НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Гонки за океаном: смотрим и пробуем сами

20 мая 2014 10:00
Посмотреть европейские гонки в США и лично попробовать американский овал — ради этого стоило побеждать в Mazda Sport Cup!

Нам непросто выдерживать конкуренцию с традиционно любимыми американской публикой «овальными» гонками, но трасса забронирована почти все дни в году, — говорит с широкой «штатовской» улыбкой Джил Кэмпбел, директор легендарного трека Mazda Raceway Laguna Seca. Да, это та самая Laguna Seca, в числе виражей которой — эпический поворот-штопор, Corkscrew! Ах, сколько раз я смаковал его прохождение в симуляторах серии Gran Turismo, а теперь нахожусь прямо в нём, хоть и позади отбойника, среди зрителей. Мы — в Калифорнии, реализуем своё право на приз от российского представительства Mazda за победу в кольцевом кубке Mazda Sport Cup 2013 года.

Mazda Raceway Laguna Seca — некоммерческое предприятие, управляющее принадлежащей властям Калифорнии трассой. Доходы поступают от взносов спонсоров (крупнейший — как раз Mazda) и проводимых мероприятий (гонки, школы вождения, клубные соревнования, частная аренда и тесты), а всё, заработанное сверх покрывающей расходы суммы, идёт на благотворительность
Mazda Raceway Laguna Seca — некоммерческое предприятие, управляющее принадлежащей властям Калифорнии трассой. Доходы поступают от взносов спонсоров (крупнейший — как раз Mazda) и проводимых мероприятий (гонки, школы вождения, клубные соревнования, частная аренда и тесты), а всё, заработанное сверх покрывающей расходы суммы, идёт на благотворительность

В первые выходные мая на трассе проходит масштабный гоночный праздник под названием Continental Tire Monterey Grand Prix — один из этапов кольцевой гоночной серии TUDOR United SportsCar Championship. Это привычный нам, европейцам, формат гонок, где болиды поворачивают часто и в разные стороны, а интенсивные разгоны и торможения применяются наравне с поворотом руля. Американцы традиционно любят скоростные овалы — соревнования серий NASCAR, Sprint Car, IndyCar и подобных всегда собирали и собирают полные стадионы зрителей самых разных возрастов и интересов. Но, оказывается, и традиционное «кольцо» со множеством разнопрофильных поворотов пользуется в Америке популярностью.

Кубок TUDOR United SportsCar Championship был анонсирован в прошлом году и является результатом слияния серий ALMS и Rolex Sports Car Series под эгидой IMSA — американской автоспортивной ассоциации. Титульным спонсором на ближайшие пять лет выступает швейцарский часовой бренд Tudor, вторая марка компании Rolex. В свой дебютный год объединённый чемпионат включает 13 этапов с января по октябрь, которые проводится на самых знаменитых треках США и Канады, имеющих «неовальные» конфигурации. Огромным преимуществом этого первенства стоит признать то, что в ходе каждого уикенда на треке одновременно соревнуются множество машин разных весовых категорий. Поэтому зрители наблюдают очень красочную и динамичную борьбу со множеством обгонов, феерией различных тембров моторов, техник пилотирования и тактик.

В рамках этапа на Mazda Raceway Laguna Seca выехали прототипы классов P (до 600 л.с., до 306 км/ч, открытые и закрытые кокпиты, моторы самых разных конфигураций) и PC (430 л.с., 282 км/ч «максималки», открытый кокпит и монодвигатель Chevrolet LS3), а также «кузова» класса GTLM (500 л.с., 290 км/ч, автомобили Aston Martin Vantage V8, BMW Z4 GTE, Chevrolet Corvette C7.R, Ferrari 458 Italia, Porsche 911 RSR, Dodge SRT Viper GTS-R) и GTD (290 км/ч, 450 л.с., автомобили Aston Martin Vantage, Audi R8 LMS, BMW Z4, Ferrari 458 Italia, Porsche 911 GT America и Dodge SRT Viper GT3-R). Последние две категории «серийных» машин близки между собой по мощности и моделям «заготовок», но болиды старшей серии GTLM отличаются более серьёзной аэродинамикой, что делает их ощутимо быстрее на круге.

