Когда Ассоциация европейского бизнеса озвучивала результаты продаж за январь и февраль 2015 года, то часть экспертов начинала биться в истерике. И их понять можно, ведь в январе был минус 24,4%, а в феврале уже минус 37,9%. Но «бывалые» лишь грустно улыбались и говорили — это еще не кризис. Это только начало. И они оказались правы. По результатам марта 2015 года автомобильный рынок в России просел аж на 42,5%.
Если год назад в марте было продано более 240 тысяч машин, то в этом лишь 139 850 штук. Да и то это может быть «лукавая цифра» — данные Ассоциации европейского бизнеса основаны на отчетах дилеров, а не на цифрах постановки автомобилей на учет. Поэтому в реальности падение продаж может быть еще больше.
«Продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось. То, что мы сейчас видим в статистике, — давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажными покупками в конце прошлого года и дополненный значительным ростом цен в начале этого года. Рано или поздно ситуация стабилизируется, но это время еще не пришло», — заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ
Йорг Шрайбер.
Но когда придет это самое время для стабилизации сейчас никто сказать не может. С одной стороны ситуация на валютном рынке дает поводы для оптимизма — не исключено, что вслед за укреплением курса рубля начнут снижать цены и производители. Однако другие аналитики просят не слишком радоваться — все понимают, что рубль может всего за пару недель вновь просесть. Да и ситуация в экономике России не дает излишних поводов для оптимизма.
В марте пятерка лидеров российского рынка выглядит следующим образом: Lada, Hyundai, Kia, Toyota и Renault. Причем, лучше всего с точки зрения потерь выглядит Hyundai — всего минус 15% (Lada потеряла 24%). А вот продажи остальных снизились на 32-43%. Вообще крупнейшие российские игроки в марте потеряли в среднем по 40-50%, и это считается еще неплохим показателем. Есть компании, продажи которых фактически остановились — спрос на машины упал на 70-80%!
И к этому «черному» списку относятся не только уходящие с нашего рынка Opel и Chevrolet (последняя, правда, остается с Niva и своими дорогими американскими моделями, но это не меняет сути). Продажи Ford продолжают стремительно падать — минус 73%, не спасают ни скидки, ни появление «бюджетного» кроссовера Ecosport. SsangYong за март потерял 73%, Peugeot и Citroen по 79%, Suzuki — 80%, а Honda и вовсе 91%!
Мало того, кризис начинает подбираться и к премиум-классу, который всегда считался непотопляемым. Так, в марте продажи Mercedes-Benz сократились на 3% (правда, по итогам первого квартала немцы все равно показывают плюс 9%), Audi потеряла 30%, BMW — минус 41%, Infiniti — минус 42%. Хотя Lexus при этом смог увеличить продажи на 29%, а Porsche на 27%. Последняя фирма, кстати, по итогам первого квартала имеет рекордный плюс — продажи выросли сразу на 54%. Вот что значит хорошие цены и грамотная работа с дилерами — о том, как Porsche удается так хорошо себя чувствовать на российском рынке, читайте в материале «Глава Porsche в России: мы готовились к кризису».
В рейтинге самых популярных моделей в марте никаких революционных изменений — на первом месте Lada Granta, которая пока уверенно опережает Hyundai Solaris. Однако стоит АвтоВАЗу увеличить цены на свой бестселлер, как ситуация может поменяться. Далее следует Kia Rio и сразу целая группа «Лад»: Kalina, 4x4 и Largus. А если сюда прибавить еще Renault и Nissan, то получается, что в список 25 самых популярных автомобилей в России входит сразу 11 моделей, которые выпускает альянс Renault-Nissan-АвтоВАЗ! А сам он контролирует в настоящий момент аж 35,5% всего российского рынка. Это на 5,8% больше, чем в марте прошлого года. На втором месте идут «корейцы» — если объединить результаты продаж Hyundai и Kia, то окажется что они имеют 18,6% российского рынка. На третьем месте Volkswagen AG — 10%.
