НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Разгром и капитуляция. Почему Opel и Chevrolet сбежали из России?

18 марта 2015 22:00
Никто не предполагал, что кризис и резкое падение продаж на российском рынке свалят такого гиганта, как General Motors. Но это случилось — Opel и Chevrolet сдались вслед за курсом рубля

История развивается циклично — General Motors не впервые уходит из России. Вспомним теперь уже далёкий 1996 год, когда определённый класс быстро разбогатевших россиян начинает интересоваться иномарками, и американцы принимают решение... построить здесь свой автозавод. В Татарстане, на территории свободной экономической зоны, создаётся российско-американское предприятие «ЕлАЗ-GM», которое наладит выпуск автомобилей Chevrolet Blazer «отвёрточным» способом.

Может, стоило затянуть пояса и дождаться, когда Россия выйдет из кризиса? В 2013 году убыток, который принёс компании питерский завод, составил около $100 млн, а убытки по прошлому году (по неподтверждённым данным) оказались на уровне $200 млн. Так что на российском рынке GM только терял. И терял очень много

Потом будет крупноузловая сборка Opel Vectra (это не считая планов самого «Опеля» заняться совместной сборкой машин на... газовских мощностях), а потом — громкий «развод». Американская сторона заявит, что власти не предоставили обещанных налоговых льгот. Наши чиновники ответят, что рассчитывали не на гаражные технологии, а на полноценный современный завод и 50 000 ежегодно выпускаемых автомобилей. Громко хлопнув дверью, GM свернёт свою деятельность (но только производственную) и покинет Россию. Правда, на словах — обещанное прекращение поставок не состоится.

После, разумеется, случится возвращение. Притом частью этого возвращения станет весьма эффектный переход под американское крыло проекта ВАЗ-2123 — «Нивы» второго поколения, которая долгое время считалась главным символом грядущего вазовского ренессанса! К нелепому названию Chevrolet Niva (Chevrolet — нечто манящее, заграничное, Niva — напротив, простое и родное) народ быстро привыкнет и начнёт охотно покупать внедорожник, спроектированный нашими и доведённый иностранными спецами.

Второе поколение «Нивы» вазовцы начали создавать... в конце восьмидесятых! Но мелкосерийный выпуск ВАЗ-2123 начался аккурат перед кризисом 1998-го. Довести внедорожник до нужной кондиции и внушительных объёмов выпуска автогигант сумел только при поддержке GM: эмблему-крест Niva примерила осенью 2002 года 

Вторым успешным «крестовым походом» следует признать перезапуск Daewoo Nubira второго поколения под именем Lacetti и маркой Chevrolet. Как только на решётке радиатора заблестел золочёный крест Chevrolet, публика сразу оценила просторный корейский автомобиль за небольшие деньги — машина мгновенно стала бестселлером сегмента «С». Потом появятся небольшие и тоже недорогие Aveo и Lanos (их сладят по аналогичной технологии, нацепив модную эмблему на дешёвых «корейцев»), а популярность марки взлетит до небес, однозначно подсказывая: всё будет хорошо.

Недавно Lacetti снова сменил эмблему на Daewoo. Публика не сразу, но оценила возвращение популярной модели: по итогам 2014 года было продано аж 19 тысяч Daewoo Gentra (7-й результат по гольф-классу). Что мешало GM сохранить «Лачетти» под брендом Chevrolet? Тем более, в Калининграде было налажено производство полного цикла

В 2007 и 2008 годах марка по результатам продаж занимала второе место после «Лады», ежегодно продавая по 170–180 тысяч машин! Первым звоночком для «золотого креста» стал кризис 2008-2009 годов: продажи упали на 56%, притом Lacetti растерял аж 64% поклонников. Потому что очень резко подорожал. И уже тогда стоило понять — машины россияне покупают не столько за совокупность качеств, сколько за приятный глазу и кошельку ценник. Но этого менеджеры Chevrolet не поняли, выведя на смену поистине народному «Лачетти» куда более дорогой Cruze и избавившись от невероятно доступного «Ланоса».

На нераспроданные автомобили будут действовать очень серьёзные скидки. При этом всё, что сейчас купят россияне, будет обслуживаться и покрываться гарантией, так как GM обещает среди прочего сохранить поставки запчастей на протяжении ближайших 10 лет. Даже будет действовать сервис GM Assistance (бесплатная помощь на дорогах) 

А что Opel? На волне «кредитного бума» конца нулевых немецкие машины нашли своего покупателя. В кризис же 2009 года «Опель» пережил падение покруче «шевролетовского» — минус 66%! Хотя, формируя посткризисную линейку, немцы поступили крайне осторожно — выводя новое поколение модели, сохраняли и старое: дескать, если хватает денег, выбирай новинку, а нет — прежняя генерация тоже вполне ничего. Такими парами стали Astra и Astra Family, Zafira Tourer и Zafira Family.

