НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Идем в бутик за песком и грязью

10 июля 2014 10:01
Целую неделю джиперы утюжили леса, поля, пески и болота Тверской области — неподалеку от местечка Бологое проходил Trophy Boutique PRO-X. Экипаж «Авто Mail.Ru» впервые принял в нем непосредственное участие

Бутик и трофи... Что за бред!? Когда я впервые об этом услышал, перед глазами встала совершенно сюрреалистическая картина: как дамы и господа в изысканных нарядах тащат из грязи застрявшие внедорожники. Впрочем, я оказался недалек от истины. Экипировка профессионального джипера и правда чем-то напоминает эксклюзивное одеяние — пусть не по цене, но по экстравагантности точно (как вам болотные сапоги, надетые на гидрокомбинезон, например?). А грязь и суровые полноприводные машины на таких соревнованиях — обязательный атрибут. Хотя при этом трофи — очень разнообразная дисциплина автоспорта. Она включает в себя и элементы джип-триала, и ориентирование по GPS или дорожной книге, и скоростные гонки наподобие ралли-рейдов, и даже ночные соревнования!

Собственно, именно эта особенность подсказала ребятам из команды PRO-X замечательную идею — а почему бы все разновидности трофи не объединить в одном мероприятии? Так и появился Trophy Boutique: недельное off-road соревнование, где каждый из участников может выбирать спецучастки по своему вкусу. Формат оказался настолько удачным, что в 2014 году Trophy Boutique проводился уже в пятый раз. Причем впервые — в солидном статусе этапов Кубка Московской области. То есть каждый соревновательный день фактически превращался в отдельное сражение.

Еще один положительный момент такого фестиваля автоспорта — его открытость для всех. Организаторы во главе с Юрием Селифоновым (который сам не прочь штурмовать бездорожье время от времени) построили процесс таким образом, что поучаствовать в Trophy Boutique можно очень бюджетно. Надо иметь только палатку, любой стандартный внедорожник, да немного денег на еду, топливо и стартовый взнос (от 14 000 рублей и выше в зависимости от времени подачи заявки). И все! По меркам других дисциплин автоспорта — сущие копейки. Причем состав экипажа не лимитируется — хоть домашних питомцев с собой берите.

Конечно, в данном случае речь идет только о любительской категории Smart. Серьезных препятствий для таких автомобилей не предусмотрено, акцент делается на сообразительность экипажа, умении ориентироваться на местности и разгадывать квесты. Но, поверьте, увидев, что вытворяют на трассе «стандартники», я могу сказать — это отличный способ попробовать себя в off-road соревнованиях.

Зацепило? Вот и я не устоял. Впервые мы с Леной Кузнецовой (бессменным штурманом экипажа «Авто Mail.Ru» в раллийном монокубке Volkswagen POLO CUP побывали на одном из этапов трофийного кубка в Подмосковье осенью прошлого года и были весьма впечатлены тем, сколько надо иметь спортсменам смекалки и умений, чтобы пройти хитроумную внедорожную трассу. Поэтому когда команда PRO-X пригласила нас принять участие в Trophy Boutique, мы с радостью согласились. Тем более, что место и дата были выбраны очень удачно — мы как раз ехали через Бологое на ралли «Белые ночи» в Карелию.

К тому же нам обещали предоставить так называемую «котлету» — специальный внедорожный прототип высшей категории «Hard». В ней практически нет ограничений по техническим доработкам. Если такой автомобиль не берет препятствие, значит здесь пройдет только БТР или танк. Правда и стоимость такого вездехода практически не имеет границ, так что это удел настоящих профессионалов off-road.

И каково было разочарование, когда мы уже по прибытии узнали, что на машине «сгорел» мотор. Да так серьезно, что даже кудесники из PRO-X не смогли починить его в полевых условиях. Что делать? Уезжать не солоно хлебавши очень не хотелось. Спасибо организаторам — они выделили нам заслуженный внедорожник Puch, который в обычной жизни исполняет роль командной технички. Теоретически, на нем мы могли участвовать в зачете категории «Light», куда входят спортивные полноприводники начального уровня подготовки. Ну и отлично! Ведь это тоже интересно — проверить себя и практически стандартную машину на прочность.

Кстати, а что за марка такая — Puch? Она ведет свою историю с 1899 года! Выпускал завод в Граце (Австрия) различную продукцию вплоть до велосипедов, но все же основной специализацией компании стала военная автомобильная техника. Поэтому неудивительно, что когда Mercedes-Benz искал партнеров для выпуска первого Gelandewagen, выбор пал именно на компанию Puch (а точнее — Steyr-Daimler-Puch). Фактически, наш автомобиль как раз и являлся точной копией «Гелика» самого первого поколения.

Как выяснилось, мы с ним ровесники — оба 1984 года выпуска. Настоящий олдскул! Хардкорная машина, где самая сложная электроника — это лампочки в фарах. Управление мотором, трансмиссией — все аналоговое, «механическое». Железа в Puch столько, что он тянет почти на две тонны. А ведь в свое время эта версия с мягкой крышей и складной рамкой ветрового стекла считалась облегченной! Представляете, какой в этом автомобиле запас прочности? Впрочем, что говорить — до наших дней Puch дожил практически в оригинальном состоянии. На него лишь установили лебедку с электроприводом, спортивные пружины и амортизаторы, да новые шины. Правда, для трофи резина категории All Terrain не слишком подходит, но мы повысили зацеп путем снижения давления до одной атмосферы. Как позже выяснилось — помогло.

