие объективы также достаточно долго сохраняют чистоту благодаря хорошо просчитанной аэродинамике.

BMW: объективы баварского седана не защищены и загрязняются быстрее, чем у штутгартского. Как и в Mercedes-Benz, пользоваться системой водителю позволено лишь на малых скоростях, а BMW ещё и дополнительно ограничивает время работы камер, после чего их приходится перезапускать.

Полезно для: всех. Для водителей крупных машин — особенно

Наш индекс полезности: 5/5

5. Ассистент перестроений

Принцип работы: Благодаря датчикам-сканерам пространства вокруг, автомобили способны видеть присутствие сбоку от себя другой машины и предупреждать об этом водителя визуально и аудиально. Это может оказаться критически важным, если сосед по потоку оказался в так называемой слепой зоне — то есть таком месте на дороге, где его уже не видно в боковое зеркало, но ещё не заметно в окно. Кроме того, ассистент перестроений станет хорошим помощником для рассеянных водителей или лихачей, которые не успевают смотреть в зеркала при перестроениях.

Современные датчики настроены чётко и не выдают ложных срабатываний на стены тоннелей и разделительные рельсы безопасности

BMW: У BMW световой индикатор оранжевого цвета находится на корпусе бокового зеркала. Он включается и горит всякий раз, как только по бокам в опасной в случае перестроения «семёрки» близости находится другая машина. Если в этот момент включить «поворотник», то индикатор начинает моргать, а рулевое колесо — вибрировать.

Руль «Мерседеса» не вибрирует при распознавании опасности — седан из Штутгарта предупреждает водителя лишь морганием индикатора

Mercedes-Benz: В S-Классе больших различий в работе системы в сравнении с «семёркой» нет — разве что индикатор более яркого красного цвета и встроен в сам зеркальный элемент. Периферическим зрением его видно чуть хуже, зато при взгляде в само зеркало о наличии препятствия узнаёшь на какие-то доли секунды быстрее, чем в BMW.

Полезно для: начинающих и рассеянных водителей

Наш индекс полезности: 4/5

6. Слежение за полосой движения

Принцип работы: Одна из самых распространённых систем помощи водителю. Камера в верхней части лобового стекла наблюдает за разметкой и фиксирует её пересечение автомобилем. Тот в свою очередь начинает вибрировать рулевым колесом, предупреждая водителя. Просто и эффективно.

Камеры и программное обеспечение весьма чувствительны к качеству разметки, поэтому в России с её низким качеством дорог эта технология помогает водителю с переменным успехом

Полезно для: монотонных перегонов по прямым трассам

Наш индекс полезности: 3/5

7. Полуавтоматическая система парковки

Принцип работы: Водителям-новичкам нет никакого труда включить заднюю передачу и плавно подъехать вплотную к окружению под писк парктроника — наибольшую проблему при парковке вызывает вопрос: когда, в какую сторону и насколько вращать руль? Современные автопарковщики именно её и решают — автомобиль только просит в нужный момент включать «драйв» или «реверс», а всё остальное делает сам, в том числе тормозит. В тестовой BMW подобной системы не было. Да и не надо — в совершенно новой «семёрке» парковщик полностью автономный и может трудиться без водителя в салоне, поэтому автомобиль умеет даже сам заезжать в гараж! Ждём, когда представится возможность всё это проверить.

Mercedes-Benz: Не стоит думать, что чем автомобиль больше, тем сложнее его парковать. Просто нужно больше места. И в случае с S-Классом это проблема, так как пространства автопарковщик требует с хорошим запасом — не менее чем на метр больше, чем нормальный водитель при параллельной парковке! В этом и есть основная проблема подобных систем — они очень привередливы в выборе парковочного лота и в по-настоящему тесном пространстве совершенно бесполезны. Иными словами — адресованы только категорически не желающим учиться чайникам.

Полезно для: научитесь лучше делать это самостоятельно. Камеры кругового обзора вам в помощь

Наш индекс полезности: 1/5

После теста остались смешанные впечатления. Да, автомобили умеют сейчас всё больше и больше. Но важно, чтобы все эти новые способности использовались во благо, а не для того, чтобы снять с себя часть ответственности. Рано! Поэтому самый главный закон роботехники современным водителям стоит понимать так: «робота можно использовать только так, чтобы не причинить вред человеку». Айзек Азимов сформулировал три закона 75 лет назад, когда умные машины были лишь плодом фантазии футурологов, но они оказались актуальны и сегодня, когда роботы появляются среди нас, пусть и не в виде андроидов. Главное, не слишком полагаться на первый закон и с умом использовать второй. Тогда и к третьему не придётся обращаться слишком часто. А за производителями, как мы видим, не заржавеет.