Любит наш народ... компактные кроссоверы. Но только недорогие. Можно без полного привода, только недорогие. Такие, как Renault Duster, Nissan Juke или Suzuki SX4. Дизайн, оснащение, характеристики? К чёрту подробности! Чтобы кроссовер и чтобы — снова повторим — недорогой. Но этот простой рецепт русского счастья никак не дойдёт до поваров из японских и европейских ресторанов, поэтому тарелка наполовину пуста. И свободное место активно занимают китайцы. В 2014 году на российский рынок выходит новый представитель столь ценимого народом формата — Changan CS35.
Чунга? Чанга? Чан-ган! Скарабей на китайском. Перед выходом на публику стоило, конечно, придумать название более приятное европейскому слуху, но боссы марки непреклонны: «Мы ровесники ихэтуаньского восстания, мы гордимся своей историей и своим именем!». Между прочим, вовсе не шутят: восстание ихэтуаней, когда китайцы взбунтовались против иностранцев, желавших подмять местную экономику и внутреннюю политику, датируется 1898-1901 годами, а история машиностроительной фабрики, расположенной на берегу великой реки Янцзы, в горном городе Чунцин, началась даже раньше — в 1862-м.
Сейчас Changan является третьим по величине автомобильным производителем Поднебесной. Полностью государственным производителем. В основном заводы Чангана штампуют иномарки, хотя собственный бренд также популярен на местном рынке: в прошлом году было продано (не выпущено, а именно продано) 527 380 легковых автомобилей! Не рекорд, одних только Ford Focus Красная империя «проглотила» 404 тысячи, однако определённо заслуживает уважения. Кстати, вышеупомянутые Фокусы производит как раз Changan Automobile Group, которая, помимо Фордов, также выпускает для Китая Citroen, Peugeot, Suzuki и Mazda.
Что ещё? На своей родине машины марки Changan считаются одними из самых современных и качественных. И это при том, что местный автопром китайцы, мягко говоря, не слишком жалуют... В общем, вслед за Chery, Great Wall и Lifan на российских просторах будут появляться дилеры Чанган. За выходом нового бренда стоит компания ИРИТО. Та, что многократно (и с переменным успехом) привозила множество разнообразных «китайцев», а сейчас больше всего известна как дистрибьютор Great Wall. Значит, с сервисом и запчастями будет всё нормально — с китайцами ИРИТО уже имеет опыт общения и знает, как с ними работать (хотя поначалу проблемы, наверняка, будут, ведь китайский менталитет побороть сложно).
Кроссовер CS35, с которого и начинается российская история Чангана, мы первым делом отправили на сервис. Тестируя Geely Emgrand, наш видеогений Пётр Баканов своими руками — точнее, своей рулеткой — проверял равномерность кузовных зазоров, а мы поступим хитрее: доверим процесс профессионалам. Пускай кузовщики проверят качество сборки, сварки и окраски, а механики оценят подкапотное пространство на предмет явных инженерных и сборочных «косяков».
Выводы? Без сюрпризов — даже внешне кроссовер выглядит ладно скроенным, а эксперты только подтвердили первоначальное мнение: зазоры равномерны, слой краски вдвое толще, чем на некоторых «японцах» (мы сознательно не приводим полученные результаты). Зато задачку подкинули механики. Платформа, говорят, очень похожа на маздовскую, от «трёшки», а двигатель — точная копия японского агрегата! Коробка передач вообще фирменная — древний, но надёжный «автомат» Aisin из Страны Восходящего Солнца.
Если верить китайским форумам владельцев CS35, к надёжности кроссовера претензий практически нет. Хотя первые выпущенные машины отличились неправильно спроектированной вентиляцией картера, отчего зимой наблюдалось эмульгирование моторного масла: капельки конденсата не испарялись из картера после прогрева мотора, отчего клапанная крышка — в буквальном смысле — зарастала сосульками. В российском офисе марки нас заверили, что новая версия мотора эмульгирования не допускает. Но, как говорится, осадочек остался: вдруг китайцы накосячили ещё где? В интерьере, в подвеске, в рулевом?
Внутри явных просчётов не нашлось. Ни эргономических, ни сборочных. Да, в Чунцине обнаружены гигантские залежи жёсткого пластика — иначе никак не объяснить, что интерьер кроссовера сплошь выполнен из этого материала. Но общее ощущение салон «китайца» оставил приятное. Стильное оформление, ровные стыки деталей, качественный подбор фактур. И обошлось без махровой азиатчины вроде разноцветных приборов и пластика «под дерево» — закрой эмблему и не поймёшь, «китаец» это или простенький «кореец».
