НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Нефть, «Роверы» и Ханты-Мансийск

8 апреля 2015 10:00
Проекту «Открывая Россию», который организовала компания Land Rover, уже два года. Его смысл заключается в том, что журналисты крупнейших СМИ ездят в самые необычные места огромной России. И... открывают ее

Вроде бы все знают, какие огромные территории в нашей стране и как много тут всего интересного. Однако путешествуют по ней немногие. Англичане этого понять не могут. Я как-то беседовал с одним из руководителей Land Rover. И он искренне не понимал, как русские могут с таким наслаждением ездить по Европе, но при этом практически не знать свою собственную страну. И ведь, черт подери, он был прав.

«Авто Mail.Ru» уже принимал участие в проекте «Открывая Россию». Год назад мы посетили одно из самых интересных мест в России — Якутию с ее Ленскими столбами. Где до сих пор ловят рыбу методом куйуура и где находится полюс холода (подробнее об этом автомобильном путешествии вы можете прочитать в материале «Путешествие на Discovery: когда куйуур в радость»). Ну а в этот раз мы отправились еще в один «неизведанный» край — Ханты-Мансийский автономный округ. Он является одним из самых важных в России, ведь именно здесь добывают значительную часть того самого «черного золота», на которое мы с вами и живем.

«Нефтяной» столицей России принято считать город Нижневартовск, рядом с которым находится знаменитый Самотлор — крупнейшее в России и седьмое по запасам в мире месторождение. Грубо говоря, именно Самотлор вместе с месторождением Ромашкинское в Татарстане подсадили Россию на ту самую нефтяную иглу, с которой мы все никак не можем соскочить. Это если смотреть на все с точки зрения пессимиста. А если быть оптимистом, то надо понимать — Самотлор сделал Россию одним из главных игроков на мировом нефтяном рынке.
В 2015 году отмечается очень важная дата в современной российской истории — 50 лет назад (а именно 23 мая 1965 года) была пробурена первая разведочная скважина на озере Самотлор. Руководил тогда буровой Григорий Норкин — легендарная личность. Кстати, первая скважина существует до сих пор. Правда, промышленную нефть она уже не добывает.
Однако памятник в Нижневартовске стоит не Григорию Норкину. Этот монумент является собирательным образом и называется «Покорителям Самотлора» (его открытие состоялось 15 июля 1978 года). Хотя прототипом памятника был реальный человек — Федор Метрусенко. Кстати, он все еще жив и является в Нижневартовске очень уважаемым человеком. В этом году ему исполнится 74 года! Но памятник в народе прозвали не «Федя», а почему-то «Алеша».
Согласно официальным данным, за все время эксплуатации из недр Самотлора было добыто почти 2,7 млрд тонн нефти. Это много, очень много. Причем в земле есть еще примерно 1 млрд тонн нефти, которую можно поднять на поверхность. А может, и больше — вы же понимаете, что нефть сейчас является стратегическим продуктом и точные данные вам никто не скажет. Да и вообще в этих краях люди не очень любят болтать. Часто, когда пытаешься узнать что-то, разговор получается примерно таким: «Сколько добыли нефти?» — «Достаточно». «Сколько получают рабочие?» — «Сколько надо». «На сколько хватит еще нефти?» — «Не волнуйтесь».
Самотлорское месторождение — это по сути озеро с прилегающими территориями. Его размер примерно 30 на 50 километров (примерно как Москва). Летом этот район выглядит весьма интересно: водная гладь с рукотворными дорогами
Если вы впервые окажетесь в этих краях, то не удивляйтесь постоянным указателям «куст» на дороге. К растениям они не имеют никакого отношения. Просто из-за того, что кругом одни болота и топи, нефть тут добывают так называемым «кустовым» способом. То есть из одного места бурятся несколько скважин, которые словно ветки куста расходятся в разные точки из одного корня.
Собственно говоря, вот так и выглядит «куст» — несколько скважин рядом друг с другом и трубы, которые к ним присоединены. Так называемые «качалки» тоже встречаются, но уже нечасто
Кстати, из-за примесей, которые содержатся в нефти, она далеко не всегда черная! Она может быть коричневой, зеленоватой, красной, желтой. Есть даже прозрачная, которую называют «белой». А еще есть такие сорта, которые даже сложно назвать «жидкими» — они настолько тягучи, что не хотят выливаться из бутылки