За новыми «Опелями» россияне вполне могут ездить... в Беларусь и Казахстан! Оттуда GM не уходит, а благодаря открытому таможенному пространству, растаможка привезённых от тамошних дилеров машин не потребуется. Хотя цены кусаются: белорусы за седан Opel Astra J просят минимум 1 млн 156 тысяч рублей!!!

Ситуация оставалась сравнительно стабильной до прошлого года. А потом... В прошлом году Chevrolet, будучи недавним лидером среди иностранных марок, скатился на восьмое место — спрос упал почти на треть, до 123 тысяч проданных машин! На 19% просели продажи «Нивы», на 46% — «Круза», на 30% — «Авео». Увы, но призванный прийти на смену Lacetti бюджетный Cobalt не смог заполучить приставку «народный», а остальные модели и вовсе продавались сильно хуже своих одноклассников-конкурентов.

Увы, но седанчику Cobalt не довелось стать народным автомобилем — лишь 15 тысяч проданных машин по итогам прошлого года. Против 115 тысяч реализованных Hyundai Solaris... Завод GM-Узбекистан, конечно, продолжит свою работу, но поставок автомобилей «Кобальтов» и «Спарков» на территорию России больше не будет

Opel падал вслед за Chevrolet. Хотя падение казалось менее болезненным (-20% по итогам прошлого года). Вот только вполне оптимистичная цифра проданных машин скрывала за собой настоящую катастрофу: на плаву марку удерживал только кроссовер Mokka (+67%), тогда как «Астры» обоих поколений стремительно теряли популярность (спрос на Astra J, на которую делалась основная ставка, рухнул на 42%). Остальные модели также не смогли обеспечить должной поддержки...

А ведь мы могли купить Opel! Мы — это международный консорциум, в который входили канадская компания Magna и российский «Сбербанк»: в 2009 году GM планировал избавиться от немецкой марки, но сначала стороны слишком долго обсуждали нюансы покупки, а потом и ситуация на мировом рынке начала резко улучшаться

Но почему от некогда популярных моделей вдруг отвернулись поклонники? Поначалу сказывалась общая стагнация рынка и отсутствие откровенно «народных», недорогих и популярных, моделей, а потом по обеим маркам резко, наотмашь ударило падение рубля. Корейская вона подорожала на 85% (машинокомплекты для Cruze и Aveo поставлялись из Кореи), евро взлетел на 65%... В общем, в конце прошлого года базовый Chevrolet Cruze вместо 556 тысяч рублей стал стоить немыслимые 913 тысяч, Opel Astra — 800 тысяч. Сохранить прежние ценники не помогла даже «российская прописка» многих машин.

Между прочим, именно General Motors активнее других хвастался тем, что большинство представленных на нашем рынке моделей имеют шильдик «Made in Russia»! Однако в этих заявлениях оказалось немало лукавства: по-настоящему отечественной была только Niva со степенью локализации около 90%. А чем тогда занимались многочисленные сборочные площадки? Ведь машины концерна собирались на мощностях — загибайте пальцы — калининградского «Автотора», Горьковского автозавода и, конечно, на собственном заводе GM под Санкт-Петербургом.

В Шушарах, что под Санкт-Петербургом, строительство завода полного цикла началось 13 июня 2006 года, а осенью 2008-го уже состоялся пуск производства. По оценкам аналитиков, в этот производственный комплекс GM вложил $300 млн. К слову, запланированных 30% локализации добиться не удалось

Смотрите. «Автотор», пользуясь таможенными льготами особой экономической зоны, собирал универсалы Cruze и Orlando марки Chevrolet, а также целую россыпь «Опелей» (универсалы и трёхдверки Astra, плюс Antara, Insignia, Meriva, Mokka, Zafira Tourer) и некоторые модели Cadillac. Вот только производственный процесс правильнее называть «досборкой», так как выпуск осуществлялся «отвёрточным методом» при фактически нулевом уровне локализации, и стоимость автомобилей из Калининграда взлетела вслед за «чистокровными европейцами».

В ГАЗ американцы вложились не слишком основательно, потратив всего 29 млн долларов. Заняв площади, где раньше сваривалась Volga Siber, концерн сделал ставку на высокую долю ручного труда (на производстве трудились лишь 43 сварочных робота) и изначально не планировал применять отечественные комплектующие. Отсюда и низкий уровень локализации седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo нижегородской сборки — не больше 15% (с учётом затрат на сварку, окраску и сборку). А потому неудивительно, что «Авео» внезапно подорожал до 575, а потом — аж до 668 тысяч!

