НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Свистящие в Сиэтле. Тест нового Lexus NX

1 сентября 2014 10:01
Кроссовер NX стал шагом в новый класс и переходом Lexus на турбомоторы

Новые кроссоверы Lexus NX проезжают по городским улицам холмистого Сиэтла, что находится в американском штате Вашингтон, с характерным свистом — это срабатывают байпасные клапаны в двигателях с турбонаддувом (подробности в материале «Избыточное давление. Всё про наддув»). Да-да, не прошло и века, как в Lexus тоже решили перейти на моторы с принудительным нагнетанием воздуха в цилиндры. И дебютировали эти агрегаты не где-нибудь, а в совершенно новой для Lexus модели — NX. Это кроссовер компактного класса, в котором японская компания прежде ещё не выступала. Попробуем выяснить, какое из этих двух событий производит большее впечатление.

Японцы признаются, что, создавая дизайн, не имели перед собой цели понравиться всем и каждому. Яркие эмоции любого оттенка — вот в чём суть внешности Lexus NX

Но прежде чем вы вникнете в суть модели или разберётесь с техническими деталями, Lexus NX успеет не раз полоснуть вас по радужной оболочке острейшими гранями своего кузова. Если бы Годзилла вместо разрушения городов решил поиграть в оригами с листом стали из прокатного цеха, то Lexus NX мог бы появиться на 60 лет раньше. Уколоться или порезаться можно о любой современный Lexus, но новый NX заточен острее всех.

Мировые продажи Lexus сейчас на подъёме: прошлый год стал рекордным для марки, рост продолжается и в 2014. Интересно, что увеличение спроса в Европе значительнее, чем в Америке. В России, несмотря на общий упадок в автобизнесе, к лету текущего года был зафиксирован рост спроса на 14% по отношению к прошлому году

Lexus NX, как говорится, — целиком «про дизайн». Конечно, он напичкан массой технологий и облегчающих жизнь штучек, но — забегу вперёд — они все не делают его выдающимся автомобилем. А вот способность эпатировать публику и вызывать сильные чувства у него развита очень здорово. Отныне, чтобы ездить на фантастическом автомобиле, не нужно охотиться на аукционах за киношными машинами или выкупать самодельные копии бэтмобиля — Lexus NX произведёт не меньший эффект. Да и обойдётся дешевле: от 1 448 000 рублей.

Светодиодный ближний свет — стандартное оснащение любого Lexus NX, а в некоторых комплектациях доступны противотуманки и дальний свет на диодах. Кстати, всего на Lexus NX используется до 90 разных светодиодов

Lexus NX придётся бороться с конкурентами сразу в двух классах, между которыми он втиснулся благодаря сочетанию короткой базы и длинного кузова, а также широкой моторной линейке. Младшие версии нацелены на BMW X1, Audi Q3 и Mercedes-Benz GLA, а более упакованные смогут попортить жизнь BMW X3/X4, Audi Q5, Range Rover Evoque и Mercedes-Benz GLK. И если турбодвигателем никого из вышеперечисленных не удивить, то гибридный привод модификации NX 300h — уникальная особенность Lexus в этом классе. Есть, конечно, Audi Q5 Hybrid, но с ценой в 2,8 миллиона рублей он явно играет в другой лиге.

Lexus NX демонстрирует необычную геометрию интерьера, но на практике такой дизайн порой оказывается не совсем удобным. Тёмно-красное исполнение — прерогатива исключительно версии F Sport

Большинство маршрутов тест-драйва проходило по городским улицам, которые террасами поднимаются в гору от побережья залива Пьюджет на западном берегу США. Новый 238-сильный мотор выдаёт много тяги уже с низких оборотов, поэтому забираться в гору на NX 200t просто и приятно, будто едешь на каком-нибудь многолитровом «американце». Характер разгона (7,3 и 7,1 секунды до сотни с передним и полным приводом соответственно) у этой модификации совсем не «наддувный» — мотор просто везёт очень напористо и упрямо, без какой-либо нелинейности в выдаче крутящего момента. Фанатам драйва это может показаться скучным, но для них у Lexus есть другие автомобили.