Присутствие на трассе Laguna Seca компании Mazda чувствуется везде: помимо участия в «королевском» классе прототипов фирменного болида в ливрее Skyactiv и повсеместно размещённых баннеров о гоночной истории марки, о «Мазде» напоминают пейс-кары на базе «шестёрки», RX-8 и MX-5, а также кубок MX-5 в числе гонок поддержки уикенда. Mazda проявляет за океаном недюжинную активность в области автоспорта, и спонсирование трека Laguna Seca — крупнейший проект такого рода

Этап на «Лагуне» для компании Mazda особенный — ведь это домашний трек японской марки, на котором проводятся испытания и доводка многих моделей, в том числе и готовящегося к дебюту родстера MX-5 нового поколения. Во время визита в дизайн-центр мне удалось поговорить с разработчиками иконической двухдверки, и они пообещали, что в будущей генерации мы ещё более остро ощутим, что этот родстер не раз обрушивался вниз с вершины знаменитого поворота «Штопор». Ждём с нетерпением, а пока нам остаётся поболеть за команду SpeedSource, выступающую при поддержке Mazda в топовой категории P на дизельном прототипе.

Примечательно, что в сравнении с «серийными» автомобилями прототипы звучат сухо и уныло. Лучший звук — у Porsche, а Aston Martin с номером 007 визжал громче и пронзительнее всех. И кому только нужны продающиеся тут на каждом углу беруши!?

В гонке участвовало два автомобиля, и один из них (пилоты Джоел Миллер и Тристан Нунез) стал потерпевшим в аварии в том самом Corkscrew, прямо на наших глазах. К сожалению, повреждения оказались критическими, и прототип пришлось загнать в боксы, но вторая машина успешно доехала до финиша на 7 месте, пусть и последнем в классе P. Дело в том, что автомобиль совсем новый и единственный в серии питается дизельным топливом. Поэтому прежде чем работать с абсолютной скоростью, команде SpeedSource нужно было решить проблемы с надёжностью. Так что отсутствие поломок и финиш машины под управлением Сильвена Тремблея и Тома Лонга стали для коллектива радостью и большим достижением.

Но мы не американцы, и за местными сериями по понятным причинам совсем не следим. Значит ли это, что всё время наша команда провела в паддоке, наслаждаясь совершенством гоночной техники на расстоянии вытянутой руки? Нет, нет и нет! Ведь Laguna Seca — это уникальный трек, оказавшись на котором, вы будет ходить, усталость не привалит вас на один из живописных холмов с панорамным обзором на трассу. Она спроектирована так, что находясь внутри круга, можно дойти практически до любого из её участков и смотреть на гонку в любом из поворотов. Инфраструктура шикарна: над прямой (если быть точным — кривой) «старт-финиш» висит табло со скоростью проезжающих автомобилей, трибуны расставлены грамотно, доступ в паддок позволяет чуть ли не подавать механикам инструмент, а видовые характеристики трека находятся просто на запредельном уровне.

Трасса Laguna Seca была проложена в естественном рельефе в 1957 году, а «Штопор», по словам директора трассы Джил Кэмпбел, появился так. Главный проектировщик указал на рельеф и скомандовал: вот вам направление, проезжайте его как хотите. Если получится — кладите вслед за собой асфальт, а я пойду на обед. Получилось. Да так, что этот вираж поклонники автоспорта во всём мире записывают в число самых знаменитых

Конечно же, гонку интереснее всего смотреть в культовом повороте Corkscrew: перед ним пилоты достигают очень высокой скорости на длинном подъёме, после чего выполняют жёсткое торможение перед перегибом и входят в слепой левый, обрушиваясь вниз на 18 метров всего за один поворот! Да с такой горы впору на лыжах кататься, а пилоты делают это на своих 600-сильных прототипах. Любая ошибка на торможении или с точкой входа приводит к сильной потере темпа или даже вылету, а самые смелые лезут в этом месте внутрь, заставляя менее уверенных в себе гонщиков уехать наружу и испортить себе траекторию и скорость на следующем длинном участке. Иногда потери носят и материальный характер, ведь даже при правильном прохождении болиды каждый круг гулко чиркают о профиль асфальта развитыми элементами аэродинамики — вкупе с оркестром ревущих, клокочущих, звенящих, рычащих и хрипящих гоночных двигателей в «Штопоре» получается уникальная и ни на что не похожая звуковая дорожка.

Меня одновременно и пугало, и забавляло, что самый мощный автомобиль, который мне предстояло водить, весит примерно втрое меньше всех прежде опробованных машин с сопоставимым табуном под капотом. И под колёсами — не асфальт...

