Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 марта 2014 10:01, Статьи

«Кузькина мать» 55 лет спустя

Ровно 55 лет назад в столичном парке Сокольники случилось маленькое чудо. Для советских граждан впервые приоткрыли «железный занавес». Из мира коммуналок, стахановских трудовых будней и тотального дефицита наши люди попали словно в другую реальность
8 декабря
Ford Galaxy 2.0 TDCi 143hp AT
Взял на замену под уставшему фольксвагену т-4 .Большая семья и давно приглядывался к Галактике.Среди​ знакомых данный автомобиль не проходил и брал исключительно почитав отзывы.Брал б у с пробегом 13...
4.8
8 декабря
УАЗ 31519 2.89
Хорош для длительных путешествий и перевозки грузов. Два раза объехал Европу-в 2013 и в2015гг,заменив​ резину на ГРАНДТРЕК.Очень​ в Европе моего КОЗЛА уважали - шарахались потитутки, т.к. карабинеры на ...
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

55 лет назад в столичном парке Сокольники случилось маленькое чудо. Советским гражданам впервые приоткрыли «железный занавес». Из мира коммуналок, стахановских трудовых будней и тотального дефицита наши люди попали в другую реальность. Американская национальная выставка «промышленной продукции» привезла в СССР множество диковинных вещей, среди которых были «Пепси-кола», газонокосилки, телевизоры, продвинутая бытовая техника... И, конечно, нереальной красоты автомобили! Правда, счастье оказалось недолгим — в одном из павильонов Никита Хрущев во время знаменитых «кухонных» дебатов публично обещал показать американскому вице-президенту Ричарду Никсону, да и вообще всем врагам отечества, неведомую и страшную «Кузькину мать». Поэтому выставка вскоре закрылась, а мы вернулись к суровой реальности...

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 1

Но память осталась! Выставка получилась настолько шокирующей для советских людей, что едва ли не каждый посетитель (а только за первые две недели в Сокольниках побывал миллион человек) стремился унести с собой частичку «американской мечты». Конечно, о покупке роскошных Chevrolet Corvette или Ford Thunderbird в то время никто не помышлял, но рекламные буклеты об этих легендарных машинах хранятся во многих семьях до сих пор.

Неудивительно, что «XXII Олдтаймер-галерею», которую приурочили к 55-летнему юбилею визита американских промышленников в СССР, тоже постиг аншлаг. Еще ни одна российская выставка автомобильного антиквариата не собирала столько публики: в кассы очереди, на стендах не протолкнуться... А ведь нас иностранными машинами, даже историческими, уже не удивишь.

Конечно, сыграл свою роль выбор места — тематическую «Олдтаймер-галерею» провели в том самом выставочном комплексе в Сокольниках, который располагается в центре многолюдного по выходным дням парка. Гуляешь с детишками, так почему бы не зайти на машинки поглазеть? Да и масштабную рекламную кампанию сбрасывать со счетов нельзя. Однако из толпы то и дело слышались реплики: «а вот здесь, внучек, тогда Cadillac стоял» или, например, «так прям на этом месте Хрущев свою Кузькину мать и ляпнул!». Эти люди явно попали сюда не случайно. Трогательно было наблюдать, как весьма бодрого вида дедушка пустил слезу, нежно поглаживая по крылу Plymouth Belvedere.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 2
Этот Plymouth Belvedere в 1959 году блистал на Американской выставке в Сокольниках, потом трудился на «Мосфильме», а сейчас проходит сложный процесс реставрации практически с нуля - у автомобиля оказались повреждены не только кузов и двигатель, но даже рама

Да-да, Plymouth Belvedere 1959 года выпуска — единственный сохранившийся в нашей стране автомобиль-экспонат легендарной Американской выставки. После ее завершения роскошный седан «космических» форм отправился на «Мосфильм», где время от времени демонстрировал в фильмах жизнь «загнивающего Запада». Впрочем, должного почтения киношники уникальной для СССР модели не выразили. Plymouth использовали, по сути, в качестве расходного реквизита. Однажды машина сломалась, запчастей не нашлось, и ее бросили на задворках, где она быстро превратилась в груду металлолома. Впоследствии оказалось, что вдрызг разбиты не только кузов и мотор, но даже рама! А когда энтузиастам автостарины из собрания «Джанкйард» удалось обнаружить и выкупить редкий экземпляр, неизвестный вандал напоследок расколотил ей стекла. Видимо, в качестве финальной благодарности за нелегкую киношную службу...