Версия F Sport (один из вариантов комплектации) имеет ячеистую решётку радиатора и металлическую «губу» переднего бампера. В сочетании с особыми 18-дюймовыми колёсами в двух вариантах дизайна, чёрными корпусами зеркал и особым цветом F Sport эти, казалось бы, незначительные мелочи делают облик намного более дерзким. В интерьере (как вариант — особой винно-красной гаммы) спортивной версии свои собственные руль, селектор трансмиссии, кресла и педали. Кроме того, в шасси используются более жёсткие амортизаторы, а водитель может вывести на дисплей данные о давлении наддува, если это модель 200t

Интересен и NX 300h. При суммарной мощности в 197 л.с. состоящая из бензинового двигателя, электромотора-генератора и тягового электромотора силовая установка обеспечивает экономичность на уровне 5 литров топлива на 100 км. Шустро передвигаться на гибридном NX 300h также в удовольствие, так как мощность электромотора — аж 143 лошадиные силы! Традиционно для тойотовских гибридных систем, мощность не суммируется с 155 силами бензинового двигателя. Нельзя целиком сложить отдачу и с задним электромотором (68 л.с.), который дополнительно присутствует на полноприводных модификациях NX 300h для вращения задней оси.

Полный привод (с традиционным карданом и муфтой, передающей назад до 50% тяги) доступен и на турбированных NX 200t, и он совсем не лишний при такой солидной отдаче мотора. Впрочем, и на переднеприводных модификациях инженеры кое-что предусмотрели: передний дифференциал с преднатягом работает как лёгкая блокировка, когда разница скоростей колёс не очень велика. Отчасти это спасает от пробуксовок, хотя при активном вождении существенно не поможет

К сожалению, NX не относится к гибридам типа plug-in — заряженные аккумуляторы позволяют проехать лишь пару километров на электротяге. Зарядка батарей осуществляется как во время рекуперативного торможения, так и с помощью двигателя внутреннего сгорания, а наличие в салоне клавиши EV позволяет вам самостоятельно решить, когда именно надо проявить «зелёную» сознательность. В любом случае, гибриды позволяют экономить топливо, и уже поэтому они хороши. А в случае с NX 300h вы ещё и получаете в комплекте неплохую динамику и развлечение в виде бесшумных перебежек время от времени.

Акустически NX приятен: кроссовер имеет неплохую шумоизоляцию, а аудиосистема Mark Levinson специально заточена под воспроизведение сжатых форматов

Для NX предлагается два варианта подвески: традиционная и адаптивная пневматическая. Последняя имеет 30 ступеней реакции и время отклика всего в 20 мс, что обеспечивает неплохую плавность хода, хотя автомобиль всё равно кажется жестковатым на мелких неровностях. Характеристики демпфирования меняются и по велению контроллера режимов движения (от Эко до Спорт+), который также ведает реакциями двигателя и трансмиссии. Но по-настоящему жёсткой получилась машина с обычным пружинным шасси, которое может подружиться далеко не со всеми дорогами в России. Подождём местного теста, чтобы ответить на вопрос о комфортности NX в наших условиях, но пока к ходовой есть вопросы. Впрочем, мы ездили на предсерийных машинах, и в процессе финальной доводки что-то ещё могло измениться — во время презентации инженеры с интересом прислушивались к критике журналистов.

Про управляемость NX многого сказать не получится: он просто поворачивает туда, куда надо, без особого энтузиазма или ярких эмоций. Крены великоваты, руль пустоват, а кузов чуть запаздывает за последним в своём стремлении сменить вектор движения. Ничего страшного, но и не интересно. Это автомобиль с надёжными манерами поведения, но ни разу не driver’s car

На презентации представители Lexus болезненно реагировали на вопросы об общей с Toyota RAV4 платформе, без конца повторяя, что общее у двух машин — только панели пола. Но в России можно будет приобрести сделанную специально для нас начальную версию NX 200, в которой будет и ещё кое-что от Тойоты — двигатель. Двухлитровый 150-сильный мотор сочетается только с вариатором с 8 виртуальными передачами и может вращать как 2 передних, так и все 4 колеса, в зависимости от модификации. Это вариант для экономных, но и такие машины можно неплохо оснастить за некоторыми исключениями — например, пакет F Sport, адаптивную подвеску или электропривод складывания сидений второго ряда можно получить только на версиях 200t или 300h.

