НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Mazda Ice Race 2014. Зимняя сказка

13 апреля 2014 09:34
Формат Mazda Ice Race постоянно совершенствуется и, несомненно, именно в 2014-м гонка была наиболее интересной.

Прекрасно, что зимняя гонка среди представителей СМИ Mazda Ice Race стала традиционной – ежегодно мы и множество наших коллег ждём её с большим нетерпением. И не только из-за возможности потренироваться на снежно-ледовой трассе и выяснения отношений между собой. Главное, что Ice Race – не просто заезды на время, а самая настоящая очная борьба. Квалификация, старт «с решётки» и соперничество за позиции. Никакого подсчёта секунд и выявления среднего времени. Ошибся, застрял в сугробе? Подвёл всю команду. Пересёк первым линию финиша – заслуженная победа! Формат Mazda Ice Race постоянно совершенствуется и, несомненно, именно в 2014-м гонка была наиболее интересной.


Первый сюрприз подкинула погода. В этом году гонка проводилась позже обычного, поэтому вместо 20-градусного мороза нас встречал нетипично тёплый воздух – температура была около нуля. Возникли опасения, выдержит ли лёд озера Балтым под Екатеринбургом? К счастью, зима на Урале была достаточно суровой, чтобы около двадцати автомобилей Mazda не ушли на дно вместе с кучей журналистов. Зачем так много машин? А это ещё одна интрига Ice Race 2014 – гонок нам предстояло целых две! Одна – за рулём привычных родстеров MX-5 Aori, а вторая – на новейших хэтчбеках Mazda 3 с двухлитровым двигателем.


Классная идея! Две противоположности – переднеприводная машина с автоматом, на дорожных шинах Nokian Hakkapeliitta 8 и заднеприводная с механикой, на гоночных покрышках Michelin D10, которые используются на Ралли Монте-Карло. Это же создавало и дополнительный интерес – у кого-то из коллег лучше получалось проходить круги на «трёшке», а некоторым было проще освоиться с MX-5 Aori. К тому же, в декабре мы уже тестировали хэтчбек Mazda 3 в Сербии (читайте материал «Знаменосец. Тест-драйв новой Mazda 3»), поэтому было вдвойне интересно, как она поведёт себя на скользких покрытиях.


Едет она здорово – система стабилизации отключается полностью, но Mazda 3 остаётся очень понятной и предсказуемой. Под сброс газа – плавный занос, легко корректируемый газом и рулём. Подвеска отлично справлялась с волнами и ледовыми надолбами, которые местами попадались на 4-километровой трассе, а логика работы коробки передач избавляла от необходимости использовать ручной режим. Главное – не ошибиться с торможением и стараться использовать участки, покрытые снегом, на которых лучше работают шины. Неспроста именно за рулём «трёшек» нам предстояло выявить двенадцать быстрейших участников – они проходили в гонку после квалификационных заездов.


Правда, такая лёгкость управления, похоже, излишне разгорячила некоторых участников – к концу тренировок две Мазды пали жертвами оптимистичного пилотажа. Высокие снежные брустверы ошибок не прощают! Я же, наоборот, в квалификации осторожничал, но в дюжину лучших вписался с запасом. Главным же сюрпризом стало то, что формировались команды совсем по иному принципу, нежели в прежних Ice Race и чемпионатах Mazda Sport Cup. Во-первых, в каждом коллективе было по 4 человека, а, во-вторых, распределялись пилоты ровно в том же порядке, в каком закончили отборочные заезды. То есть четвёрка быстрейших составила первую команду, следующие 4 журналиста – вторую и так далее.

Всего в гонке Mazda Ice Race 2014 приняло участие 9 команд по 4 человека. Из них три российские, две австралийские, а также по одной от Украины, Нидерландов, Великобритании и сборная Италии, Хорватии и Сербии. Коллеги, не прошедшие квалификацию, были отряжены участникам в качестве помощников. Или болельщиков!