Так что на «Олдтаймер-галерее» некогда пафосный Plymouth Belvedere предстал в весьма жалком виде: без задних фонарей, с еще не восстановленным до конца кузовом... Неудивительно, что многие из посетителей просто проходили мимо, не замечая главного виновника торжества.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 3
«Сталинский» Aero Minor интересен еще и технологией изготовления кузова: на заводе сначала собирали деревянный каркас, а затем прямо на нем вели сварку панелей газом. Как говорят реставраторы, корни такого процесса лежат в авиационном прошлом предприятия

Впрочем, точно такая же участь постигла и другую уникальную машину — Aero Minor 1949 года. К Американской выставке он, правда, не имеет никакого отношения, зато обладает огромной исторической ценностью. Именно эту модель с заводским номером 9 531 чешские рабочие предприятия Rudy Letov изготовили в качестве подарка на 70-летний юбилей «вождя народов» Иосифа Сталина. Вдохновленные важной миссией, дизайнеры разработали для Aero новую решетку радиатора, особый хромированный декор, сменили оформление салона... В общем, постарались на славу. Ни до, ни после более шикарного Minor не существовало. Сборку машины доверили лучшим мастерам (причем во внеурочное время!), а средства на экзотический подарок заводчане зарабатывали на субботниках в колхозах.

Жаль, что сам Сталин оценить по достоинству старания чешских пролетариев так и не смог. Пока малолитражку таскали по разным выставкам, вождь скончался, и шумиха вокруг Minor поутихла. Уникальный автомобиль сначала отправили трудиться в роддом, а потом и вовсе продали в частные руки, после чего следы малолитражки затерялись. Ее нашли случайно, на одном из огородов, где Minor гнил под навесом начиная с 1975 года...

В общем, реставраторам из мастерской «Автонаследие» выпала нелегкая задача. Хорошо хоть следов варварских доработок с имплантацией советских автоагрегатов на машине не обнаружилось. Тем не менее, к «Олдтаймер-галерее» восстановление Minor закончить не успели. Уже почти готово шасси, полным ходом идет работа над кузовом, и пусть разобранная по частям малолитражка пока не вызвала ажиотажа у публики, реставраторам наверняка придают сил послания из прошлого. Так, в закрытой полости правого переднего крыла сохранилась записка от рабочих завода Aero, составленная на корявом русском языке на листке обычной бумаги и приклеенная прямо на металл: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Похожий текст был начертан карандашом и на изнанке обшивки правой двери...

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 4
Компания Bosch отметила 60-летний юбилей впрыска топлива показом легендарного Mercedes-Benz 300SL, на котором впервые появилась эта система

Народ же, в основном, собирался у натертых до блеска полностью восстановленных раритетов. Пожалуй, чемпионом по вниманию стал Mercedes-Benz 300SL 1954 года — легендарное «крыло чайки» из собрания столичного музея «Автовилль». Впрочем, помимо сногсшибательного внешнего вида и заоблачной аукционной цены в миллион долларов отметить в этом экспонате, по большому счету, нечего — подобный автомобиль не в первый раз становится гостем «Олдтаймер-галереи» и потому старожилам уже приелся. Хотя историческая ценность машины, само собой, не оспаривается. На всякий случай напомним, что именно на 300SL дебютировала система впрыска топлива фирмы Bosch, и на выставке немецкая марка отмечала 60-летие этого события.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 5
BMW 501 или, как его еще называли, «Ангел барокко» позиционировался баварцами как женский автомобиль

Разместившийся по соседству BMW 501 из коллекции Victoria Classic Cars техническими новинками оказался обделен (за исключением разве что легкосплавных деталей), но эта машина стала знаковой по другой причине. В 1951 году именно с нее началось послевоенное возрождение баварской марки. Правда, не очень удачное. Дорогой автомобиль, оснащенный скромным двухлитровым мотором на 65 сил, не пользовался особым спросом. Даже несмотря на то, что разработчики, зная слабые места 501-го, сделали акцент на других вещах. Прежде всего — дизайне. За формы кузова BMW прозвали «Ангелом барокко» и активно рекламировали в качестве... женского автомобиля! «Добрый день, мадам! Всего двадцать две тысячи марок, и мимо Вас ни один мужчина не сможет пройти. Вы будете ловить их влюблённые взгляды, небрежно положив руку на рулевое колесо цвета слоновой кости», — так гласила реклама BMW 501.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 6
Элегантный Alfa Romeo 2600 Spider часто использовался силовыми структурами Италии в качестве «догонялки»

