«При сохранении текущей стоимости рубля по отношению к доллару и евро рост цен может достигать 30-40%, но не менее 10%», — дает свой прогноз управляющий директор ООО «Субару Мотор» Иосида Кадзуси. С 1 декабря многие автомобильные марки уже не в первый раз за этот год подняли цены, но нынешние прайс-листы уже после Нового года могут показаться сказкой.
Ещё летом, говоря о росте потребительских цен в России, упоминали в основном пармезан и сёмгу, но в ноябре компания Apple взвинтила рублевые цены на Айфоны на 25%, ну а в первых числах декабря о пересмотре прайс-листов заговорили в шведской IKEA и даже McDonald’s. А что же происходит с автомобилями? На будущий год прогнозы у всех безрадостные, а вот текущая ситуация зависит от марки и страны происхождения машины. У одних сейчас распродажи и бум спроса, а у других — резкое подорожание и даже закрытие дилерских центров.
Отдельно отметим, что в нынешней ситуации жителям Казахстана и Беларуси особенно выгодно покупать автомобили в России: новые машины у российских дилеров обходятся сейчас казахстанцам и белорусам на 30-50% дешевле аналогичных предложений в своих республиках! И автомобилисты из стран Таможенного союза активно этим пользуются, штурмуя российские автосалоны.
Некоторые марки уже полностью капитулировали. В конце ноября испанский SEAT объявил, что с Нового года покидает российский рынок, а несколько ранее аналогичное решение принял и американский Dodge. Остатки товарных запасов сейчас распродают со скидками, но у клиентов возникает резонный вопрос: а где потом обслуживать эти машины? Производители заверяют, что выполнят обязательства перед дилерами, сотрудниками и клиентами, и проблем с сервисом не будет. Видимо, обслуживать ранее проданные машины продолжат дилеры «материнских» брендов — Volkswagen и Chrysler.
РОССИЙСКАЯ СБОРКА: ДЕРЖАТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО!
Если весь последний год вы копили на Chevrolet Cobalt, у нас плохая новость: модель подорожала почти на 80 000 рублей (за базовую версию теперь просят от 521 000 против 444 000 руб. прежде).
Но надо отдать должное большинству производителей доступных моделей российской сборки: они сдерживают рост цен до последнего. Показателен пример самой продаваемой иномарки нашего рынка — Hyundai Solaris. Год назад за нее просили от 459 900 руб., весной — от 467 900 руб., ну а сейчас — от 479 900 руб. Таким образом, за год подорожание составило 20 000 рублей или 4,4%. Но надолго ли цены удержатся в разумных пределах?
Когда рост цен неизбежен, автопроизводителям ничего не остается, кроме как начать использовать некоторые хитрости с комплектациями и скидками, чтобы замаскировать дорожание. Тот, кто хорошо помнит ценники полугодичной давности, будет поражен, увидев на официальных сайтах заманчивое предложение: «Kia Rio — от 430 900 руб.». Можно подумать, что за последние полгода эти модели подешевели, а мы же точно помним, что «кореец» стоил от 499 900 руб. Пока не начнешь копаться в подробностях, которые пишут мелким шрифтом, и не поймешь, в чем подвох. Чтобы получить Rio по такой «шоколадной» цене, надо взять кредит по спецпрограмме Kia, а вдобавок отказаться от кондиционера. Еще полгода назад он входил в базовую комплектацию Kia Rio, что прежде выгодно отличало эту модель от таких конкурентов, как Hyundai Solaris, Nissan Almera, Chevrolet Cobalt. Кондиционер убрали — Rio подешевел. Подробнее о Rio читайте в материале «Длительный тест Kia Rio. Какой бензин лить? Какой кузов выбрать?»
