То, что мотоцикл опаснее автомобиля, — аксиома. Ошибки, приводящие к царапинам на кузове автомобиля, могут стать фатальными для мотоциклиста
Именно поэтому, чтобы ездить безопасно для себя и окружающих, мотоциклист должен думать быстрее водителя автомобиля. Умение прогнозировать дорожную ситуацию на пять шагов вперед приходит лишь с опытом, но есть определенные правила, которые можно просто выучить. Сегодня мы поговорим об одном из важнейших навыков мотоциклиста — положении на проезжей части.
Такое спорное междурядие
Начнем с самого «больного» вопроса в противостоянии автомобилистов и двухколесных — с езды между рядов. Много копий было сломано об эту тему, однако уже в 2011 году в ГИБДД четко ответили — в правилах нет прямого запрещения движения двух ТС в одной полосе. Однако есть несколько нюансов.
Пока вы мирно едете рядом с машиной, боковой интервал априори считается безопасным, пусть даже он составляет несколько сантиметров. Но как только произошел контакт — от легкого касания до столкновения — ГИБДД при разборе укажет на нарушение пункта 9.1 ПДД. Не будем сейчас вдаваться во все тонкости этого письма и вытекающие из него варианты развития событий при аварии. В данном случае нам важно то, что двигаться в одном ряду с автомобилем ПДД не запрещают.
Левее левого
Ездить «левее левого» очень опасно. Водитель вас там не ждет! В результате возникает много ситуаций, когда мотоцикл врезается в борт автомобиля. А это наиболее опасные аварии!
Оба водителя не подразумевают, что слева может оказаться кто-то еще. Вас там не ждали! Даже если посередине дороги установлен отбойник, нельзя расслабляться.
В некоторых случаях движение вдоль отбойника действительно оказывается более безопасным для водителя мотоцикла и менее раздражающим для автомобилистов, однако и здесь тот заветный метр ширины свободного полотна может оказаться не столь безопасным.
Водитель из левого ряда решил объехать колдобину и прижался максимально влево. В этот момент он не представляет, что кто-то может оказаться левее него, и, скорее всего, даже не посмотрел в зеркало.
Правее правого
Почти те же комментарии применимы и к движению «правее правого», по краю асфальта или по обочине. Вас там, опять же, не ждут. Никто не ожидает, что почти с обочины выскочит мотоцикл.
Попутный водитель машины может «неожиданно» свернуть направо, на прилегающую дорогу или на обочину. Не ожидая вас.
Не ожидает вас увидеть и выезжающий с прилегающей правой дороги. Особенно, если кто-то из попутных решит сделать доброе дело и впустить его в поток.
Ну и, кроме всего, на обочинах валяется много всякого мусора, встречаются ямы и бордюры, которые, зачастую, трудно преодолимы, особенно на дорожных мотоциклах и скутерах.
Мертвые зоны и «окна» в рядах
Нахождение между двумя движущимися в попутном направлении автомобилями для мотоциклиста, как это ни кажется странным, довольно безопасное положение. Даже не видя байкера, водитель машины понимает, что рядом движется автомобиль, и не будет совершать резких маневров.
Но помните о «мертвых зонах». На видео ниже мы видим, как белый автомобиль справа отстает, водитель джипа решает перестроиться в открывшееся «окно», не видя мотоциклиста, который «висит» в мертвой зоне. Таких положений на дороге стоит избегать. Или отстать, или максимально быстро опередить попутный автомобиль.
Нахождение мотоцикла в потоке рядом с автомобилем в пределах его колесной базы означает нахождение в мертвой зоне зеркал. Особенно такое положение опасно, когда впереди в соседнем ряду образуется «окно», которое может занять машина.
Водитель BMW не увидел в зеркале приближающийся мотоцикл и решил быстренько перестроиться в «окно» между самосвалом и машиной автора ролика. Результат печален.
Еще одно зловещее «окно» в левом ряду и «неожиданный» мотоциклист.
Водитель скутера постоянно находится в мертвой зоне, не попадая в правое зеркало водителя, к тому же, находясь «правее правого». При этом, он сам не видит указатель поворота, находясь рядом с машиной
Стоячие пробки
Плотная пробка может вызвать чувство безопасности в душе начинающего мотоциклиста. Никто не может резко выпрыгнуть в соседний ряд, перестроиться или затормозить. Все же просто стоят. Можно ехать между рядов и не напрягаться. Однако и здесь таятся опасности. Открывая дверь в пробке, водитель или пассажир даже не подумает взглянуть в зеркало.
Все эти ситуации повторяются многократно в течение каждого мотосезона. В каких-то из них виноваты сами мотоциклисты, в каких-то водители автомобилей. Главное, что абсолютно всех показанных ситуаций можно было избежать одним простым способом — снизить скорость до той, на которой все «внезапные» появления и перестроения машин можно было бы заметить заранее.
Будьте внимательны на дорогах, старайтесь делать так, чтобы, в первую очередь, вы сами не становились «сюрпризом» для окружающих.