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МАРКАМ (данные АЕБ)
Lada | 27,423 | 37,060 | -26% | 68,554 | 91,603 | -25% |
Hyundai | 13,901 | 16,362 | -15% | 39,841 | 41,307 | -4% |
KIA | 12,121 | 17,787 | -32% | 36,030 | 42,289 | -15% |
Toyota | 9,731 | 14,846 | -34% | 24,023 | 35,057 | -31% |
Renault | 9,507 | 16,637 | -43% | 27,416 | 46,252 | -41% |
Nissan | 8,635 | 17,535 | -51% | 27,183 | 45,744 | -41% |
VW | 6,150 | 14,342 | -57% | 18,119 | 34,331 | -47% |
Skoda | 4,565 | 7,764 | -41% | 15,308 | 18,892 | -19% |
ГАЗ ком. авт. | 4,267 | 6,257 | -32% | 9,065 | 14,044 | -35% |
Mercedes-Benz | 4,015 | 4,154 | -3% | 11,341 | 10,384 | 9% |
Datsun | 3,502 | - | - | 9,339 | - | - |
Chevrolet | 3,443 | 13,439 | -74% | 9,748 | 35,307 | -72% |
Mitsubishi | 3,250 | 10,018 | -68% | 9,793 | 21,842 | -55% |
УАЗ | 2,965 | 3,362 | -12% | 7,478 | 8,466 | -12% |
Audi | 2,630 | 3,758 | -30% | 6,132 | 8,286 | -26% |
Lexus | 2,521 | 1,954 | 29% | 4,002 | 3,375 | 19% |
Mazda | 2,478 | 4,863 | -49% | 7,243 | 11,610 | -38% |
BMW | 2,239 | 3,804 | -41% | 8,334 | 9,700 | -14% |
Ford | 1,848 | 6,817 | -73% | 5,060 | 17,373 | -71% |
Daewoo | 1,757 | 4,604 | -62% | 5,411 | 12,858 | -58% |
Opel | 1,589 | 7,109 | -78% | 3,574 | 18,000 | -80% |
Land Rover | 1,128 | 2,114 | -47% | 3,086 | 4,903 | -37% |
Volvo | 944 | 1,697 | -44% | 1,971 | 3,242 | -39% |
Lifan | 829 | 1,939 | -57% | 2,313 | 4,605 | -50% |
Geely | 720 | 2,006 | -64% | 1,851 | 4,851 | -62% |
Subaru | 696 | 1,411 | -51% | 2,448 | 3,723 | -34% |
Mercedes-Benz ком. авт. | 654 | 739 | -12% | 1,403 | 1,510 | -7% |
SsangYong | 649 | 2,396 | -73% | 1,943 | 5,733 | -66% |
VW ком.авт. | 640 | 1,274 | -50% | 1,920 | 3,281 | -41% |
Infiniti | 600 | 1,034 | -42% | 1,709 | 2,338 | -27% |
Peugeot | 545 | 2,580 | -79% | 1,340 | 6,777 | -80% |
Porsche | 520 | 410 | 27% | 1,095 | 710 | 54% |
Citroen | 484 | 2,327 | -79% | 1,344 | 6,239 | -78% |
Great Wall | 479 | 1,526 | -69% | 1,286 | 3,860 | -67% |
Chery | 464 | 2,105 | -78% | 1,096 | 4,951 | -78% |
FIAT | 405 | 767 | -47% | 1,046 | 1,755 | -40% |
Suzuki | 393 | 1,941 | -80% | 1,264 | 5,130 | -75% |
Jeep | 320 | 828 | -61% | 760 | 1,857 | -59% |
Honda | 220 | 2,376 | -91% | 856 | 6,789 | -87% |
MINI | 140 | 170 | -18% | 347 | 400 | -13% |
DFM2 | 77 | - | - | 162 | - | - |
Isuzu | 75 | 23 | 226% | 178 | 56 | 218% |
Jaguar | 75 | 155 | -52% | 209 | 406 | -49% |
Brilliance | 55 | - | - | 296 | - | - |
Acura | 48 | - | - | 210 | - | - |
smart | 43 | 35 | 23% | 94 | 72 | 31% |
Cadillac | 41 | 162 | -75% | 113 | 339 | -67% |
BAW | 23 | 123 | -81% | 76 | 354 | -79% |
Changan | 11 | 145 | -92% | 79 | 195 | -59% |
JAC | 11 | - | - | 64 | - | - |
Haima | 6 | 49 | -88% | 67 | 90 | -26% |
Chrysler | 5 | 15 | -67% | 17 | 36 | -53% |