А вот с Alfa Romeo 2600 Spider 1962 года вышла противоположная история. Несмотря на легкомысленный облик, назвать этот автомобиль женским никак нельзя. Открытый двухместный спорткар строили вручную силами ателье Carrozzeria Touring: кузовные панели мастера монтировали на жесткий трубчатый каркас, благодаря чему машина получалась легкой и маневренной. А поскольку на 2600 Spider устанавливали форсированную со 130 до 145 сил рядную «шестерку», то неудивительно, что максимальная скорость спайдера достигала 200 км/ч. За отменную динамику автомобиль прозвали «Пантерой» и часто использовали не для променадов на открытом воздухе, а для патрульной службы в полиции и карабинерии.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 7
Марка Locomobile существовала с 1899 по 1929 год. Машины она выпускала элитные, даже рекламный слоган компании звучал пафосно - «Лучшие построенные в США автомобили»

У соседнего экспоната людей было не меньше, но, как показал маленький опрос «Авто Mail.Ru», 99 процентов из них не имели представления, что это вообще за машина. Ничего удивительного — на стенде компании «Камышмаш» красовался Locomobile Model 48 1914 года выпуска в идеальном состоянии! Американская марка Locomobile канула в Лету еще в 1929 году, поэтому сейчас о ней мало кто помнит. Но автомобили она выпускала чумовые. К примеру, Model 48 весил три тонны, имел колесную базу в 3,6 метра и снабжался рядным шестицилиндровым мотором объемом сначала 7,6, а затем и 8,6 л! В отделке использовались исключительно элитные материалы вроде ламп от Тиффани, английских тканей, стали, бронзы и латуни лучшего качества. Стоило это сокровище на колесах 10 000 долларов — в 30 раз дороже, чем народный Ford T. Так что тираж вышел штучным: в частности, за первый год на свет появились только три подобных «Локомобиля». Кстати, на такой серьезной машине ездил, казалось бы, несерьезный Чарли Чаплин...

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 8
Компанию американским моделям образца 1959 года составили их «сограждане» постарше

А что же американские автомобили 1959 года? На выставке их тоже было в достатке — Ford Thunderbird, Chevrolet Corvette, Chevrolet Impala (кстати, 55 лет назад ее показывали в разрезе), Cadillac De Ville... Причем компанию им составили модели постарше — два Cadillac 353 1929 и 1930 годов, Lincoln Phaeton L 1930 года и Chrysler Windsor 1947 года. Причем сложно сказать, какая из категорий пользовалась большим спросом у посетителей. В общем-то, все эти машины привлекали вычурным самобытным дизайном, но особо интересных историй про эти экземпляры никто не рассказывал. Ведь, по большому счету, то, что сейчас считается экзотикой, в Америке 55-летней давности было обычным явлением.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 9
Тщательно восстановленный в мастерской «Авторевю» ЗАЗ 965 позировал на фоне плаката с Никитой Хрущевым

Однако коллекционеры советских ретро-автомобилей смогли ответить нашествию иномарок. Пусть отечественные модели попроще, зато намного роднее. Не было человека, который не задержался бы у плаката с довольным ликом Никиты Хрущева, который позировал, зажав в руке кукурузу. Но оригинальное оформление стенда «АвтоРевю» не могло затмить отреставрированный с особой точностью «Горбатый» — «ЗАЗ 965 Запорожец» редкой переходной модели 1962 года выпуска. Мастерам пришлось буквально по молекулам собирать оригинальный 750-кубовый мотор, поскольку для него почти не осталось запчастей.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 10
«Мастерская Евгения Шаманского» привезла на выставку собрание редких советских тракторов

Оно и понятно, даже такой, теоретически — очень доступный, автомобиль оказался достаточно далек от народа, поскольку требовал солидных накоплений. Страна Советов тогда все еще делала упор на развитии тяжелой промышленности и сельского хозяйства. Хотя апофеоз индустриализации пришелся, конечно, на предвоенные годы. Стальные символы той эпохи — тракторы. Внушительную коллекцию этих тружеников привезла на выставку «Мастерская Евгения Шаманского». В его собрании уже есть легендарный гусеничный трактор «Сталинец», а теперь компанию ему составили другие машины.