Кресла NX удобны, а пространства пассажирам хватает во всех измерениях
Под подушкой для запястья при работе с тачпадом находится глубокая и узкая ниша, доступ к которой скрывает небольшая крышка, на обратной стороне которой находится... зеркальце! С отсеками для хранения мелочей — полный порядок, а в обшитый изнутри бархатом бардачок влезает целая «зеркалка»

Кстати, о втором ряде и вообще интерьере. В таком автомобиле, как NX, внутреннее убранство значит много — ведь оно должно быть продолжением громко заявляющего о себе экстерьера! Но получаются странные вещи. С одной стороны, здесь много интересных вещей вроде напоминающего электрическую варочную поверхность тачпада для управления бортовой системой, вышеупомянутого электропривода спинок дивана, беспроводной зарядки для смартфонов, адаптированной для сжатых форматов аудиосистемы, оформления отдельных элементов салона (фрезерованные циферблаты приборки и не дающее бликов дерево шимамоку выглядят здорово) или камеры кругового обзора.

Низкий пол и приличный объём багажника (555 литров у гибрида и 580 у прочих версий) возможен благодаря раздельному расположению пружин и амортизаторов в задней подвеске на двойных продольных рычагах. В российском исполнении под полом багажника вместо ремкомплекта будет лежать докатка

А с другой стороны, интерфейс мультимедийной системы не оптимален с точки зрения интуитивности и скорости работы, доступ к блокам клавиш, их набор и логика работы порой вызывают недоумение (где, например, кнопка быстрого доступа к навигации?), беспроводная зарядка требует какой-то особой спецификации смартфона и расположена внутри подлокотника, где быстрый доступ к мобильнику невозможен (да-да, мы всё знаем про безопасность и протокол Bluetooth), диодный потолочный свет спереди включается сенсорами, а сзади — почему-то обычными кнопками. Материалы отделки тоже местами озадачивают: встречаются и жёсткие панели, и примитивного дизайна кнопочки-крутилки, и дешёвый на вид и на ощупь крашеный пластик.

Среди опций, от которых отказались в России, — проекционный дисплей для водителя, а также системы адаптивного круиз-контроля и предотвращения фронтального столкновения, основанные на работе радара — нет взаимопонимания с соответствующими ведомствами по вопросу частот

Сильнее всего в Lexus NX впечатлил, конечно, дизайн. Фактически, это концепт, который не забудется и не приестся. Внутри у него множество технологий, хоть и революционных среди них нет. Турбомотор — большое событие. Кажется, теперь ясно, почему в Lexus так долго тянули с наддувом: просто японцы хотели сделать очень продвинутый двигатель, и у них это получилось — подробности в разделе Техника ниже. Скорее всего, в скором времени он появится и на купе RC и, может быть, даже на седане IS. В плане двигателей японцам не отказать в гибкости и чутье: проверенный доступный атмосферник, мощный инновационный турбомотор и умеренно продвинутый гибрид не оставляют повода для покупательских капризов — все они придутся на интерьер и шасси.

Техника

Двухлитровый алюминиевый турбомотор 8AR-FTS с «квадратной» конфигурацией камеры сгорания (86×86 мм) оснащён непосредственным впрыском и встроенным в головку блока выпускным коллектором с водяным охлаждением и интегрированным твинскролльным турбокомпрессором с пиковым давлением 1,1 бара. Интеркулер здесь используется воздушно-водяного типа и установлен он в непосредственной близости с двигателем. В сочетании с тягой твинскролльной улитки такое решение даёт низкий порог наддува и быстрые турбоотклики на педаль газа (выигрыш от применения жидкостного кулера оценивается в 0,3 секунды в спринте до 100 км/ч) — 350 Н·м крутящего момента доступны уже с 1650 оборотов коленчатого вала в минуту, а пиковая мощность в 238 лошадиных сил достигается уже на отметке 4 800 об/мин и длится до 5 600.