Какой в этом интерес? Очевидно же, что третья команда не сможет соперничать с лидерами. Но, как уже не раз происходило в Mazda Ice Race, далеко не всегда побеждают фавориты. К тому же, Ice Race в очередной раз подтвердила свой международный статус – нам противостояли команды, собранные из быстрейших журналистов Великобритании, Сербии, Хорватии, Италии, Нидерландов, Украины и, конечно, наших заклятых друзей из Австралии. Так что мы не могли себе позволить проиграть на «домашнем» льду.


Логично, что нашу четвёрку вполне можно было назвать «дрим-тим» – в состав коллектива KangooRus, помимо меня, вошли Владимир Мельников (Авторевю), Дмитрий Соколов (Top Gear) и Сергей Белоусов (Carscope). Что до названия, то таким образом мы решили раззадорить и подбодрить коллег с Зелёного Континента, которым пришлось перенести долгий перелёт – в любую свободную минуту они буквально засыпали.

Гонка прошла под руководством Сергея Балдина - директора Mazda Sport Academy. А в помощь командам отрядили десять профессиональных спортсменов, известных российским поклонникам автоспорта. В Екатеринбург приехали Борис Шульмейстер, Станислав Грязин с сыном Николаем, Владимир Черевань, Александр Сотников, Олег Петриков, Александр Потехин, Наталья Гольцова, Олег Квитка и Дмитрий Чумак. Распределялись они по жеребьёвке. Нам выпал Олег Квитка - под его руководством, кстати, победила команда журналистов в Mazda Sport Cup 2013. И победные традиции продолжились!

Впрочем, несмотря на «джэт-лаг», в квалификации лучшая из австралийских команд (всего их было две) под руководством опытнейшего Бориса Шульмейстера заняла достойное третье место, а поул-позицию взяли мы, причём с отрывом от ближайших конкурентов на 4,2 секунды. И впервые за всю историю Mazda Ice Race и Mazda Sport Cup первая пятёрка на старте получила дополнительные очки! Интересная идея – таким образом, команда из лидирующей группы в случае каких-то проблем в гонке не остаётся без зачётных баллов.


Но главной сенсацией стала последняя стартовая позиция украинской команды – коллегам никак не удавалось найти общий язык с дорожными шипованными шинами Nokian на подтаявшем льду. Мы могли этого ожидать от итальянских или британских журналистов, которые редко попадают в подобные условия, но явно не от наших соседей. Тем более, именно украинская бригада под названием «Будьмо!» лидировала в прошлогодней Mazda Ice Race! У них возникло подозрение на изношенные покрышки, однако все «трёшки» были обуты в абсолютно новые колёса – Hakkapeliitta 8 продаётся только с этого сезона. К тому же, проигрыш почти 16 секунд с круга не спишешь на проблемы с шинами.

Единственный способ коммуникации – таблички, которые члены команды показывают с пит-лейн. Очень важно быть внимательным и соблюдать тайминг. Круг проезжается почти за 4 минуты и этого может быть достаточно, чтобы кто-то в итоге «пересидел» в своей смене, за что положены штрафные секунды

Впрочем, в гонке украинцы уже освоились с коварной трассой и смогли прорваться с последнего места, финишировав на пятой позиции в двух секундах от впередиидущей команды. Для нас же первый заезд оказался лёгкой прогулкой – Владимир Мельников уверенно стартовал, после чего мы просто наращивали отрыв от преследователей и довели его до минуты. Ещё одна приятная неожиданность – гораздо больше времени за рулём, ибо 100 минут гонки делились всего на четверых пилотов! И для некоторых участников это стало серьёзным испытанием, так как даже на протяжении минимально установленных 20 минут было непросто сохранять концентрацию на скользкой трассе.


