НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Главные неудачники российского авторынка

12 марта 2015 00:00
Когда цены на нефть били рекорды, а россияне пребывали в эйфории, на российском авторынке можно было продать любой автомобиль. Ну почти

Сейчас наступило время, когда покупателя уже не привлечешь одним только красивым дизайном. На первый план выходят совершенно другие вещи. И часто они лежат вовсе не в плоскости «разума» — во время кризиса вылезают всевозможные иррациональные страхи и предрассудки, которые порой и определяют выбор той или иной модели.

Хотя нельзя забывать и про цены — те компании, которые сильнее всех увеличили стоимость своих машин, сейчас страдают больше всего. Причем не только морально, но и материально — многие дилеры находятся на грани банкротства, ведь у некоторых марок, которые недавно казались весьма сильными, продажи фактически остановились. Какие же модели в начале 2015 года стали настоящим разочарованием для производителей? И почему?

Год назад компании Chevrolet и Opel были одними из лидеров рынка — «Шеви» занимала шестую строчку в общем рейтинге продаж, а Opel шел на 11 месте. Однако руководство GM приняло решение в условиях кризиса не заниматься сохранением доли рынка, даже несмотря на наличие в России производственных площадок... В результате сейчас дилеры Chevrolet живут фактически только за счет одной «Нивы»... Да и то ее продажи стремительно падают — по итогам 2 месяцев 2015 года минус 44% (в данном случае мы рассматриваем статистику постановок новых автомобилей на учет, которую «Авто Mail.Ru» предоставило аналитические агентство «Автостат-Инфо»). А модель Cruze, которая год назад претендовала на место в десятке самых популярных автомобилей в России, сейчас никому не нужна! Не хотят россияне покупать «Круз», который нынче в средней комплектации стоит больше миллиона! А ведь летом ее стартовая цена начиналась с 556 тысяч... Если по итогам двух месяцев 2014 года было куплено почти 7 тысяч «Крузов», то в этом лишь... 658. На всю страну!

А с Cobalt, который по идее должен был конкурировать с Kia Rio и Hyundai Solaris, вообще произошел конфуз — за два месяца дилерам каким-то чудом удалось продать 114 машин. Всего 114, а ведь за два месяца прошлого года речь шла о цифре 3653.

Грустно и дилерам Opel. И все по той же причине — цены. Если ранее главным «паровозом» компании была модель Astra (5853 автомобиля по итогам января-февраля 2014), то в 2015 году рельсы, кажется, закончились. В итоге лишь 625 проданных Astra. Не спасают и другие модели — продажи Antara, Zafira, Insignia снизились на 70-90%, а маленький кроссовер Mokka, на который было так много надежд, потерял 64%.

Источник: Авто Mail.ru

В списке «лузеров» находятся французские компании Citroen и Peugeot. Вроде бы они все сделали правильно — наладили выпуск своих автомобилей в России (причем не только седанов, но и кроссоверов), начали продавать «бюджетные» модели... Но как только грянул кризис, продажи у них встали. Citroen C4, который собирается в Калуге, разошелся тиражом лишь в 346 экземпляров, а когда-то претендовавший на роль «народного» седан C-Elysee продан в количестве... 51 штука (данные постановок новых моделей на учет). Но с другой стороны чему удивляться, ведь за самый простой C-Elysee сейчас просят минимум... 650 тысяч. И это за версию с трехцилиндровым моторчиком мощностью 72 л.с. и без кондиционера. Для сравнения, цена 107-сильного Kia Rio стартует с 515 тысяч. «Кондея» там тоже не будет, но разница почти в 135 тысяч объясняет провал «француза».

У Peugeot ситуация вообще аховая — модель 308 российской сборки продана в количестве 30 экземпляров, а «народный» 301 нашел 27 покупателей. За два месяца! Это ли не разочарование? Особенно на фоне компании Porsche, которая по продажам сумела опередить французов — Peugeot смог продать в 2015 году лишь 482 автомобиля, Citroen — 517, а Porsche 523! И это при всей разнице в стоимости этих машин.

Еще одним неудачником 2015 года стала компания Daewoo (минус 74,3% по сравнению с январем-февралем 2014 года). На первый взгляд кажется, что продажи автомобилей этой марки должны рвануть вверх, ведь они играют в самом нижнем ценовом сегменте… Но покупатели повернулись к морально устаревшим Daewoo из Узбекистана спиной. Хуже всех себя чувствует Nexia родом из 80-х годов прошлого века (лишь 200 машин за 2 месяца), да и малышке Matiz не намного лучше (305). Но виноваты опять же цены – Nexia с кондиционером сейчас стоит от 537 000 рублей. «Лады», как ни крути, подешевле

Пора о чем-то задуматься и Honda — в 2015 году на учет было поставлено лишь 667 машин этой марки. Продажи рухнули более чем на 85%. И понятно почему — кроссовер CR-V с автоматом в начальной комплектации стоит более 1,6 млн рублей, а хорошо оснащенные автомобили обходятся в 1,8 млн. В условиях, когда некоторые фирмы продолжают сдерживать цены, надо очень любить «Хонду», чтобы выбрать именно ее.