В конце ноября Сеть наполнилась слухами, что АвтоВАЗ вот-вот объявит новый прайс-лист. Отдельные дилеры в личных разговорах уже называли новую цену «Гранты» — от 302 000 руб. (против 289 тыс. по действующему «прайсу»). В целом же рост цен по различным моделям и версиям должен был достигнуть 7%. Но то ли эти предположения были голословны, то ли тольяттинское предприятие в последний момент передумало. 1 декабря появилось официальное заявление президента АвтоВАЗа Бу Андерссона: подорожания не будет. Пока.
И даже если сравнивать с весенними ценами, то пока вазовская продукция дорожает крайне умеренно. В апреле за базовую версию «Приоры» просили 364 700 руб., а теперь цена поднялась лишь на 10 700 руб.
ГРИМАСЫ ВАЛЮТ
Если российский Volkswagen Polo седан пока стоит не дороже, чем летом (от 469 900 руб., что делает его одним из самых интересных предложений на рынке), то импортируемые модели немецкой марки в числе первых на рынке стали заметно дорожать. С 1 декабря российское представительство Volkswagen на 5% повысило цены на Golf, Beetle, Touran и Phaeton, на 3% на всю линейку «Пассатов» и на 2% на Tiguan. Но это речь лишь о росте в сравнении с ноябрем.
Еще свежи воспоминания о том, как в 2008-2009 году скачки цен на машины сильно зависели от страны-импортера: скажем, японские модели сразу оказались дороже западных аналогов из-за слишком крепкой йены. Ну а сейчас какая валюта сулит доступные цены на машины? Ясно, что ни евро и ни доллар. Может юань?
В начале декабря российское представительство Chery подняло цены пока лишь на 5%, но в официальном заявлении марки прямо говорится: если негативные тренды на валютном рынке сохранятся, то с 1 января 2015 года цены могут вырасти еще сильнее. На подходе возможное повышение на 10-15%. Ну а как дела с «японцами»?
Весной, когда курс рубля уже демонстрировал первые тревожные симптомы, компания Mazda сдерживала рост цен: в марте новая «трешка» стоила от 649 000 руб. — почти столько же, сколько и в 2013 году. Сегодня уже от 694 000 руб. А вот собираемый на заводе в Приморье седан Mazda 6 за год практически не подорожал. Базовая цена не изменилась ни на рубль (от 899 000 руб.), а, скажем, вариант с более мощным 2,5-литровым мотором, за который в 2013 году просили от 1 074 000 руб., сейчас стоит от 1 085 000 руб.
У «Ниссана» рост цен почти в равной мере затронул модели местной сборки и импортируемые экземпляры: с 8 декабря 2014 года Almera подорожала на 2%, Juke — на 2,5%, Qashqai — на 3%, а Terrano — на 2%.
В качестве одного из самых драматичных примеров подорожания автомобилей из-за валютных курсов можно привести Opel Insignia. Эта модель и прежде не пользовалась такой популярностью, как конкуренты вроде «Мондео», «Пассата» и «Мазды 6». Ну а декабрьские новости от «Опеля» вообще оказались нерадостными. Если весной цены на «Инсигнию» стартовали от 797 000 руб., то в декабре уже от 1 002 000 руб. А стоимость версии с «автоматом» выросла с 1 026 000 руб. до 1 322 000 руб. (АКПП идет только вместе со 170-сильным мотором и неплохой комплектацией Elegance).
До 1 002 000 руб. подорожал в этом месяце базовый Volkswagen Passat, который ранее стоил от 979 000 руб. В свою очередь, Mazda и Ford удерживают более низкие цены за счет местной сборки. Если повезет, базовый Mondeo еще можно взять по цене от 769 000 руб., ну а маздовскую «шестерку» — от 899 000 руб.