Проблема оказалась в том, что престарелый внедорожник за время трудовых подвигов изрядно подсадил себе «сердечко» — видавший виды трехлитровый атмосферный дизель мог в любой момент испустить дух, компрессия в цилиндрах упала до критичного уровня. А ведь организаторам надо на нем еще домой возвращаться. При этом нагрузка на движок ожидалась изрядная — мы попали на так называемый «Дакар», кольцевую гонку по песчаному карьеру в формате мини ралли-рейда. Посовещавшись, принимаем соломоново решение. Идем всю дистанцию, но вне зачета — срезаем дальнюю петлю, где машина даже на лебедке пройдет только с помощью основного мотора, с постоянной пробуксовкой колес. Этот сектор оставляем только на последний круг — если Puch выживет, будем брать препятствие.

На предстартовом брифинге организаторы просят участников отнестись к нам с пониманием — мол, на трассе журналистский экипаж, которому придется отклоняться от маршрута. Да и мы особых иллюзий не питали. Машина и правда слабая, всего 88 сил под капотом, да и опыта у нас в трофи никакого...

Но все сложилось довольно удачно. Ветеран Puch нас просто поразил своими способностями. Подрубаем передний мост, включаем понижайку и... Мы легко держались в гонке в темпе других участников и даже смогли атаковать, выполнив несколько обгонов. Помог раллийный опыт — управлять техникой на рыхлом покрытии нам было не в первой. Сложности начались примерно с середины дистанции, когда на трассе появилась глубокая колея — в крутых поворотах Puch двигался уже с трудом. Казалось, еще чуть-чуть, и он сядет на брюхо. Но здесь сработала смекалка. Трофи — не ралли. Маршрут обозначается лишь сигнальными лентами. Иными словами, направление задается жестко, а траекторию можешь выбирать сам. И мы начали импровизировать. Сначала боялись прокладывать новую колею и влетать в лесопосадки (песчаные дюны успели слегка зарасти деревцами) на полном ходу, но потом поняли, что для «Пуха» ломать стволы — все-равно, что дворовому хулигану щёлкать семечки и «отжимать» мобилы. Он просто прёт напролом! Оказалось, мы сделали верный ход — спустя некоторое время по нашей траектории поехали и другие экипажи. Снова разрыто? Нет проблем — снова ищем новый путь. И так — раз за разом. Постоянный поиск свежих решений на фоне адской тряски, жары и пыли...

А вот вторая проблема оказалось серьезнее. Помня об обещании беречь мотор, я все время поглядывал на приборы и потому успел заметить, как стремительно начала расти температура антифриза. На прямиках, когда третья передача выкручивалась в звон, мотор успевал охладиться, но стоило перейти на вторую, как стрелка неуклонно стремилась в красную зону. Даже включенная печка не помогала. Вот и характерный пар из под капота пошёл...

Пришлось заезжать на пит-стоп и дать автомобилю небольшой отдых. Всего на прохождение маршрута отводилось два часа, а поскольку половину дистанции мы преодолели весьма бодро, запас по времени у нас был. Что мы только не делали! Открывали капот, плескали водой на раскаленный движок, разве что лёд из походного бара не начали таскать. Получилось! Снова за руль и вперед на дюны! Увы, Puch так и не избавился от недуга до конца — нам еще раз пришлось останавливаться и повторять все утомительные процедуры, но все же до финального круга мы дотянули.

Наконец, самое интересное — теперь все как у взрослых, маршрут полной конфигурации! Или пан или пропал! Переваливаем через песчаный бугор и... падаем в пропасть. Сквозь лобовое стекло видим только дно карьера, которое приближается с угрожающей скоростью. В таких ситуациях главное не испугаться — повернешь руль или нажмешь на тормоз, скорее всего, будешь кувыркаться через крышу.

Но мы все сделали правильно, разогнались по дну карьера и с ходу влетели на крутой подъем. В принципе, Puch мог бы взять его без посторонней помощи, но я немного не рассчитал траекторию: на середине склона пришлось объезжать довольно толстое дерево. Внедорожник моментально закопался в песке и стал беспомощно молотить колесами. Лена, не теряя времени, мигом вылетает из машины и начинает разматывать лебедку. Как назло, у нас отказало дистанционное переговорное устройство, поэтому все команды — исключительно жестами.

Пока Лена искала, куда бы зацепить трос на вершине холма, включаю блокировку заднего дифференциала и пробую стронуть Puch назад. Получилось! Это помогло точнее сориентировать машину на гребень. Но этого оказалось мало. Правы были бывалые — одной лебедкой здесь не обойтись, пришлось помогать ей, играя педалями сцепления и газа. Медленно Puch пополз вперед... Ну же! Еще чуть-чуть, еще немного! Да! Подъем взят. Прыгаем по своим местам и мчим на финиш.

Из машины я не просто вышел — скорее выпал и сразу плюхнулся на песок. Столько рулем я давно не крутил! Пропотел насквозь, руки гудят, спина ноет, но счастью нет предела. Пусть в трофи нет таких скоростей, как в классическом ралли, но здесь свой адреналин — я бы назвал его аналитическим. Это проверка не только водительских навыков, но и мозгов. Победить в трофи — значит, не просто побороть, но перехитрить природу. Проехать там, где дорог, считай, нет. И это круто. Особенно на почти серийном автомобиле. Если представится возможность, обязательно станем в трофи-бутике постоянными клиентами.

Юрий Урюков
Фото PRO-X