Alfa Romeo | 2 | 3 | -33% | 6 | 3 | 100% |
Foton | 2 | 2 | 0% | 6 | 7 | -14% |
FAW | - | 251 | - | - | 787 | - |
SEAT | 9 | 125 | -93% | 42 | 309 | -86% |
ZAZ | - | 82 | - | - | 296 | - |
ТагАЗ | - | 10 | - | - | 38 | - |
Luxgen | - | 12 | - | - | 39 | - |
Bogdan | - | 22 | - | - | 92 | - |
Иж | - | 3 | - | - | 18 | - |
Dodge | - | 3 | - | - | 9 | - |
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ (данные АЕБ)
1 | Granta | Lada | 12,438 | 12,958 | (520) | 1 | Granta | Lada | 30,710 | 32,493 | (1,783) |
2 | Solaris | Hyundai | 8,593 | 9,837 | (1,244) | 2 | Solaris | Hyundai | 24,811 | 25,444 | (633) |
3 | New Rio | KIA | 7,176 | 9,728 | (2,552) | 3 | New Rio | KIA | 18,412 | 20,926 | (2,514) |
4 | Kalina | Lada | 4,045 | 7,683 | (3,638) | 4 | 4x4 | Lada | 10,620 | 9,147 | 1,473 |
5 | 4x4 | Lada | 3,893 | 3,685 | 208 | 5 | Logan | Renault | 10,066 | 10,546 | (480) |
6 | Largus | Lada | 3,737 | 6,018 | (2,281) | 6 | Kalina | Lada | 9,229 | 18,133 | (8,904) |
7 | Logan | Renault | 3,276 | 3,754 | (478) | 7 | Largus | Lada | 9,083 | 14,602 | (5,519) |
8 | Almera | Nissan | 3,183 | 3,678 | (495) | 8 | Polo | VW | 8,913 | 15,402 | (6,489) |
9 | Duster | Renault | 3,148 | 7,416 | (4,268) | 9 | Duster | Renault | 8,842 | 20,547 | (11,705) |
10 | Polo | VW | 2,986 | 6,461 | (3,475) | 10 | on-DO | Datsun | 8,061 | - | - |
11 | Priora | Lada | 2,743 | 5,547 | (2,804) | 11 | Almera | Nissan | 7,908 | 11,152 | (3,244) |
12 | ix35 | Hyundai | 2,717 | 3,541 | (824) | 12 | Camry | Toyota | 7,510 | 7,351 | 159 |
13 | Camry | Toyota | 2,683 | 2,952 | (269) | 13 | ix35 | Hyundai | 7,477 | 8,619 | (1,142) |
14 | on-DO | Datsun | 2,513 | - | - | 14 | Priora | Lada | 7,469 | 12,961 | (5,492) |
15 | RAV 4 | Toyota | 2,402 | 3,293 | (891) | 15 | Niva | Chevrolet | 6,706 | 10,551 | (3,845) |
16 | X-Trail | Nissan | 2,363 | 1,825 | 538 | 16 | Sandero | Renault | 6,506 | 9,981 | (3,475) |
17 | Niva | Chevrolet | 2,315 | 4,304 | (1,989) | 17 | Rapid | Skoda | 6,196 | - | - |
18 | Sandero | Renault | 2,098 | 3,595 | (1,497) | 18 | Octavia A7 | Skoda | 6,041 | 9,418 | (3,377) |
19 | Rapid | Skoda | 1,998 | - | - | 19 | RAV 4 | Toyota | 5,822 | 8,110 | (2,288) |
20 | Octavia A7 | Skoda | 1,912 | 3,951 | (2,039) | 20 | New Cee'd | KIA | 4,802 | 6,361 | (1,559) |
21 | LC 200 | Toyota | 1,461 | 1,338 | 123 | 21 | ASX | Mitsubishi | 4,335 | 5,454 | (1,119) |
22 | ASX | Mitsubishi | 1,458 | 1,806 | (348) | 22 | Sportage | KIA | 4,009 | 7,453 | (3,444) |
23 | Patriot | UAZ | 1,441 | 1,412 | 29 | 23 | CX-5 | Mazda | 3,944 | 5,310 | (1,366) |
24 | New Cee'd | KIA | 1,407 | 2,338 | (931) | 24 | Qashqai | Nissan | 3,501 | 6,916 | (3,415) |
25 | CX-5 | Mazda | 1,339 | 2,066 | (727) | 25 | Patriot | UAZ | 3,471 | 3,491 | (20) |