Речь, конечно же, о Московском международном автосалоне — выставке, проходящей в «Крокус Экспо» на территории 120 000 квадратных метров и собирающей тысячи посетителей со всего мира. Но так было не всегда, и путь к признанию у Московского автосалона был довольно тернист. Мы решили заглянуть в прошлое и вспомнить, какой была эта автовыставка буквально несколько лет назад.
Американцы
Впрочем, начать следует совсем с другого события, а именно — с Американской выставки в Сокольниках в 1959 году. Строго говоря, автомобильным это мероприятие можно назвать с большим трудом, ведь основными экспонатами были одежда, техника и предметы быта из-за океана. Но машины на этой выставке также были, причем какие! Chevrolet, Ford, Pontiac, Buick, Cadillac... Даже сегодня, глядя на этих красавцев нельзя не выразить восхищение, а уж что чувствовал советский человек, только начавший более-менее оправляться от ужасов Великой Отечественной войны, можно только себе представить! (Впрочем, и сейчас подобные экспонаты собирают немало любопытных взглядов — об этом читайте в статье «Кузькина мать» 55 лет спустя»). Помимо красивых форм и огромных размеров, американские автомобили демонстрировали и невероятный комфорт: большие лобовые стекла, автоматические трансмиссии, мягкие диваны, кондиционеры — все это воспринималось практически как техника из будущего.
Трудно сказать, как бы сложилась судьба отечественного автопрома, если бы в СССР организовывали подобные выставки на постоянной основе. Однозначно лишь, что он был бы совсем другим, ведь так или иначе состязательность, тем более в условиях холодной войны, положительно бы сказалась на качестве продукции. Однако жизнь распорядилась иначе, и советское автомобилестроение пошло другим путем, хотя автозаводы регулярно пытались участвовать в международных автосалонах.
«Иномарочки»
О том, что открытость и конкуренция — это хорошо, вспомнили лишь в 1992 году и в совсем другой стране. «Мотор-шоу-92» — именно такими дико модными тогда словами окрестили мероприятие, проходившее в Экспоцентре на Красной Пресне. Кстати, главными гостями на этом мероприятии впервые с 1959 года стали именно американские автомобили — Chevrolet S-10 Blazer и Cadillac Seville. Впрочем, помимо «американцев», были и другие иномарки, все еще диковинные для жителей нашей страны — например, Mitsubishi Pajero и Audi 80, Audi 100 и Audi V8L.
Интересный нюанс: прямо на выставке можно было оформить предзаказ или узнать адрес официального дилера — их тогда было, прямо скажем, немного. Впрочем, для большинства подобные автомобили оставались недостижимой мечтой. Например, продукция GM российскому покупателю предлагалась по цене от 15 тысяч до 53 тысяч долларов. Для сравнения — средняя зарплата по стране в то время была около 6000 рублей или... около 30 долларов!
С другой стороны, именно та автовыставка 1992 года стала началом постоянных выставок в Москве. А в 1993 году в столице прошло аж два автосалона — один на ВВЦ, который гордо именовали МИМС (так транслитерировали аббревиатуру MIMS — Moscow International Motor Show), а второй — Российский международный в Экспоцентре. Любопытный факт — представители зарубежных компаний зачастую недоумевали по поводу времени проведения салонов, мол, конец августа — самая неудачная пора для автошоу, ведь многие уходят в отпуск.
АвтоВАЗ наносит ответный удар
Но, несмотря на критику, нельзя не отметить, что Московские международные автосалоны 1993-1996 годов все равно оказались успешными, а количество экспонатов было уже совсем другим, чем раньше. Ford Mondeo, Fiat Punto, Renault Laguna, Opel Omega, Nissan 200SX — вот только некоторые из них. Впрочем, названия действительно народных «хитов», показанных в Москве, звучат совсем по-другому.
Прежде всего, это — ВАЗ-2110. И пусть впервые предсерийная версия «десятки» была показана в другом месте — в московском Манеже, — на автомобильных салонах Lada 110 фигурировала не раз. Интересно, что проектирование нового седана на базе «восьмерки» началось еще в далеком 1983 году. Серийный же выпуск ВАЗ-2110 планировалось начать в 1993 году, но планам, увы, так и не суждено было сбыться. Лишь в июне 1995 года АвтоВАЗ начал выпускать этот автомобиль в минимальном количестве для отработки различных решений для будущего серийного производства. Автомобиль оснащался 1,5-литровым бензиновым двигателем, развивавшим 75 лошадиных сил и 105 Н∙м.
