НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Стриптиз. Тест-драйв SEAT Leon Cupra 280

11 марта 2014 10:01
SEAT Leon Cupra 280 – самая быстрая серийная переднеприводная машина в мире! Но после «приватного танца» выяснилось, что её прелести будут доступны не всем

Презентация SEAT Leon Cupra и Cupra 280 началась на удивление буднично: доклад об увеличении продаж автомобилей марки (на 11% в Европе), отчёт об успехах Леона, прибавившем внушительные 44%, разговоры о самых важных для SEAT рынках экспорта – ими оказались Мексика, Алжир и Турция. И лишь в конце, будто вспомнив, ради чего мы все собрались под боком у завода в Марторелле, нам показали самое главное – видеоролик с Северной петли Нюрбургринга. Драматичная музыка, закамуфлированный Leon с красноречивым номером 0001 NUR, эффектные кадры с трассы. Но где же время круга?


«Узнаете на Женевском автосалоне!» – улыбнулся в ответ Антонио Вальдивиезо, который более 20 лет работает в SEAT на должности руководителя отдела коммуникаций. К счастью, ждать моторшоу оставалось недолго, и сейчас мы уже знаем, что Leon Cupra 280 побил рекорд Renault Megane RS (8:07.97) с приличной разницей – Хорди Жене (гонщик бывшей заводской команды SEAT Sport в WTCC и брат экс-пилота Формулы-1 Марка Жене) промчался по Нордшляйфе за 7:58.44. Но тогда я насел на Антонио с другими вопросами. Почему с двадцати метров Купру едва можно отличить от модификации Leon FR? И куда подевались яркие цвета кузова? Нет даже фирменного жёлтого, которым всегда выделялись версии Cupra! А вся доступная палитра в точности повторяет не самую жизнерадостную гамму оттенков обычных SEAT Leon.

В основе SEAT Leon Cupra – модульная платформа MQB, на которой построены другие «заряженные» машины концерна VAG: Volkswagen Golf GTI, Skoda Octavia RS, а также полноприводные Audi S3 и Volkswagen Golf R. Спереди – стойки McPherson, сзади – многорычажная конструкция. Клиренс Leon Cupra уменьшен на 10 мм в сравнении с Leon FR, и на 25 мм – по отношению к обычным Леонам. Снаряжённая масса трёхдверного Leon Cupra составляет 1375 кг (пятидверка на 20 кг тяжелее) – на 75 кг меньше, чем прежний Leon Cupra R.

Антонио, который прекрасно помнит все прежние машины с логотипом Cupra, вздыхает: «Нам пришлось действовать в рамках жёсткой экономии. Мне тоже нравится жёлтый цвет, но, в основном, видели мы его только в рекламных проспектах, а реально на его долю приходилось лишь 3% продаж». Ах, вот откуда столько разговоров о цифрах и успехах марки – руководство концерна поставило перед SEAT задачу выйти на рентабельный уровень. «Все усилия мы направили на настройку технической части. Вам понравится!» – подытожил Вальдивиезо.

Трёхдверная версия на 35 мм короче и на 20 кг легче, чем пятидверная, поэтому до 100 км/ч она разгоняется быстрее. Leon Cupra достигает 100 км/ч за 5,9 секунды с механической КПП (пятидверка тратит на 0,1 секунды больше). С DSG спринт сокращается ещё на десятку для любой из модификаций. Наконец, Cupra 280 также на 0,1 секунды шустрее любой из аналогичных моделей с 265-сильным мотором

«Заряженный» хэтчбек SEAT предлагается в двух версиях: Cupra с 265-сильным двухлитровым турбомотором и форсированная Cupra 280 (в цифровом индексе зашифрована мощность). Причём с появлением Leon SC можно выбрать и трёхдверную модификацию «зажигалки» с укороченной на 35 мм колёсной базой! Ещё одна новость – за доплату доступен шестиступенчатый робот DSG с двумя сцеплениями. Но для первого знакомства я выбрал Leon Cupra с механической коробкой передач.