Ещё весной прошлого года на российском заводе GM была сокращена третья смена, а осенью — и вторая. Параллельно число сотрудников уменьшили до 1500 человек, уволив четверть работников. И даже при таком щадящем режиме из-за недостаточной загрузки завод простоял треть из 247 рабочих дней

Спасением не стала и питерская площадка — самая дорогая и хорошо оснащённая. По полному циклу там собирались лишь Cruze и Astra. И уровень локализации опять подвёл — всего 25%. При таких показателях зависимость от иностранных комплектующих оказалась слишком высокой, потому «Астра» и «Круз» подорожали сильнее «более обрусевших» одноклассников. Для справки: в прошлом году из 247 рабочих дней загруженный только наполовину завод простаивал 87 суток! И количество рабочего персонала пришлось сократить на четверть, а это — 500 человек.

Здесь стоит сделать важное отступление. На протяжении всего прошлого года тольяттинский завод GM-АвтоВАЗ переживал модернизацию производства: были построены новый штамповочный и кузовной цеха, куда даже успели завезти и смонтировать новое оборудование. Началось строительство моторного завода, а предсерийные «Нивы» вовсю накатывали первые километры. К середине года (по традиции — к московскому автосалону) должно было официально дебютировать второе поколение Chevrolet Niva.

Больше всего, конечно, жаль, что россияне (и не только) не увидят второго поколения «Шнивы», которое почти готово. Увы, но команду инженеров, работавшую над проектом, полностью распускают... О долгожданном, но несостоявшемся внедорожнике подробно рассказывает материал «<a target="_blank" href="//auto.mail.ru/article/51780-novaya_chevrolet_niva_nazlo_sankciyam/">Новая Chevrolet Niva: назло санкциям</a>»

Рассчитанный на 98 тысяч машин завод под Питером планировали «разогнать» до 230 тысяч выпускаемых автомобилей — для этого требовалось лишь запустить фактически готовую вторую очередь. Также GM собирался полностью отказаться от сборки на «Автоторе», переведя «отвёртку» на свои мощности. Таким образом, боссы концерна были уверены, что отечественный рынок сможет ежегодно потреблять около четверти миллиона автомобилей марок Cadillac, Chevrolet и Opel.

Но. По итогам первых двух месяцев Chevrolet продал на 71% машин меньше, чем годом ранее, а Opel — аж на 82%. Получился замкнутый круг: чтобы повысить степень локализации, нужны деньги, а чтобы заработать деньги, нужно продавать больше машин, которые слишком дороги из-за низкой степени локализации. И американцы решили сдаться. До конца года марка Opel полностью покинет российский рынок, а из многочисленных моделей Chevrolet на нашем рынке останутся только Niva и дорогие «американцы» вроде Camaro, Corvette и Tahoe.

В год таких моделей как Tahoe, Camaro и Corvette россияне покупают не больше тысячи (суммарно, разумеется), но всё равно это — общеевропейский рекорд, а потому именно настоящие «американцы» останутся знаменосцами марки. Присутствие марки Cadillac также невелико (1300 проданных машин), хотя и такой показатель является европейским рекордом

Контрактная сборка автомобилей на чужих мощностях будет прекращена, питерский завод законсервируют. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ продолжит работу, но строительство нового завода для внедорожника второго поколения остановлено. Полная капитуляция. Которая будет стоить примерно 600 миллионов долларов. Боссы концерна посчитали, что сложить оружие выгоднее, чем биться дальше. Мы же вспомним, что история развивается по спирали и будем верить, что GM — а значит, Chevrolet и Opel — когда-нибудь снова вернётся на российский рынок.

Что будет дальше? Разработка нового поколения «Шнивы» заморожена. Но, зная, что новый завод фактически построен (двигатели можно закупать на стороне, например, вазовские 16-клапанники), а машина — готова, американцы наверняка не бросят столь прибыльный проект, учитывая, что нынешняя Niva, несмотря на почтенный возраст и слабенький мотор, продолжает пользоваться уверенным спросом. Наш прогноз — года через четыре внедорожник второго поколения станет серийным.

После сворачивания бизнеса General Motors без работы останутся около 8 тысяч человек, суммарно зарабатывавшие примерно четыре миллиарда рублей. Это также означает падение объёмов автомобилестроения примерно на 10% и недобор налогов, а потому многие заговорили, что истинная причина ухода концерна — политическая

Около 300 дилеров (у каждой марки их примерно по 150) будут перепрофилированы, хотя, конечно, часть навсегда закроется. Что касается владельцев уже купленных машин, то GM заверяет, что все гарантийные обязательства на проданные автомобили дилерами будут выполняться. Не прекратится и поставка запчастей. Для настоящих и будущих владельцев Cadillac вообще ничего не изменится — этот бренд полностью сохраняет присутствие на рынке.

Алексей Кованов

P.S. В разговоре сотрудники российского офиса GM пояснили, что сейчас подходит срок очередного транша инвестиций, которые необходимы для увеличения локализации (этого требует соглашение по промсборке). Такие траты посчитали неразумными, однако без них дальнейшее развитие российского направления выходило слишком убыточным. Только деньги, никакой политики.