Продолжает разочаровывать Ford Focus. О том, что продажи этой модели падают, говорили весь прошлый год. И будут говорить снова — это ведь «Фокус»! Модель, которая в свое время дала понять, что после «Лады» можно пересесть на новую иномарку не продавая почки. Которая «посадила на колеса» класс «белых воротничков» и доказала, что автомобиль российского производства может быть надежным. В общем, много лет назад российский авторынок всем сердцем полюбил «Фокус» и, так сказать, женился на нем (на ней?). Брак первое время был счастливым, но со временем «бытовуха заела». Судя по всему, Ford Focus, несмотря на обновления, просто надоел покупателям (да и цены на эту модель стали уже не такими «сладкими»). И вот итог — когда-то самая популярная в стране иномарка за первые 2 месяца 2015 года разошлась лишь в количестве 1242 штуки. А это почти минус 80% к результату прошлого года! Здесь можно вспомнить, что у Ford уже давно готов обновленный «Фокус» и «Мондео» следующего поколения... Однако с выходом на рынок этих моделей американцы откровенно говоря затянули. Как и с началом производства кроссовера Ecosport, продажи которого идут весьма вяло — всего 671 автомобиль за 2 месяца по данным «Автостат-Инфо».

Еще недавно компанию Great Wall называли чуть ли не «убийцей УАЗа». Однако в начале 2015 года спрос на китайские внедорожники рухнул на 62%. На учет поставлено лишь 818 Great Wall. А вот «УАЗ» пока чувствует себя неплохо – 2567 проданных автомобилей, что всего на 6,5% меньше, чем год назад. Однако ценовое преимущество UAZ Patriot тает на глазах, ведь у него слишком много импортных деталей. Уже сейчас этот автомобиль стоит от 699 000 рублей, а с кондиционером – 769 990 (Great Wall H3 – это минимум 879 тысяч).

Но если проблемы «Фокуса» были предсказуемы, то резкое снижение спроса на Renault Duster мало кто ожидал. Конечно, он по-прежнему остается одним из самых популярных SUV на российском рынке, однако сейчас эта модель в нормальной комплектации стоит уже порядка 800 тысяч. Это по-прежнему дешевле, чем большинство конкурентов. Однако если раньше «Дастер» часто покупали по принципу «есть на „Ладу“, добавлю еще чуть-чуть», то сейчас эта схема уже не работает. Пропасть между российскими автомобилями и «Дастером» стала огромной. При этом люди, которые готовы купить автомобиль «примерно за миллион», не хотят мириться с простотой этой модели. В итоге в начале 2015 года на учет было поставлено 3419 новых «Дастеров» против 12328 годом ранее. Да и брат-близнец «Дастера» по имени Nissan Terrano тоже продается посредственно — лишь 1286 машин по итогам 2 месяцев 2015 года.

Что же делать?

В ближайшие несколько месяцев рынок продолжит свое падение. И некоторым дилерам придется ой как несладко. Эксперты прогнозируют целую череду банкротств дилерских центров. Поэтому сейчас перед покупкой автомобиля мы настоятельно советуем «прошерстить» автомобильные форумы на предмет разговоров о задержках в выдаче купленных машин (как правило, это один из первых тревожных звоночков). Кроме того, потребуйте, чтобы в договоре были прописаны четкие сроки поставки автомобиля и санкции в случае их нарушения. И в случае «обычной» машины это должно быть не 3-6 месяцев, а лишь несколько дней. Продавец не хочет этого делать? Еще один сигнал.

Кроме того, не стесняйтесь просить скидок. Будьте наглее и циничнее! В ситуации, когда продажи фактически встали, дилеры готовы ублажать и задабривать клиента. Зимняя резина в подарок, бесплатная сигнализация и первое ТО, скидка в 100-150 тысяч рублей... Все это (причем не по отдельности, а вместе) вы можете требовать у продавцов. Не факт, что получите, но попробовать-то можно! Особенно в случае общения с компаниями, у которых продажи упали на 70-90%.