Интерьер SEAT Leon Cupra и Cupra 280 отличается лишь спортивными штрихами: накладками на педали, логотипами на руле и приборном щитке, размеченном до 300 км/ч

И не прогадал! SEAT Leon Cupra, как и недавно опробованный нами «родственник» – Volkswagen Golf R – порадовал удобным сцеплением и чёткой работой рычага коробки. В обычных режимах Leon Cupra вообще мало чем выдаёт свою натуру. 18-дюймовые колёса с шинами 225/40 R18 не превратили Купру в костотряс – спасибо адаптивным амортизаторам (DCC). Кресла с увеличенной боковой поддержкой не зажимают крепкими объятиями. А эластичность турбомотора избавляет от необходимости постоянно переключаться – «полка» крутящего момента (350 Н∙м) «висит» в диапазоне 1750-5300 об/мин. Хоть на шестой передаче с 50 км/ч ускоряйся... Даже приятный рокот «выхлопа» не напрягает – «громкость» выпускной системы можно убавить в меню Cupra Drive Profile, выбрав режим Comfort.

Опциональные сиденья (внизу) не только лучше удерживают тело за счёт увеличенной боковой поддержки и комбинированной обивки с алькантарой по центру, но ещё и отлично выглядят. Большой люк в крыше также доступен за доплату

А разбудить весь табун довелось на треке Кастейоли Мотор Парк. Трасса эта не используется для соревнований – тут проходят любительские трек-дни, а в последние годы её полюбили автопроизводители, которые проводят здесь презентации. Здесь я уже катался на купе Toyota GT86 (подробно – в материале «Toyota GT86. Возвращение к корням»), на седане Infiniti Q50 (читайте статью «Тест-драйв Infiniti Q50. Любовь идёт по проводам?») и даже на электромобиле Nissan Leaf RC («Тест-драйв Nissan Juke Nismo: физкультура»)! И с удовольствием приедем ещё – конфигурация с множеством скоростных дуг и перепадом высот вызывает восторг у людей с бензином в крови! Тем более, когда попадаешь сюда на действительно подходящей машине.


Скептики в очередной раз будут посрамлены. 265 сил на переднем приводе? Никаких проблем на сухом асфальте! Впереди маячит корма инструкторского Leon FR, который всеми силами пытается оторваться от Купры. Дудки! В базовое оснащение (на рынках Западной Европы) Leon Cupra входит новый самоблокирующийся дифференциал VAQ с многодисковой муфтой. И эта «железка» чертовски эффективна – пока электронная имитация блокировки у Leon FR пытается не допустить пробуксовки разгруженного колеса, Cupra выстреливает из поворота с правой педалью в полу!


SEAT Leon Cupra покоряет лёгкостью в «общении» – с машиной сразу же находишь общий язык, с ней не надо бороться. Мотор уверенно тянет с низов и не киснет на верхах, реакции на повороты руля быстрые и точные и даже тормоза не сдаются за несколько кругов по гоночной трассе, хотя и не имеют четырёхпоршневых суппортов (вскоре эта опция будет доступна за доплату). Эх, ещё бы перчика в характер – шасси настроено на недостаточную поворачиваемость. Едешь точно – нет проблем. Но стоит чуть перебрать со скоростью входа, как Cupra начнёт скользить передней осью наружу. И даже сброс газа в повороте не заставит её встать поперёк дороги.

Коэффициент аэродинамического сопротивления у нового SEAT Leon Cupra был уменьшен с 0,33 до 0,31, а разгон с места до 200 км/ч у 280-сильной версии теперь занимает меньше 20 секунд

Можно добавить «спецэффектов», выбрав режим Sport – подвеска становится плотнее, руль наливается усилием, а в салон начинают проникать басовитые нотки «выхлопа». Но глобальной разницы в повадках не будет – разве что более быстрые отклики на нажатие педали акселератора облегчат перегазовки при переходе на пониженные передачи. Система стабилизации при этом ослабляет хватку и позволяет машине немного поскользить, прежде чем возьмёт её за шкирку. На горной дороге более свободного «ошейника» достаточно, но на треке ESC кажется чересчур заботливой. К счастью, её можно полностью отключить.

Leon Cupra 280 чуть острее за счёт 19-дюймовых колёс с низким профилем (235/35 R19), но разница в динамике едва ли ощутима. Сложнее всего выбрать коробку передач. Да, с DSG Cupra 280 разгонится до сотни на 0,1 секунды быстрее, чем с механикой (5,7 секунды против 5,8). И ехать по треку проще – не ошибёшься с нужной ступенью и лишний раз не разбалансируешь машину на торможении. Но с DSG приходится раньше «открываться» на выходе – робот не всегда переходит на пониженную заранее. Ручной режим отчасти спасает ситуацию, но и тогда DSG недостаёт предсказуемости. Плюс традиционная нелюбовь к пробкам – потолкавшись в плотном трафике Барселоны, констатирую, что небольшие рывки при переключениях с первой на вторую и обратно никуда не делись.