Но поиски «косяков» всё же увенчались успехом. Баранка традиционно для автомобилей из Поднебесной настраивается только по наклону, причём диапазон регулировки невелик, а процесс подгонки далёк от идеала — отщёлкиваешь рычажок-фиксатор, и рулевая колонка буквально бухается на колени! Чтобы поднять её вверх нужно изрядное усилие. Придирки? На моих глазах хрупкая девушка, примерявшая Чанган, не смогла проделать столь элементарную операцию без помощи мужчины-менеджера — банально не хватило силёнок. Хотя надо было всего лишь приладить возвратную пружинку...
Ещё восточные соседи поскупились на полноценную шумоизоляцию. С такой «шумкой» ни спидометр, ни тахометр не нужны — скорость можно определять по нарастающему гулу покрышек (особенно если они шипованные), а каждая тысяча оборотов двигателя щедро подкидывает пригоршню децибелов в общую копилку акустического дискомфорта. Да и защита моторного отсека не помешала бы. У тестового экземпляра под днищем не оказалось даже пластикового «слюнявчика», поэтому первый мощный камень оставит Чанган без таких важных компонентов, как масляный фильтр и каталитический нейтрализатор, а манера вождения под названием «Топи педаль! Проскочим!» закончится пробитым поддоном картера.
Впрочем, «приложить» китайский кроссовер об огромный булыжник или поваленное дерево решится только отчаянный водитель, поскольку ареал обитания CS35 не включает лесовозные просеки. Максимум внедорожных возможностей — это проскочить по просёлку после затяжного дождя или выехать из двора после снегопада. У него хорошая геометрия, дорожный просвет в 180 мм, но привод — только передний. А осмотрев конструкцию кузова, мы убедились: полного привода не будет.
Не будет и других двигателей. По крайне мере, в ближайшем будущем. Единственный доступный для Чангана моторчик — 1,6-литровый «атмосферник» отдачей 113 л.с. и 152 Н·м. С «автоматом» кроссовер массой 1345 кг готов ускориться до 100 км/ч за 15 секунд. По паспорту. Но, несмотря на простенький 4-диапазонный «автомат», силовой агрегат охотно отзывается на первые сантиметры хода правой педали, а трогаться и ускоряться удобно.
Кстати, работа «автомата» заслуживает отдельного упоминания. Работает он мягко, может ответить мощным «кикдауном», есть и честный ручной режим. А вот машина с механикой понравилась гораздо меньше: ходы рычага велики, сцепление схватывает резко, ощущается и отсутствие крутящего момента на низких оборотах, так что при старте приходится перекручивать двигатель. В общем, российскому офису марки стоит предлагать «автомат» Aisin не только для топовой версии CS35, но и для «народных» комплектаций стоимостью порядка 600 тысяч рублей.
Управляется Changan скучно. Но, по счастью, здесь уже нет того веселья, которое дарили китайские поделки начала 2000-х! В те времена ты делал манёвр, и машина отвечала резким неконтролируемым заносом, любая попытка разогнаться быстрее 60 км/ч была подвигом — автомобиль приходилось ловить постоянными подруливаниями, как это картинно показывали киногерои из советских фильмов.
CS35 не такой. Его учили ездить. И уделили обучаемому достаточно внимания, чтобы привить предсказуемый характер. Получилось простенько, без изысков. Кроссовер чётко стоит на скоростной прямой, при перестроениях требует лёгкого доворота баранки, в быстром вираже абсолютно не азартно скользит наружу передком. Как студент-хорошист: защищает курсовую правильно и понятно, но до отличной оценки не дотягивает — не хватает блеска, искры.
Также китайские инженеры, штудируя учебник по устройству автомобилей, не просто вызубрили термины «упругий элемент» и «направляющий аппарат» из раздела «Устройство подвески», а поняли их значение. Или помогли приглашённые европейцы-легионеры? Всем известно, как охотно компании из Красной империи привлекают «списанных по возрасту» заграничных специалистов... Получилось упруго, будто едешь на перекачанных шинах, но энергоёмко — пробоев подвеска не допускает.
Отдельный момент — полное отсутствие интерьерных «сверчков», которые так любят селиться внутри китайских машин. Жёсткий «продубас» на непрогретой машине при −25°С по грунтовке показал, что салон на редкость молчалив. Те элементы, от которых мы ждали жалостливых вздохов, — крышка бардачка на торпедо, откидной очечник на потолке — терпеливо молчали. И даже составная панель потолка не проронила ни звука!