Для российского автопрома в целом это был большой шаг вперед, хотя качество «десяток» было откровенно низким. Впрочем, на продажах Lada 110 это никак не сказалось. Интересный нюанс: говорят, что когда в 2000-х на АвтоВАЗе стали появляться иностранные специалисты, первое, что они посоветовали, был именно перевыпуск «десятки»...
Нива ВАЗ «2123»
Еще одной важной вазовской новинкой стал прототип так называемой «Нивы-2», показанной на Московском автосалоне в 1998 году. Современный внешний вид с характерной решеткой радиатора и большими фарами, обтекаемые формы кузова, современный салон... «Да это же настоящая иномарка!», — восхищались тогда многие.
Правда, после демонстрации концепта с новой «Нивой» у АвтоВАЗа не заладилось. В 1999 году тольяттинский автопроизводитель выпустил автомобиль первой опытной партии, но до 2001 года было сделано лишь 1000 автомобилей, некоторые из которых даже добрались до простых покупателей. Но действительно «по-серьезному» на рынок новая «Нива» вышла лишь в 2002 году и под другим брендом — Chevrolet. Учитывая, что данная модель пользуется популярностью до сих пор и не пережила серьезных конструктивных изменений, можно лишь представить, насколько необычно этот автомобиль воспринимался в далеком 1998 году. (О том, почему данная модель до сих пор столь нужна российскому водителю, вы можете узнать из нашего материала «Chevrolet Niva: открываем Тыву».)
Mercedes-Benz CL 500
А вот в 2000-х годах с Московским автосалоном произошли существенные перемены. Во-первых, в 2006 году выставка получила новый адрес, переехав из Экспоцентра на Красной Пресне в Крокус Экспо. Во-вторых, вырос и статус мероприятия. Столько новинок, сколько было на MIAS-2006, до того момента в России не показывалось никогда!
К примеру, именно здесь состоялась мировая премьера Mercedes-Benz CL 500. Автомобиль предлагался покупателям с одним из четырех двигателей — 5,5-литровым 388-сильным V8, 5,5-литровым V12, развивающим 517 л.с., более мощным 6,2-литровым 525-сильным и 6,0-литровым 612-сильным мотором в версии AMG.
Впрочем, главное, разумеется, было не это, а то, что иностранные автопроизводители поняли всю привлекательность российского рынка и перестали рассматривать подобные мероприятия как что-то проходное. Полтора десятка новейших концептов, тысячи посетителей, пробки на МКАД... что ни говори, а в 2006 году Московский международный автосалон стал Событием с большой буквы.
Стоит ли удивляться, что уже через несколько лет иностранцы стали привозить в Россию не просто новинки, а автомобили, специально рассчитанные именно на российский рынок. Такой новинкой, например, стал Renault Duster.
Renault Duster
Строго говоря, мировая премьера «Дастера» состоялась весной 2010 года на автосалоне в Женеве. Однако есть несколько важных нюансов. Во-первых, чисто формально, в Швейцарии был показан Dacia Duster, а автомобиль с шильдиком Renault представили именно в Москве — уж таковы особенности маркетинга. А во-вторых, будем откровенны: Renault Duster — это автомобиль, созданный, в первую очередь, для развивающихся рынков, а уж то, что его полюбили в Старом Свете, — это, так сказать, неожиданный побочный эффект.
А ведь любить было за что! Дорожный просвет 21 см, короткие свесы, наличие полноприводной версии и атмосферные моторы объемом 1,6 и 2,0 литра... А ведь еще обещали привлекательную цену! Впоследствии так и оказалось, и Renault Duster заслужил звание «убийцы Chevrolet Niva», став самым популярным кроссовером в сегменте. И пусть этот автомобиль имел и до сих пор имеет целый ряд недостатков, но именно сочетание простоты конструкции и доступность стали ключом к российскому покупателю, который оказался готовым простить рубленность форм. Кстати, еще один важный момент — именно Renault Duster задал новую «нулевую» планку при оценке недорогих кроссоверов. До этого подобные машины сравнивали исключительно с нашемарками.
А еще именно на основе этой модели была создана «более дорогая версия», которую теперь продают под знаком японской компании Nissan (все подробности в нашем материале «Сколько стоит имя? Nissan Terrano против Renault Duster»).
Впрочем, главное — то, что эта премьера в очередной раз доказала, что за свою историю Московский автосалон вырос из чисто местечкового мероприятия в событие мирового масштаба. А в этом году выставка обещает быть еще более интересной, ведь в Крокус Экспо привезут еще больше новинок: нас ждет 9 мировых, 9 европейских и 43 российские премьеры, а также 16 концепткаров. «Авто Mail.Ru» будет вести прямую трансляцию с MIAS-2014. Не пропустите!
Тимофей Исаев