SEAT Leon Cupra 280 (слева) отличается от обычной Купры чёрными корпусами зеркал, 19-дюймовыми колёсными дисками с шинами Bridgestone Potenza RE050A (вместо Continental ContiSportContact 5), дополнительным шильдиком «280» и суппортами с надписью Cupra. Плюс увеличенный спойлер на задней двери

Всеми правдами и неправдами я откатал три сессии вместо положенных двух, но и тогда жажда скорости не была удовлетворена. На помощь пришла фантастическая дорога у горы Монсеррат – пустая, ровная, достаточно широкая и с хорошо просматриваемыми скоростными поворотами. Попадаешь в ритм и наслаждаешься! Звук, динамика, габариты – словно инженеры SEAT создавали Leon Cupra 280 не для Нюрбургринга, а именно для этого серпантина. От такого страстного «приватного танца» недолго потерять голову! А прервали его... нет, не закончившиеся «чаевые», а лампа уровня топлива. Выежаю на шоссе, дозаправка и «на базу».

В стандартное оснащение SEAT Leon Cupra и Cupra 280 (во всяком случае, на европейских рынках) входят светодиодные фары с цветовой температурой 5300 кельвинов, которая близка к естественному освещению. Тем самым уменьшается нагрузка на глаза водителя 

Кстати, Хорди Жене свой круг промчал именно на машине с механикой, но основная разница с Меганом RS наверняка пришлась на шины. Если «наши» Leon Cupra 280 были обуты в Bridgestone Potenza RE050A (как и Megane RS Trophy), то рекордный хэтчбек мог похвастать новейшим Michelin Pilot Sport Cup 2 (которым, например, оснащаются Porsche 918 Spyder и Ferrari 458 Speciale) и четырёхпоршневыми тормозами Brembo. Но не спешите уличать SEAT в обмане – этот пакет будет доступен для заказа с середины лета.

В подполье багажника обнаружилась «докатка». Если машина оснащена опциональной аудиосистемой SEAT Sound c 10 динамиками общей номинальной мощностью 135 Вт, то в колесе «пропишется» 35-ваттный сабвуфер

Увы, наслаждаться обществом нового короля «горячих» хэтчбеков нам не суждено. В этот факт не хочется верить, и он шокировал некоторых участников любительского чемпионата RHHCC, которые положили глаз на Купру – в России не будет версии Cupra 280, а также адаптивных амортизаторов DCC и самоблокирующегося дифференциала VAQ (их нельзя заказать отдельно друг от друга)! Причина как раз в «умных» стойках, надёжность которых в наших условиях гарантировать никто не может – Volkswagen также не продаёт у нас Golf GTI с пакетом, включащим в себя DCC и VAQ.


Недоумевает и Антонио: «Это чушь собачья! Мы имеем технологии, но не можем продавать машину с ними. Но с технарями спорить бесполезно». Ситуация в лучших традициях стриптиза: подразнили характеристиками, завели рекордом на Нюрбургринге, а «потрогать» не дадут. Возможно, отсутствие DCC и VAQ позволит установить привлекательную цену для российского рынка, а «на сдачу» энтузиасты закажут дифференциалы сторонних производителей (например, Quaife или Drexler). Но прайс-лист пока не озвучен, ибо в России SEAT Leon Cupra дебютирует лишь в августе на Московском автосалоне.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании SEAT

Техника

Несмотря на похожие характеристики с предшественницей (SEAT Leon Cupra R), Leon Cupra и Cupra 280 оснащаются модернизированным двухлитровым двигателем семейства ЕА888 (был ЕА113). Мотор получил новую головку блока, поршни, более прочные шатуны и усиленные подшипники, впрыск топлива стал комбинированным (во впускной коллектор и непосредственно в цилиндры), а система регулировки фаз газораспределения теперь управляет обоими распредвалами. Пиковое давление наддува (турбокомпрессор также новый) – 1,1 бар. Единственное отличие «сердца» Cupra 280 – иное программное обеспечение

Дифференциал повышенного трения VAQ имеет многодисковую муфту, степень блокировки которой регулируется насосом (давление в гидросистеме сжимает фрикционы). Насосом управляет электроника на основании информации с датчиков скорости движения, вращения колёс и поперечных ускорений

Альтернатива

На самом деле, соперников у SEAT Leon Cupra даже с 265-сильным двигателем и без блокировки дифференциала не так и много. Быстрых «зажигалок» с моторами от 250 «лошадей» в пределах полутора миллионов всего три: Opel Astra OPC, Renault Megane RS и Ford Focus ST. Mazda3 MPS снята с производства и не факт, что появится новое поколение, а серийная Honda Civic Type-R появится в лучшем случае в 2015 году.

