НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Новый Volkswagen Passat. Для ценителей старых BMW

7 июля 2014 10:00
История Volkswagen Passat — это спираль. Зная этот факт, перед презентацией восьмого поколения многие предсказывали, что новая генерация модели будет подражать Audi, как это делал Passat B5. И угадали! Но больше новичок подражает старым BMW...

В прошлом году Passat отметил 40-летие: в 1973 году самый первый представитель будущего семейства-бестселлера покинул заводской конвейер. К моменту своего дебюта Пассат отнюдь не являлся откровением: построенный на платформе Audi 80, новичок и конструктивно, и стилистически повторял модель-донор. Но «четыре кольца» выпускали только седаны, а Volkswagen привлекал публику более широкой гаммой кузовов, куда входили также хэтчбеки, универсалы и фастбеки. Рецепт сработал. В родной Германии выпуск модели был прекращён осенью 1980 года, а в Бразилии поколение В1 штамповали аж до 1988-го!

Принято считать, что «фирмообразующая» модель марки Volkswagen — это Golf. Но как только Passat распробовали китайцы (в Поднебесной седан продаётся под собственным именем Magotan), именно это семейство теперь считается «моделью №1» для компании, являясь флагманом продаж

Действуя по схеме «от добра добра не ищут», вторую генерацию Пассата немцы сработали донельзя консервативной. Проверенную платформу лишь модернизировали (задняя подвеска стала полузависимой, выросла длина колёсной базы), дизайн кардинально не изменился... И только машина поколения В3 получилась действительно революционной. Хотя долгожителем оказался именно В2: в Бразилии модель продержалась на конвейере до 2006 года, а в Китае старичка продолжают выпускать и сегодня. Для справки, купить новый-старый Passat стоит всего лишь 300 тысяч рублей.

Сегодня кажется, что пассаты поколений B1 (сверху) и B2 выглядят как близнецы-братья. Интересно, что для машины первого поколения предлагалось несколько вариантов оформления передка, которые отличались числом (2 или 4) и формой (круглые или прямоугольные) фар

В 1988 году дебютировала машина серии В3: та самая, что стала культовой на постсоветском пространстве. Качественно новый дизайн, поперечное расположение силового агрегата, полностью новая платформа (элементы которой, правда, во многом взяты от Гольфа). Новые интерьер и внешность, а также более широкий набор силовых агрегатов позволили получить из «бэтретьего» сразу «бэчетвёртый», но рынок принял новичка весьма прохладно: за 3 года удалось продать мизерные по фольксвагеновским меркам 690 тысяч машин.

Passat поколений B3 (сверху) и B4 отличаются разными кузовными панелями и оформлением кузова, но силовой каркас, крыша и стёкла — одинаковые. В качестве базового оборудования (1993 год!) «бэчетвёртый» предлагал пару подушек безопасности, преднатяжители ремней и ABS

В5 — это снова платформа Audi и кардинальная смена дизайнерских ориентиров... Трудно поверить, но «пятёрка» оказалась гораздо более успешной, чем В3 и В4 вместе взятые: 3 млн 300 тысяч против 2 млн 290 тысяч! Так что менеджеры максимально долго продлевали жизнь этому поколению (хотя могли пойти прежним путём: обновить внешность и назвать глубокий рестайлинг новым поколением В6). Но следующий, шестой, Passat опять сменил идеологию, перейдя на гольфовские агрегаты.

На фото — не просто рестайлинговый Volkswagen Passat поколения B5, а его уникальная версия W8. Под капотом полноприводной машины стоял 8-цилиндровый W-образный двигатель мощностью 275 л.с., составленный из пары «смещенно-рядных» блоков VR4

Мы специально так подробно раскрываем биографию Пассата, поскольку его история развивается по спирали. Смотрите: В1 — платформа и стиль Audi, В2 — глубокий рестайлинг; В3 — платформа и стиль Golf, В4 — глубокий рестайлинг; В5 — платформа и стиль Audi... В6 и В7 — снова платформа Гольфа. А стиль? Внешность «шестёрки» была действительно скроена по гольфовским лекалам, что разочаровало публику — такое сходство бизнес-модели статуса не прибавляло. Дизайнерам пришлось спешно перекраивать внешность «под Phaeton». Так появилась серия В7 — фактически рестайлинг «бэшестого».

Passat поколений B6 (сверху) и B7 повторил историю генерации B3/B4: более свежее поколение является лишь глубокой модернизацией предыдущего. Учитывая, что Volkswagen взял курс на сокращение жизненного цикла моделей, серия B9 появится через 3-4 года и будет обновлением восьмой

Тому, как выглядит новый Passat B8, мы обязаны именно предыдущему поколению модели. Раскритикуй публика невыразительно-строгий дизайн, и художникам марки пришлось бы потрудиться, работая над образом новинки. Но покупателям офисный костюм от Volkswagen понравился необычайно: в прошлом году Пассат покупали... каждые 29 секунд, так что годовой тираж составил 1,1 миллиона экземпляров! Поэтому — снова строго, хотя несколько более выразительно. Форма и пропорции стали более утончёнными, силуэт получил благородную приземистость.