В частности, «Универсал-2». В 30-е годы прошлого века — весьма популярный в СССР колесный трактор, предназначенный для «междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами». Казалось бы, какая ценность в этой примитивной технике? Но в том-то и дело, что сегодня ее осталось совсем мало — после отработки ресурса тракторы, словно «Терминаторы» из блокбастера, отправлялись на переплавку. Их не щадили, а теперь мы вынуждены по крупицам восстанавливать свою же историю.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 11
Изюминка раллийного «Москвича» - форсированный практически в два раза, до 140 сил, двигатель

Причем не только «трудовую», но и спортивную. Если успехи гоночных «Москвичей» в марафонах «Лондон-Мехико» и «Лондон-Сидней» еще хоть как-то на слуху, то на раллийную версию «2140 Люкс» люди смотрели как на болид категории WRC — настолько он казался фантастически-необычным. Впрочем, грозный вид машины в данном случае действительно оправдан. Усиленный кузов с каркасом безопасности скрывает под собой форсированный практически в два раза, до 140 сил, уфимский мотор, жигулевскую коробку передач и доработанную заднюю подвеску с механизмом Уатта. Газонаполненные амортизаторы, литые диски, особая резина... Такой перечень доработок делал «Москвичи» весьма конкурентноспособными на международной арене. Кстати, машина готова к бою и сейчас. Известный радиоведущий Александр Пикуленко со своими друзьями воссоздал автомобиль в полном соответствии с картой омологации международной автомобильной федерации FIA.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 12
Люксовый «Москвич 2140» стал первым в СССР автомобилем, кузов которого покрывали «металликом»

На фоне гоночной модели как-то терялся обычный гражданский «2140 Люкс», дебют которого на «Москвиче» приурочили к Олимпиаде-80. Машину строили по-серьезному, с применением зарубежных комплектующих. Конечно, эта модель не стала такой популярной, как знаменитый «412-й», но свое слово в истории советского автопрома она сказала. К примеру, на тот момент в СССР даже вазовские машины не красили «металликом». А уж модный облик и стильный интерьер вполне соответствовали мировым стандартам тех лет.

«Кузькина мать» 55 лет спустя - Фото 13
ГАЗ-А — самая первая модель Горьковского автозавода, которую делали по лицензии Форда. Автомобиль встал на конвейер в 1932 году и выпускался до 1936 года. Сейчас машина проходит реставрацию. Впрочем, не меньшее внимание публики привлекала коллекция детских педальных автомобильчиков, включая очень редкую миниатюрную копию самого ГАЗ-А. В 30-е годы прошлого века на такой технике в пионерском лагере «Артек» даже гонки устраивали!

Так что в свое время «Кузькину мать» показать мы еще могли. И не только в военном плане. Машин достойных у нас тоже хватало. Они не были столь вычурными и роскошными, как американцы середины прошлого века, но в этом был свой расчет. «Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки», — сказал Хрущев в 1959 году и оказался в чем-то прав. Главное, что между нами и Западом теперь нет «железного занавеса» (надеемся, и не появится вновь), так что в автомобильной истории найдутся поводы еще не для одной «Олдтаймер-галереи».

Юрий Урюков
Фото автора

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
215
Нет
Впечатление, что автор статьи родом из Теннеси. Журналист, о котором писал Марк Твен. Точнее, смахивает на того, о ком речь идет в цитате перед рассказом...
СсылкаПожаловаться
ValeraPLOT54
В декабре 1979 года в Кишинёве тоже была американская с х выставка-было на что посмотреть;тракторы,автомобили,правда не наших типоразмеров.Трактор класса нашего Т-150К с кабиной из полированного алюминия,пикап Додж гп 1тонну - всё это красиво и добротно.
СсылкаПожаловаться
о, боже, какой мужчина
Автор реально урюк. От чтения его статеек начинает тошнить
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru