НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Путешествие: Черногория на юбилейных BMW X

7 апреля 2015 10:00
Первый внедорожник BMW появился 15 лет назад, и фанатам марки он казался чем-то неестественным. Но минувшие годы убедили в обратном даже самых ярых скептиков

Буква Х появилась в названиях моделей BMW ещё в середине 80-х, но по-настоящему она прогремела в 1999 году. Именно тогда появился знаменитый «икс пятый», положив начало целой линейке кроссоверов. За прошедшее с того момента время в BMW успели выпустить суммарно 9 поколений 5 разных моделей линейки Х. Российское представительство решило отпраздновать эту дату большим тест-драйвом в Черногории. Который представлял собой не просто очередные покатушки на знакомых моделях, а красивое путешествие на всех «иксах», включая и рестайлинговый X3.

Линейка BMW X сейчас свежа, как цены в автосалонах: из пяти моделей две появились и одна обновилась в прошлом году, ещё одна датируется 2013 годом, и лишь представленный в 2009 году X1 открыто мечтает о преемнике

На чём едем

BMW X3

Слева дорестайлинговая версия BMW X3, справа — самая свежая. Это тот самый случай, когда рестайлинг — не для галочки, а ради того, чтобы сделать облик автомобиля современным. Более того, изменилась и начинка: внутри можно обнаружить иные панели дверей, блок «климата», отделочные материалы и некоторые другие мелочи

Этот кроссовер недавно пережил рестайлинг, причём очень заметный. Фары и решётка спереди теперь выполнены в стиле X5, X6, X4 и других последних моделей компании. Таким образом, из всей внедорожной линейки BMW визуально выбивается только одна модель — Х1. А все остальные, включая обновлённый кроссовер X3, имеют одинаковое «выражение лица», которое определяется, главным образом, фарами характерной сужающейся к центру формы. Помимо внешних отличий, «икс третий» получил и технологические новшества — это, в первую очередь, 190-сильный дизель версии xDrive20d, который пришёл на замену прежнему 184-сильному агрегату.

BMW X3 с обновлённым дизелем задорно крутится до практически недизельных оборотов, стоит только приободрить кроссовер спортивным алгоритмом езды. И звучит этот мотор по-тракторному только на холостых, да и то это касается тембра, но не громкости

Выбирая начальную дизельную версию (заднеприводный 150-сильный Х3 sDrive18d в России не продаётся), клиенты BMW получат не только дополнительные 6 «лошадей» мощности, но и лишние 20 Н·м крутящего момента, а также снижение среднего расхода «солярки» с 5,6 до 5,4 литра и улучшение динамики 0−100 с 8,5 до 8,1 секунды. Даже на серпантине между черногорскими городками Котор и Цетинье, круто уходящем к вершине горы Ловчен, дизелёк вез вверх так уверенно, что максимум, что мне хотелось, — это перещёлкнуть «качельку» выбора режимов из плавного и сонного Eco Pro в бодрый Sport.

BMW X3

<a href="/catalog/bmw/x3/f25_restailing/crossover/">Второе поколение, индекс F25</a>

BMW X4

<a href="/catalog/bmw/x4/f26/crossover/">Первое поколение, индекс F26 </a> <a href="/catalog/bmw/x4/f26/crossover/" target="_blank"></a>Появился на рынке: 2014<br />Рестайлинг: нет<br />Дорожный просвет: 204 мм.

«На имидж атлета-стиляги работает и линия крыши, которая здесь ниспадает к корме. Это решение успешно проверено на модели X6, поэтому разработчикам осталось только масштабировать его для более компактного новичка. Добавим сюда оригинальную оптику, бамперы и другие детали внешнего облика — и вот уже строгий X3 обернулся пижонским X4». Полную версию нашего теста BMW X4 читайте в материале «Купемания» .

BMW X5

<a href="/catalog/bmw/x5/f15/crossover/">Третье поколение, индекс F15 </a>

«BMW X5 сумел сохранить свой стиль, он по-прежнему будет считаться одним из самых крутых кроссоверов на рынке. И по-прежнему он предназначен главным образом для города или шоссе». Полную версию нашего теста BMW X5 читайте в материале «Старый, но новый».

BMW X6

<a href="/catalog/bmw/x6/f16/crossover/">Второе поколение, индекс F16 </a>

«Именно поэтому выбирают X6: когда душа просит чего-то лёгкого (хотя бы на вид) и спортивного (хотя бы по ощущениям), но разум не согласен на сопряжённые с этим жертвы. Тогда вы отправляетесь за пятидверкой, которую вам продают с приставкой Gran Coupe или — ещё лучше — высокой пятидверкой, которую вот уже второе поколение в BMW называют X6». Полную версию нашего теста BMW X6 читайте в материале «Купе без проблем».

Маршрут

Мы проделали путешествие по Черногории, которое я могу смело рекомендовать каждому гостю этой гостеприимной и даже немного понимающей по-русски страны на берегу Адриатического моря. Ведь Монтенегро — это не только и не столько прекрасное побережье. Эта страна раскрывается, когда увидишь её тёмные горы. Особую пикантность фотографиям придаёт тот факт, что они показывают мало кому знакомую зимнюю Черногорию.

Длина: около 460 километров
Продолжительность: 2 дня; около 9 часов суммарно
День 1: Порто Монтенегро — Цетинье — Никшич — Жабляк — Мост Джурджевича — Колашин
День 2: Колашин — Подгорица — Петровац — Свети-Стефан — Будва — аэропорт Тиват

Наше путешествие стартует из Порто Монтенегро — эдакого черногорского нано-Монако. Этот город в городе (формально территория относится к Тивату) расположен на берегу красивейшего и имеющего уникальную геометрию Которского залива. Это совсем недавно отстроенный проект, представляющий собой роскошную и прекрасно оборудованную марину, где можно держать своё прогулочное судно. Нет яхты? Можете заказать строительство на соседней верфи и поселиться на время постройки в апартаментах. А ещё говорят, что держать здесь яхту не только удобно, но и выгодно, недаром порт облюбовали известные российские олигархи.

Наш путь лежит по берегу Которской бухты мимо Котора в сторону перевала через гору Ловчен и к городу Цетинье. Самый смак из 37 километров горной дороги — это 16 нумерованных прямо на местности шпилек, мазать мимо которых категорически нельзя — отбойников нет, и лететь вниз ох как глубоко! Искушённому водителю будет скучновато с сухими ладонями проходить однообразные повороты, но только до тех пор, пока он не взвинтит темп на годами нелатанном асфальте. Кстати, не поленитесь заглянуть в начале пути в невероятный древний Котор, чтобы погулять по старому городу и подняться пешком по вырубленным в скале ступенькам в крепость Св. Иоанна на высоту 260 метров.

Когда сумасшедшие подъёмы и спуски останутся позади, собьём пульс умиротворением парков и древнего монастыря культурной столицы черногорцев Цетинье. В следующем городе Никшич базируется крупнейшая пивоварня Монтенегро, но их светлая Niksicka столь непримечательна, что двигаемся дальше в сторону местечка с романтичным именем Жабляк. Это самое высоко расположенное поселение на Балканах, да ещё и окружённое несколькими немаленькими пиками, поэтому Жабляк легко стал одним из двух (второй — Колашин) горнолыжных центров Черногории. Не Альпы, конечно, но зато дёшево (даже несмотря на то, что расчёты все в евро), безлюдно, атмосферно и необычно.

И если кататься на горных лыжах в Монтенегро не обязательно, то не увидеть эпический мост Джурджевича через второй в мире по глубине каньон — преступление. Ажурная арочная конструкция из бетона перекинута через реку Тара в 1940 году. Последняя журчит, радуя рафтеров, на глубине 172 метра, а наслаждаться видами каньона можно все 365 метров длины моста, хоть пешком, хоть из-за руля. Впечатлений столько, что 650 литров багажника нашего X5 не хватает и для половины, поэтому складываем задний диван (стало 1870) и везём эмоциональный багаж ночевать в крошечный затерявшийся в горах курорт Колашин. Больше всего он запомнился запахом жжёной древесины, так как городок отапливают преимущественно ей.

В Черногории почему-то очень грязно — даже в казалось бы безлюдных местах то и дело попадаются пластиковые бутылки и прочий мусор на обочине дороги. Жалко, потому что природа завораживает. Кстати, и автопарк здесь — очень старый и бедный. Например, годовые продажи BMW составляют меньше сотни машин! Типичный автомобиль в Черногории — «второй» Golf или югославский Yugo в глубинке и какой-нибудь потрёпанный десятилетний «француз» ближе к богатому побережью.

На следующий день берём курс на цивилизацию (так как ещё немного углубимся в материк — и окажемся в Сербии или вообще в Косово). Путь на столицу Подгорицу лежит через каньон реки Морача. Он не такой глубокий, как у Тары, но не менее живописный — ведь по его дну проходит дорога, признанная одной из самых опасных на Балканах! Отвесные скалы с одной стороны и бурная река с другой, закрытые повороты и прорезанные в скальной породе петляющие мини-тоннели с вечно сырым асфальтом. Но дорога по-драйверски классная, и в отсутствие трафика позволяет (если позволят совесть и чувство самосохранения) хороший, добрый такой ход. В условиях, когда погода в горах постоянно меняется, полный привод xDrive — отличный помощник в безопасном получении удовольствия от маршрута.

Подгорица — одна из самых унылых на свете столиц, каждым своим квадратным метром похожая на индустриальный пригород типичного «совкового» города. Путешествуя по стране, вы так или иначе проедете через Подгорицу и непременно оцените, как там бедно, некрасиво и грустно. Поэтому вместо города, где нечего фотографировать, мы лучше покажем вам ещё пару прекрасных кадров в горах.

Даже не пытайтесь спокойно ехать по этим дорогам на 313-сильном X4 xDrive35d — ничего не получится. Но помните, что местные полицейские действуют примерно как у нас лет 10 назад: подло стреляют радаром из кустов, маскируются в гражданских машинах, трясут иностранцев и выдумывают нарушения на ровном месте. Ограничения скорости очень лютые — за городом в основном 70, в городе 50. При этом дороги так и просят ехать быстрее.

Выехав на побережье и миновав по пути величественное Скадарское озеро (крупнейшее на Балканах и шелестящее своими водами на территории Черногории и Албании одновременно), не можем проехать мимо попсового, но от этого не менее впечатляющего места — курорта Свети-Стефан. Это небольшой густозастроенный старинными домиками люксовый остров-отель, отдохнуть в котором стоит от 1000 евро за ночь. Но можно бесплатно полюбоваться им с берега и искупаться в одной из бухт, которые образует проход-перешеек. Кстати, при виде сверху остров напоминает традиционное черногорское блюдо плескавицу. Это такой гигантский шницель, съесть который в приличном кафе ввиду его размеров просто невозможно.