ПЛЮС-МИНУС МИЛЛИОН
Противоречивые чувства вызывает прайс-лист марки Volvo. Универсал повышенной проходимости V40 Cross Country пока можно купить практически по старым ценам, а вот внедорожник XC90 шагнул в другую ценовую лигу в сравнении с первой генерацией (подробнее о новинке в материале «Новый Volvo XC90. Личные впечатления»). Если экземпляры прежнего поколения из последних партий еще продаются по ценам от 1,8 млн рублей, то цены на новинку, поставки которой начнутся с Нового года, стартуют уже от 2,8 млн руб. Да, свежий аппарат по всем статьям лучше, оснащен богаче и его базовый мотор мощнее (225 против 200 л.с.), но миллион рублей — это миллион рублей...
В категории люксовых марок рост цен, исчисляемый сотнями тысяч рублей, уже не исключение, а правило. Когда в прошлом году на российский рынок вышло новое поколение Range Rover Sport, цены начинались от 2 999 000 руб. за 340-сильную бензиновую версию. Теперь же она стоит от 3 384 000 руб. Модификация с 292-сильным дизелем, стоившая от 3 500 000 руб., теперь обойдется в сумму от 3 932 000 руб. Отдельного разговора заслуживает дизельная версия, дефорсированная до 249 л.с. Это единственный Range Rover Sport, не попадающий под грабительский транспортный налог в 150 рублей с 1 лошадиной силы, действующий для автомобилей мощнее 250 л.с. Но такой спортивный кроссовер предлагают теперь за 3 626 000 руб. (в прошлом году были варианты от 3,2 млн руб.).
1 декабря свои новые рублевые прайс-листы опубликовала и марка BMW. Начальная версия «трешки» (316i SE), стоившая в апреле 1 388 000 руб., теперь обойдется как минимум в 1 467 000 руб. Умеренность роста цены объясняется тем, что эту модификацию собирают в Калининграде. А вот импортная «единичка» подорожала сильнее: пару месяцев назад за нее просили 1,24 млн рублей, а теперь 1,34 млн руб. Начальная цена калининградской «пятерки» поднялась с 1,908 млн до 1,996 млн рублей. Но импортный седан 535i xDrive вырос в цене с 2,62 до 2,73 млн рублей. Базовая версия X5 не изменилась в цене (от 2,99 млн руб.), но вот богато оснащенная версия X5 30d SKD из Калининграда перемахнула через рубеж в 4 млн рублей. В ноябре за нее надо было отдать 3 999 000 руб., теперь же 4 032 000 руб.
Если говорить о флагманских моделях люксовых марок, там такая же чехарда, как и в среднеценовом сегменте. Скажем, Mercedes S600 long еще в прошлом месяце можно было взять за 8 500 000 руб., ну а теперь уже готовьте 9 100 000 руб. В начале декабря марка Audi объявила, что с Нового года цены на ее модели поднимутся в среднем на 9%. То есть представительский седан Audi A8 L W12, за который сейчас просят от 7,14 млн руб., в 2015 году будет стоить примерно на 640 000 руб. больше. Сравнительно выгодно на этом фоне смотрятся цены BMW 760Li (6,907 тыс. руб. против 6,883 тыс. руб. в прошлом месяце) и Lexus LS600h L (от 6 283 000 руб.), но тут надо учесть, что японская марка еще не обновила прайс-листы. В том, что это вскоре произойдет, сомневаться не приходится. Сколько времени осталось у наших миллионеров на покупку престижного седана по старой цене? Российское представительство марки Lexus от комментариев на эту тему отказалось.
НОЧЬ ТЕМНА И ПОЛНА УЖАСОВ
«Если раньше горизонт планирования простирался хотя бы на неделю, то теперь он ограничивается завтрашним утром», — говорит мне вечером по телефону сотрудник московской штаб-квартиры одного из западных брендов. Но просит не упоминать в публикации его имя и название компании. Новый — и гораздо более серьезный — рост цен неизбежен. И даже под таким обтекаемым комментарием крупнейшие игроки отечественного авторынка сейчас не готовы подписаться. До утра еще надо дожить. Ибо ночь темна и полна ужасов, как говорят герои сериала «Игра престолов». А говорить «зима близко» уже поздно. Вот она.
Павел Ёлшин