Конкуренты? Согласно статистике, это Renault Duster, Nissan Juke, Lifan X60, Skoda Yeti, Opel Mokka, Suzuki SX4 и Chery Tiggo. Их россияне покупают охотнее всего. С этого большого блюда мы сразу уберём Nissan Juke — с его необычным дизайном, адресованным любителям авторской кухни, он Чангану не конкурент. Yeti и Mokka? Эти фрукты выберет более взыскательная публика, которая на CS35 даже не взглянет.
Получается, что реальные конкуренты доселе неведомой «чунги-чанги» — это Lifan и Chery, которые, прямо скажем, имеют свои недостатки (подробнее — в видеотесте Петра Баканова под названием «Lifan X60: иномарочка...»). А еще в соперники новому «китайцу» можно приписать... Renault Duster и Suzuki SX4 Classic. Кто посмел?! Как допустили? Чтобы безродный «китаец» претендовал на лавры «француза» и «японца»! А привыкайте — мир постепенно меняется.
К тому же Changan обладает довольно интересной ценой — от 549 000 рублей. Плюс, он симпатично скроен, вместителен, не оставляет ощущения дешёвой одноразовой вещи. А главное — CS35 разгоняется, рулится, и тормозит нормально. НОР-МАЛЬ-НО! Без изысков и провалов. Этакий середнячок, типичный представитель класса, Дастер Сузукин. Таких ребят народ любит. Нет полного привода? Как оказалось, с этим россияне готовы мириться: лишь бы кроссовер и лишь бы недорогой.
Но занимать очередь за Чанганом, наверное, не стоит. Пусть торопыги-добровольцы преодолеют первые сотни тысяч километров, оценят живучесть подвески, пусковые свойства мотора и тому подобное. И только когда Скарабеи как следует обживутся, можно будет понять, насколько удачным получилось новое блюдо. В конце концов, на российский рынок выходили десятки китайских марок, а закрепиться смогли только единицы.
Дешевле только даром?
За самый простой Changan CS35 дилеры просят 549 тысяч рублей. В этой версии потенциальному владельцу не светит ни кондиционера, ни аудиосистемы, только ABS да водительская подушка безопасности. При желании стартовую комплектацию можно проапгрейдить (например, заказав кондиционер за 25 тысяч), а можно сразу перейти на следующий уровень: 639 тысяч и в ваше распоряжение перейдёт пара подушек, кондиционер, литые диски, датчики парковки... На вершине версия Luxе за 669 тысяч. Тут уже присутствуют кожаная отделка кресел и люк.
Формально Renault Duster дешевле, но... Во-первых, базовая машина за 488 тысяч напоминает загадочный мёд, который очень любил мультипликационный мишка: «если есть, то его сразу нет!». Во-вторых, чтобы подогнать внедорожник под формат «до 500 тысяч рублей» французы пошли на крайние меры — рулевую колонку сделали жёсткой, без регулировок, спинку заднего дивана тоже прикрутили намертво... В общем, придерживались лучших традиций «экономной экономики». Так что если надумаете брать Duster, сразу готовьте 581 тысячу — столько стоит версия Expression с дополнительно заказанным кондиционером и пассажирской подушкой.
Suzuki SX4 первого поколения, который получил приставку Classic, оценивается в 629 тысяч, хотя малыш предложит пару подушек, аудиосистему, кондиционер, а также электроприводы стёкол и зеркал. Еще в списке небольших и относительно доступных кроссоверов значатся Nissan Juke — от 599 000, Skoda Yeti — от 729 000, Opel Mokka — от 755 000. Ну либо другие китайцы: Chery Tiggo — от 555 900 рублей, а Lifan X60 — от 499 900 рублей.
А если не представляете себе кроссовер без «автомата», то вариантов и вовсе останется немного. Тут либо наш китайский друг за 699 тысяч с полным фаршем, либо уже упомянутые Duster и Suzuki SX4 Classic. Но первый в хорошем оснащении Luxe Privilege стоит 737 000 руб. (хотя уже за версию с 2,0-литровым мотором, к тому же, минимальная версия Duster с АКПП продается за 625 тысяч), а цена маленького Suzuki SX4 Classic составляет 669 тысяч.
Алексей Кованов
Фото автора и компании Changan