Добавляло интриги и ещё одно нововведение – старт второй 100-минутной гонки давался по результатам первого заезда, причём для лучшей пятёрки в обратном порядке! Украинцы получили преимущество, а наша MX-5 Aori стояла лишь на третьем ряду. Правда, спустя три круга мы опять захватили лидерство, а основными соперниками стали... австралийцы! Им явно было проще ехать на заднеприводном родстере и более «цепких» шинах. Но, увы, битва длилась недолго. В погоне за Мельниковым Тоби Хэйгон вылетел с трассы и провисел на снежном бруствере почти 4 минуты. Судьба победы решена?


Не тут-то было! Каким-то чудесным образом сборная Украины после очередной смены пилотов оказалась... впереди. Это, наверное, осталось главной загадкой Mazda Ice Race 2014 – трое из нашей команды ехали существенно быстрее, а Сергей Белоусов, который долго не мог найти подход к MX-5 Aori, не мог растерять то солидное преимущество за свою 20-минутную смену. Однако судьи никаких нарушений не заметили, да и этот факт подарил гонке захватывающий финал!

Часы в начале и конце пит-лейн были установлены не для красоты. Минимальное время смены водителей составляло 3 минуты, поэтому с их помощью можно было точно рассчитать момент выезда из бокса (ограничение на пит-лейн 20 км/ч)

Время последней смены пилотов. Украинцы пролетают мимо, а Дмитрий Соколов сворачивает на пит-лейн и передаёт мне эстафету. Есть шанс догнать! Выезжаю на трассу и мчу во весь опор. Тайминга в машине нет, радиосвязь запрещена. Договорились, что ребята будут контролировать мой темп и сигнализировать об этом с бруствера, отделяющего боксы от стартовой прямой. Заканчиваю свой первый круг и... вижу корму MX-5 Aori впереди, но кто это? Родстер пока слишком далеко, чтобы разглядеть бортовой номер.


Перед скоростной секцией я уже почти на хвосте – да, это украинская «девятка»! Повезло, что я сменился кругом ранее и освоился с машиной, а мой визави только начинает «вкатываться». Но в быстрых связках обогнать не успеваю, а дальше – зона жёлтых флагов из-за проступившей из-под льда воды. «Не торопись, время есть», – говорит мне внутренний голос. Но я всё равно пытаюсь спровоцировать соперника на ошибку, смещаясь в крутых поворотах на внешний радиус. Не выходит – тот очень грамотно «кроется», закрывая траекторию.


Решаюсь на рискованный манёвр перед последней шиканой – именно там я во время тренировки взлетел на снежний бруствер, когда решил пройти поворот на излишне оптимистичной скорости. Ухожу внутрь, торможу максимально поздно и... снова едва не пролетаю мимо. Но манёвр удался! И на стартовый прямик я уже вышел лидером под аплодисменты команды. Дальше оставалось довести гонку до конца – я создал комфортный отрыв, попутно показав лучший круг гонки, а после сигнала, что можно успокоиться, докатывался до финиша без малейшего риска. Клетчатый флаг, победа!


Причём победа абсолютная – в квалификации и обеих гонках, что принесло нашей команде KangooRus 26,5 очков. Но удивительно другое – второе и третье места также заняли российские журналисты! Так что формат распределения участников действительно оказался намного лучше, чем в прежние годы – при любом раскладе выиграла бы Россия. А в зачёте иностранцев победил коллектив «Будьмо!» из Украины – соседи на 1,5 очка обогнали сборную Австралии. Тройку призёров неожиданно замкнула бригада «Speed Skaters» из королевства Нидерланды.


Но удовлетворение принесла не только победа. В Mazda Ice Race 2014 хорошо было всё! Коварная трасса со скоростными отрезками и медленными поворотами заставляла думать. Классная идея с разными машинами и покрышками, а также реверсивный старт второй гонки добавляли интриги. А, главное, на каждого члена команды приходилось в среднем 50 минут за рулём именно в гоночном режиме! Возможно ли сделать формат ещё более интересным? Подождём следующей Ice Race! А пока надеемся, что ряд этих удачных идей будет воплощён в летнем Mazda Sport Cup.

Вадим Гагарин
Фотографии компании Mazda