Денис Смольянов, Дмитрий Гайдукевич

Продажи новых легковых автомобилей по данным «Автостат-Инфо» (данные о постановке новых автомобилей на учет)

VAZ17 22229 24632 95751 085-12 024-18 128-41,1-35,5
HYUNDAI10 11714 23318 84924 681-4 116-5 832-28,9-23,6
KIA6 93315 00016 54426 048-8 067-9 504-53,8-36,5
RENAULT5 92716 32111 75627 397-10 394-15 641-63,7-57,1
NISSAN5 25815 18111 70426 249-9 923-14 545-65,4-55,4
TOYOTA4 55711 88310 20921 120-7 326-10 911-61,7-51,7
VOLKSWAGEN4 33011 5047 70420 050-7 174-12 346-62,4-61,6
SKODA3 2086 9575 74212 219-3 749-6 477-53,9-53
CHEVROLET2 91713 2115 66524 014-10 294-18 349-77,9-76,4
DATSUN2 26704 64902 2674 649999999
MITSUBISHI2 0907 5725 47413 173-5 482-7 699-72,4-58,4
MERCEDES2 0693 5444 1246 222-1 475-2 098-41,6-33,7
MAZDA1 9813 6054 4596 782-1 624-2 323-45-34,3
BMW1 8403 5114 3256 115-1 671-1 790-47,6-29,3
AUDI1 2582 5172 6274 757-1 259-2 130-50-44,8
FORD1 2355 2142 8859 878-3 979-6 993-76,3-70,8
UAZ1 0331 2852 5672 746-252-179-19,6-6,5
OPEL9547 0331 95512 154-6 079-10 199-86,4-83,9
LANDROVER8821 8601 4442 911-978-1 467-52,6-50,4
LEXUS6828511 3121 745-169-433-19,9-24,8
SUBARU6531 3851 3792 417-732-1 038-52,9-42,9
LIFAN6291 5821 5243 099-953-1 575-60,2-50,8
SSANGYONG6062 4261 3674 355-1 820-2 988-75-68,6
CHERY5651 5241 1362 804-959-1 668-62,9-59,5
VOLVO5621 2118681 849-649-981-53,6-53,1
GEELY5101 6641 0653 105-1 154-2 040-69,4-65,7
INFINITI4419691 1571 549-528-392-54,5-25,3
GREAT WALL4101 2848182 158-874-1 340-68,1-62,1
DAEWOO4051 8939973 873-1 488-2 876-78,6-74,3
PORSCHE3182575234056111823,729,1
SUZUKI2811 7746923 256-1 493-2 564-84,2-78,7
HONDA2532 4956674 512-2 242-3 845-89,9-85,2
CITROEN2241 6455172 818-1 421-2 301-86,4-81,7
PEUGEOT2191 4724822 752-1 253-2 270-85,1-82,5
JEEP1866414071 118-455-711-71-63,6
ACURA85118678417984002557,1
MINI84192212300-108-88-56,2-29,3
JAGUAR62124131223-62-92-50-41,3
FIAT59151173272-92-99-60,9-36,4
CADILLAC579295178-35-83-38-46,6
BRILLIANCE530185053185999999
DONGFENG4208904289999999
CHANGAN41478679-67-12,88,9
HAIMA25268660-126-3,843,3
BENTLEY15172925-24-11,816
ROLLS ROYCE1281713445030,8
SMART12182936-6-7-33,3-19,4
FAW1012734258-117-224-92,1-86,8
HAWTAI90140914999999
LUXGEN8161825-8-7-50-28
SEAT815637259-148-222-94,9-85,7
JAC70250725999999
CHRYSLER510922-5-13-50-59,1
TESLA53842466,7100
BOGDAN434970-30-61-88,2-87,1
ALFAROMEO321121950450
TAGAZ326473-23-69-88,5-94,5
ZAZ354112-2-108-40-96,4
ASTON MARTIN2122101000
MASERATI2467-2-1-50-14,3
ROEWE205025999999
YO-AVTO202022999999
ISUZU101011999999
LINCOLN1011109990
ALPINA0103-1-3-100-100
BYD0102-1-2-100-100
DACIA00010-1999-100
DAIHATSU0204-2-4-100-100
DERWAYS00010-1999-100
DODGE0316-3-5-100-83,3
FERRARI0011009990
GAZ002002999999
IRAN KHODRO00010-1999-100
LANCIA00010-1999-100
SCION0102-1-2-100-100
ВСЕГО83 644193 818172 062341 466-110 174-169 404-56,8-49,6
ВСЕГО Российские18 26730 59635 54554 086-12 329-18 541-40,3-34,3
ВСЕГО Иномарки65 377163 222136 517287 380-97 845-150 863-59,9-52,5