Самой распространенной теорией образования нефти является биогенная. Согласно ей, нефть родилась из останков микроорганизмов, которые жили в мировом океане. Погибая (преимущественно на мелководье), они создавали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. Слои постепенно опускались вниз, в них происходили биохимические процессы, благодаря которым органика преобразовывалась в углеводороды: газообразные, жидкие и твердые. Однако не надо думать, что в местах добычи нефти любили умирать древние животные. Находясь уже глубоко в недрах земли, нефть и газ под воздействием давления начинали свое путешествие через так называемые «проницаемые породы». Например, песчаник. И «шли» они так до тех пор, когда на их пути не оказывались «непроницаемые» породы (например, глина). В этих самых «ловушках» постепенно и накапливалась нефть с газом (плюс вода). И в итоге образовывается так называемое «месторождение», которое на самом деле вовсе не является местом рождения нефти (например, Самотлор получает воду из... Алтая).
Изначально, в смеси, которая поднималась из глубин Самотлора, нефти было 75% и даже больше, она била из скважин фонтаном в прямом и переносном смысле. Однако сейчас месторождение обеднело. Если в 1980 году тут было добыто почти 160 млн тонн, то сейчас речь идет примерно о 22 млн. Многие скважины добывают смесь в которой нефти всего... порядка 3-7% (хотя при этом тут есть скважины, которые уже много лет добывают уникальную «безводную» нефть).
После того, как смесь воды и нефти поднята на поверхность, ее по трубам отправляют в комплекс по переработке и очистке (газ также перерабатывают). Там в больших цистернах смесь отстаивается — нефть всплывает, и ее отделяют от воды (и так несколько раз, пока в итоге не «настаивается» чистая нефть). Ну а затем «золото» уже попадает в «трубу» и идет на экспорт или нефтеперерабатывающие заводы. Один комплекс по переработке обслуживает около сотни «кустов», а трудятся там в разные смены всего порядка 20 человек — все процессы автоматизированы.
Несмотря на сложные погодные условия, автомобильные дороги в Ханты-Мансийском округе хорошие. Единственная к ним претензия — чаще всего трассы имеют лишь по одной полосе в каждую сторону. Но благодаря рельефу обгонять тут не сложно.
Во время нашего путешествия мы передвигались на Land Rover Discovery, которые уже давно себя зарекомендовали как настоящие «вездеходы». Внедорожный арсенал у этих моделей на зависть многим: возможность увеличивать дорожный просвет, понижающий ряд в трансмиссии, умная система Terrain Response, которая бывает просто незаменима в сложных условиях. Хотя, если постараться, то в снег можно засадить и такой автомобиль. В этом случае незаменимым другом становится лопата.
Нижневартовск, где живет 265 тысяч человек, считается нефтяной столицей России. Однако столицей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры является все-таки Ханты-Мансийск (сейчас там проживает около 90 тысяч). Благодаря своему столичному статусу Ханты-Мансийск имел (да и имеет до сих пор) поистине огромный бюджет. Нехватки в финансах не было, благодаря чему за последние 20 лет Ханты-Мансийск преобразился и теперь напоминает европейские города. Появились набережные, фонтаны и красивые памятники, современные больницы и множество спортивных сооружений, музеи и картинные галереи, самый лучший в стране биатлонный центр. Есть даже небольшой горнолыжный курорт. И это в пределах города!
Одна из самых популярных фототочек в Ханты-Мансийске — это Археопарк, который был открыт в 2007 году. Посмотреть на скульптуры мамонтов и других древних животных должен каждый турист, который оказывается в этих местах.
Другой достопримечательностью Ханты-Мансийска является музей «Природы и человека». Детям тут будет очень интересно — в музее собраны не только одеяния зажиточных крестьян, но и скелеты древних животных, включая такие редкие, как большой пещерный медведь, степной слон (предок мамонта), шерстистый носорог.
Регион получил свое название — Ханты-Мансийский — по названиям двух народностей, которые издревле здесь проживали. Это ханты и манси. Часто можно услышать, что «сейчас их осталось очень мало». И обычно приводятся цифра, что в 1939 году хантов было в округе 13%, а сейчас лишь 1,2%. Однако анализ данных переписи населения говорит об обратном. В 1939 году было насчитано 12 238 хантов и 5 768 манси. Перепись 2010 года показала, что хантов сейчас проживает в регионе 19 068 человек, а манси — 10 977. Многие ханты и манси до сих пор часто живут старым укладом, хотя у каждого есть в городе квартира, которую выделяет государство.
Мост через Иртыш, который был построен в 2004 году, в народе называют «Красный дракон». В 2013 году он занял второе место в интернет-голосовании «Самый красивый мост России», проиграв только Муромскому мосту через Оку. Высота «Красного дракона» — 15 метров, длина — 1,3 км.
Ханты-Мансийск не просто так называют российской столицей биатлона. Тут расположен самый лучший в стране биатлонный центр, где регулярно проводятся соревнования мирового уровня. Ну а Land Rover во время нашего путешествия придумал фактически новый вид спорта — автомобильный биатлон. Стрельба никуда не делась, но вместо лыж были машины.