Если какие-то из понятий абзаца выше вам непонятны, — вы найдёте ответы в нашем справочном материале «Избыточное давление. Всё про наддув». Ещё одна особенность нового мотора — способность переключаться с цикла Отто в цикл Аткинсона и обратно. Последний более экономичен, но обеспечивает меньше мощности и создаёт трудности при запуске мотора. Поэтому заводится двигатель в традиционном цикле Отто, а при возможности переключается на схему Аткинсона. Технически это реализовано посредством технологии изменения фаз газораспределения расширенного действия Dual VVT-iW, которая позволяет при необходимости осуществлять позднее закрытие впускного клапана.

В основе гибридного привода лежит 2,5-литровый бензиновый двигатель, который работает по циклу Аткинсона — последнее традиционно для гибридов Toyota и Lexus. С помощью двойного комплекта планетарных передач ДВС соединён с тяговым электромотором и ещё одним электродвигателем, играющем роль стартера и генератора для зарядки расположенных под задним диваном батарей. Планетарная передача распределяет мощность бензинового мотора между колёсами и генератором в режиме зарядки аккумуляторов, выполняет роль редуктора для электромотора и обеспечивает работу бесступенчатой трансмиссии с возможностью последовательного переключения передач.

Цены и конкуренты

Lexus NX стоит от 1 448 000 рублей за переднеприводную версию с 2-литровым 150-сильным мотором. За 1 555 000 рублей вы получите машину с кожаным салоном и несколькими электронными приятностями. Полноприводный NX обойдётся от 1 592 000 до 1 934 000 рублей в зависимости от набора опций. NX 200t, как и гибрид NX 300h, доступен только с полным приводом, а цены начинаются с 1 833 000 рублей и стремятся к максимальным 2 350 000. Гибрид стоит от 1 998 000 рублей и обходится в максимальные 2 497 000.

За 1 430 000 рублей можно купить 156-сильный Mercedes-Benz GLA с передним приводом, а за 1 315 000 — Audi Q3 с роботом и 150 силами под капотом. Заднеприводный BMW X1 sDrive18i аналогичной мощности стоит 1 413 000 рублей. Конкурентами хорошо упакованных NX 200t могут быть 240-сильный Range Rover Evoque за 2 215 000 рублей, X3 xDrive28i (245 л.с., от 2 102 000), Audi Q5 с 225-сильным мотором и роботом за 2 140 000 или Mercedes-Benz GLK 300 с атмосферным V6 мощностью 249 «лошадей» за 2 220 000 рублей.

Неспящие в Сиэтле

Сиэтл знаменит своей башней Space Needle, старинным рынком Pike Place Market и тем, что там находится самая первая кофейня сети Starbucks. Башня Space Needle высотой 184 метра была построена в 1962 году ко Всемирной выставке и не имеет никакого другого функционала, кроме как быть символом города, самым узнаваемым американским строением на западном побережье, а также радовать туристов видами на небоскрёбы города и систему заливов и озёр, окружающих Сиэтл.

Рынок Пейк Плейс Маркет представляет собой многоуровневую конструкцию на склоне холма, где верхние этажи выходят в город, а нижние — к набережной залива. На нём торгуют вкуснейшей рыбой и другими морепродуктами, фермерским урожаем, антиквариатом и безделушками — смешение запахов получается потрясающее, а выступающие там уличные артисты создают особую атмосферу. В радиусе 100 километров вокруг Сиэтла также есть чем заняться — в городке Бельвью находится крупнейший на северо-западе США офис компании Microsoft, а национальный парк спящего вулкана Рейнир порадует шикарными пейзажами, свежим воздухом и снегом под ногами даже в разгар лета.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Lexus