Opel Astra OPC


Хэтчбек Astra OPC – беспрецедентное предложение от Opel. Машина с 280-сильным двухлитровым турбомотором (400 Н∙м), самоблокирующимся дифференциалом в передней оси, 19-дюймовыми колёсами, адаптивными амортизаторами FlexRide и четырёхпоршневыми тормозами Brembo с 355-миллиметровыми дисками стоит у дилеров от 1 165 000 рублей! До «сотни» Astra OPC с шестиступенчатой механикой разгоняется за 6 секунд, но получить звание лучшего трекового бойца ей мешает внушительная снаряжённая масса (1550 кг).

Renault Megane RS


Немногим дороже (1 194 000 рублей) обойдётся гроза гоночных треков – Renault Megane RS. Для нашего рынка мощность двухлитрового турбомотора ограничили планкой 250 «лошадей» (крутящий момент 340 Н∙м), что, впрочем, ничуть не мешает французу громить всех конкурентов. Правда, есть одна оговорка – за более жёсткое шасси Cup, дифференциал повышенного трения, сиденья Recaro и тормоза с перфорированными дисками придётся доплатить 114 тысяч рублей – в итоге готовый к «бою» Megane RS обойдётся в 1 308 000 рублей.

Ford Focus ST


Ford Focus ST в компании с Астрой и Меганом выглядит мальчиком для битья – его двигатель с турбонаддувом выдаёт 240 лошадиных сил и 360 Н∙м крутящего момента, до сотни он разгоняется за 6,5 секунд, не имеет блокировки дифференциала даже за доплату, а тормозные диски сжимают суппорты с плавающей скобой. К тому же, Ford дороже (от 1 251 500 рублей), а в базовой комплектации нет ни ксеноновых фар, ни климат-контроля. Зато Focus ST доступен с кузовом универсал по цене от 1 326 500 рублей. Впрочем, Ford грозит отыграться – уже проходит испытания будущий Focus RS, который получит турбомотор объёмом 2,3 литра мощностью порядка 320-330 «лошадей».

История


Первое поколение SEAT Leon Cupra появилось в 1999 году и оснащалось турбомотором объёмом 1,8 литра, который выдавал 180 «лошадей» и 235 Н∙м крутящего момента. Три года спустя в гамму добавили модификацию Cupra R с модернизированным двигателем того же объёма (209 л.с., 270 Н∙м), но после обновления в 2003-м Cupra R могла похвастать уже 224 «лошадками». С шестиступенчатой механикой Cupra R разгонялась до «сотни» за 6,9 секунды.


Была в модельном ряду и стоящая особняком версия Cupra 4 с атмосферным V6 (2.8 л, 204 л.с., 265 Н∙м) с полноприводной трансмиссией. А самая эксклюзивная Cupra имела не только полный привод, но и дизельный 150-сильный двигатель. Правда, продавалась Cupra 4 TDI всего один год в ограниченном числе стран.


SEAT Leon Cupra второго поколения появился в 2006 году и заметно отличался от обычных хэтчбеков Leon передним бампером с большим воздухозаборником и 18-дюймовыми колёсными дисками. Бензиновый двухлитровый турбомотор (241 л.с., 320 Нм) разгонял Cupra с шестиступенчатой механикой до «сотни» уже за 6,4 секунды, а максимальная скорость составляла 247 км/ч.


А в 2009-м в ходе обновления всего семейства Leon гамму дополнила экстремальная модификация Cupra R (265 л.с., 350 Нм), которая разгонялась до 100 км/ч за 6,2 секунды и достигала 250 км/ч. Километр с места Cupra R проезжала всего за 25,7 секунды. Снаружи «хот-хэтч» отличался от обычного Leon Cupra ещё более агрессивным обвесом и 19-дюймовыми колёсами. Кроме того, на рынке Нидерландов предлагалась версия Cupra 310 Limited Edition с форсированным до 310 сил турбомотором (с помощью программы управления Abt Sportsline). Было сделано всего 100 экземпляров.

Вадим Гагарин