Но всё же настоящие американские гонки — это овалы! Поэтому, возбудив адреналиновый аппетит просмотром соревнований, мы отправились погонять сами. Нас ждал максимум аутентичности: кататься предстояло на болиде формата Sprint Car в расположенной в городке Вентура гоночной школе Кори Круземана. Sprint Car — сверхпопулярный в Штатах, а также в Австралии и Новой Зеландии вид гонок, где на овальном треке соревнуются пилоты на чём-то вроде багги со сверхмощными двигателями и рядом технических особенностей. Смотрите сами: автомобильчик весит около полутонны, а приводится при этом 620-сильным атмосферным V8 на метаноловой диете. Заднего дифференциала нет (неразрезная ось, как в карте), тормоза присутствуют на всех колёсах, кроме переднего правого — оно же всегда является внешним, так как заезды проводятся против часовой стрелки. При этом правое заднее колесо больше левого заднего, и разница в диаметре зависит от конфигурации трека.

Настроек в спринткаре минимум: диаметры задних колёс, давление в шинах, распределение массы — эти параметры подбираются под конкретный трек и стиль пилотирования.

Такая конструкция диктуется техникой вождения на грязевом овале: для входа в поворот используется торможение, после чего траектория корректируется поворотом руля. Из-за отсутствия тормозов на внешнем переднем колесе при нажатии тормоза автомобиль закручивается внутрь поворота и выставляется в боковое скольжение, а различный размер задних колёс позволяет ему успешно поворачивать без дифференциала. Чтобы ехать на спринткаре «быстрые» круги, нужно как можно раньше распрямлять руль после очередной дуги и стараться ускоряться на прямых колёсах так долго и интенсивно, как только возможно. Просто? А теперь представьте, что правая нога управляет 620 «лошадями» на политом водой грунте, вы находитесь в неудобной клетке кокпита, а в десятке метров справа мелькает неумолимо твёрдая «коробка» овального трека!

Первые круги на незнакомой зверюге делает руководитель Спортивной академии Mazda Сергей Балдин. Трек только что щедро залили водой, поэтому под колёсами настоящее месиво, и продавить педаль газа хотя бы наполовину — значит моментально списать болид стоимостью около 60-70 тысяч долларов. Но по мере просыхания трассы приходит «держак», и нажимать уже можно смелее — так, что швырять вперёд на грунте будет не хуже, чем на ином суперкаре на асфальте! Дело в том, что покрышки очень широкие, но давление в них невысокое, а специальный протектор при продольных ускорениях яростно вгрызается в рельеф. И даже с учётом этого на компактном овале нажать газ до упора было невозможно — слишком неистово поглощалось пространство до следующего входа в поворот.

Ощущения от управления спринткаром не похожи ни на что, опробованное прежде — ну разве что на машины Legends немного. Посадка сродни той, что у прилежного ученика за школьной партой, так как ноги согнуты под 90 градусов, при этом левая ступня двигает по полу педаль тормоза, а правая — топчет строго вниз подвешенный на пружинке курок газа. Организм просто не привык к такой моторике, а расположенный по-автобусному вертикально руль тоже не добавляет комфорта. Поэтому мои первые круги уходят на привыкание к автомобилю, а последующие оборачиваются настоящим кошмаром. Виной всему — прочно сидящие во мне картинговые рефлексы, которые из раза в раз заставляли строить чуждые этой технике траектории, рано и сильно «открываясь» в поворотах. Результат — постоянная езда у внешнего края, глубокие заносы, минимум скорости и переживания персонала трассы.

Я вижу, что ты можешь хорошо контролировать автомобиль, но с ним надо совсем по-другому, — помогает мне после заезда многократный чемпион гонок Sprint Car Кори Круземан, — тормози резко и поздно, после подруливай, и когда машина встанет на дугу — держи ровный газ, пока не увидишь в-о-он ту отметку на стене, и тогда — дави в пол сколько сможешь! Получается, что траектория остаётся овальной, но прямые начинаются ещё в повороте, а заканчиваются в точке торможения, которые находятся метров на двадцать раньше начала дуги поворота. Во второй попытке у меня получается, но с ростом скорости растёт удивление: какой же должен быть контроль машины в гонке, где участвуют 30 болидов, если я едва удерживаю её, находясь тут в одиночестве!

Это — настоящая забава для американцев, колыбель для всех «овальных» гонщиков, как картинг в Европе. Я и прежде понимал, почему американцы так любят нехитрые с виду заезды — в первую очередь, это шоу с завалами, авариями, красочной грязью и животным рёвом V8. Но сев «в руль» спринткара, я теперь могу понять и пилотов — на круге всего два разгона и два торможения, но попробуйте выполнить их на мокром грунте в полукустарном «тракторе», который по удельной мощности вдвое превосходит высокотехнологичные прототипы с Laguna Seca!

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора и Ирины Михайловой