Силуэт седана получился модным, купеобразным, с покатой крышей (из-за нее инженерам пришлось установить задний диван ниже). Будут ли немцы готовить Passat CC, который как раз отличался более утончёнными формами и позиционировался как 4-дверное купе? На этот вопрос ответа пока нет

А как проработаны детали! Никаких визуальных шумов (этим термином дизайнеры называют мелочёвку, о которую «спотыкается» глаз — стыки деталей, буксировочные проушины), только ощущение качества и дороговизны. Не случайно статическая презентация восьмого Пассата прошла под слоганом «Новый. Бизнес. Класс». Очередной виток спирали, снова подражание Audi? Ведь дороговизна — это конёк «четырёх колец». О технической стороне подражания говорить бессмысленно, поскольку фольксвагеновские модели разных марок сейчас создаются на единой платформе MQB, поэтому технически Volkswagen немногим отличается от Audi или Skoda (инженерную сторону нового Пассата раскрывает материал «Ветер перемен. Новый Volkswagen Passat»).

Для нового Пассата доступна опция Trailer Assist, которая будет особенно востребована владельцами универсалов: электронный помощник поможет при маневрировании задним ходом, когда машина оборудована прицепом. Управляется ассистент джойстиком, в роли которого выступает переключатель настройки зеркал

При этом попытка сделать так, чтобы машина именно выглядела дорого, — стопроцентное копирование подхода Audi. «Просто новый Passat находится между сегментами, массовым и премиальным», — парирует Клаус Бишофф, главный дизайнер отделения Volkswagen. Лукавит. По качеству материалов, глубине проработки, стилистическим решениям это действительно премиум, но более «возрастной», лишённый экстра-модных примочек, поскольку «народный автомобиль» выбирает немолодая аудитория: им «за пятьдесят», главное предпочтение — просторный дизельный универсал. С хорошей акустикой, чтобы слушать ABBA и Beatles. Потому дизайн и полон ностальгии по восьмидесятым-девяностым.

Дизайнеры и эргономисты старались всеми силами сохранить «сенсорно-кнопочный» баланс. Получилось! Кстати, в новом Пассате не будет аналоговых приборов. Их заменила 12,3-дюймовая TFT-панель, благодаря чему пользователь может выводить только ту информацию, которая ему действительно важна

Если приглядеться, корни этой ностальгии... в старательном подражании моделям BMW добэнгловской эпохи. Задняя стойка стала менее массивной? Так это знаменитый бээмвэшный изгиб Хофмайстера. Боковины обрели приятную взгляду поджарость? И этот горизонтальный росчерк вдоль кузова также прекрасно знаком поклонникам баварской марки. Мускулистые крылья, насупленный взгляд исподлобья. Для портретного сходства не хватает только характерных сдвоенных ноздрей решётки радиатора.

Для нового Пассата доступен дизайнерский R-пакет, который делает внешность чуть более агрессивной: в него входят бамперы, несколько хромированных элементов, а для универсала — спойлер на крыше. Внутри «эрка» отличается другим рулём, обивкой сидений, некоторыми нюансами вроде металлических накладок на педали

И интерьер — по вполне баварской традиции — построен вокруг водителя. Хотя стилистика — донельзя классическая. Что неудивительно: «Новое поколение получилось именно таким, каким его хотят видеть покупатели», — в один голос твердят дизайнеры. Значит, покупатели хотят минимум излишеств, максимум качества и несколько приятных мелочей, вроде стильных часиков и необычных обивок... Впрочем, оставим нюансы до следующего — ездового — материала: пока фольксвагеновцы рассекретили технику и показали внешность, а вот тесты намечены на конец августа.

Пропорции Passat изменились: длина немного сократилась, на 40 мм уменьшился передний свес, а колёсная база, напротив, увеличилась, что обеспечило большее расстояние для задних пассажиров. Машина стала ниже на 14 мм, но при этом пространство до головы выросло на 26 мм

Получается, что Passat B8 — это В5 нашего времени. Тот, придерживаясь народной волны, показал, каким может быть народный премиум. Принято считать, что именно благодаря «бэпятому» интерьеры среднеразмерных машин стали гораздо качественнее, а линейки силовых агрегатов разрослись до небывалых размеров. Станет ли «бэвосьмой» примером для подражания? Всё зависит от цены. Если маркетологам удастся сделать так, чтобы ценник оставался народным, а не премиальным, тогда новый Passat станет стандартом класса и ориентиром для конкурентов. По крайней мере, создатели машины этого очень ждут.

Алексей Кованов

P.S. Вам не кажется, что новый Passat весьма напоминает «оцифрованную» по современным требованиям «пятёрку» BMW родом из девяностых? На фото — кузов E39 (1995-2003 гг.), который обладает характерной для добэнгловских машин из Баварии дизайнерской ДНК: это и фирменный росчерк вдоль боковины, и знаменитый изгиб Хофмайстера, и двухступенчатая форма капота, которые художники Volkswagen посчитали уместными для своего творения.