НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Нишевые. Тест Audi A3 Cabriolet и Audi S3 Sedan

19 ноября 2013 10:20
Повезло! Мы застали последний тёплый и солнечный день уходящего сезона на Лазурном берегу в компании с новейшим Audi A3 Cabriolet, а заодно наведались на Коль де Турини за рулём 300-сильного S3 Sedan

Французские бабушки умеют удивлять! Скорее, я бы ожидал на завтраке в отеле домашние круассаны с чёрной икрой, нежели то, что миловидная седовласая старушка за рулём кроссовера будет уверенно заходить в «шпильку» по «гоночной» траектории, которая проходила по нашей полосе. Испугалась? Хоть бы хны! Завидев вытаращенные глаза (мои и коллеги), она лишь улыбнулась и сместилась правее. Мол, не дали быстро пройти поворот, да и ладно. А ведь 2,5 года назад именно здесь, на легендарном серпантине от деревушки Соспель до перевала Коль де Турини кто-то из таких вот «божьих одуванчиков» вызвал полицию, когда мы совершенно потеряли голову за рулём «заряженной» Audi RS 3 Sportback (подробно в материале «Audi RS 3 Sportback. На хорошей ноте»). Времена меняются? Или всё дело в том, что вместо огнедышащей RS-ки мы ехали на новейшем A3 Cabriolet?


Компания Audi продолжает стремительно расширять модельный ряд новой «трёшки» — уже представлены публике традиционные хэтчбеки, добавился и давно ожидаемый на рынках США и Китая седан, а теперь дошла очередь и до кабриолета. Причём открытая версия изменилась весьма серьёзно — за счёт увеличения длины с 4238 до 4421 мм A3 Cabriolet не только стала выглядеть гораздо гармоничнее, но и по восприятию вплотную приблизилась к старшей модели A5 Cabriolet! Убери шильдик с кормы и мало кто из соседей по дороге догадается, что едет рядом «всего лишь» A3. Но кого удивишь здесь, на Лазурном берегу, где ежеминутно попадаются открытые Bentley и Ferrari? А потому мы с коллегой решили пожертвовать прогулкой от Ниццы до Монако и последним тёплым и солнечным днём (25 градусов по Цельсию!). Что вы говорите, жёсткость кузова на скручивание выросла? Вот и проверим!

Обратите внимание — Audi A3 Cabriolet лишилась стационарных дуг безопасности. Вместо них теперь в случае переворота срабатывают выдвижные штыри за спинками задних кресел. Всё в угоду дизайну!

Конечно, нет, мы не нашли в Ницце специальный стенд, в бараний рог сгибающий автомобильные кузова, но через пару десятков минут движения по шоссе А8 можно свернуть на дорожку D2566, которая ведёт к небольшому городку Соспель. Именно тут проходит знаменитый спецучасток Ралли Монте-Карло и лучшего места в окрестностях Ниццы и Монако для проверки способностей автомобиля попросту не найти — узкий серпантин вьётся в предгорьях Альп, временами то ужимаясь в череду тесных «шпилек», то великодушно распрямляется на более скоростные секции. А какие пейзажи! Даже у тех, кто тут не в первый раз, сердце бьётся чаще. Вот только старенький дымящий Peugeot 309 мы не можем опередить уже несколько километров. Эй, дядечка, подвинься, надоело дышать твоим выхлопом! Эх, сюда бы RS 3 Sportback, а то со 125-сильным 1.4 TFSI под капотом чертовски тяжело обгонять трафик на подъёме.

С пакетом S line A3 Cabriolet выглядит эффектнее и агрессивнее. Для модели доступно несколько вариантов колёс посадочным диаметром от 16 до 19 дюймов (на фотографии — 18-дюймовые). Кстати, пакет S line заказывает примерно 20-25% покупателей

А вот в городе претензий к мотору никаких — тяги вполне хватает для шустрого старта со светофора или активных манёвров. Надо перестроиться или влиться на магистраль? Никаких проблем! Разгон до «сотни» составляет 9,1 секунды — достаточный минимум. Благо, что, несмотря на приличный рост габаритов, новый кабриолет Audi A3 стал легче предшественницы. Если отбросить прежнюю машину с дохлым атмосферным 1.6 (1330 кг), то нынешняя базовая версия с турбодизелем 1.6 тянет весы всего на 1345 кг. А в среднем по гамме модификаций похудение составляет около 60 кг. Основной вклад, конечно, на счету кузова (- 37 кило), но посильную лепту внесли и силовые агрегаты. Например, «наш» 1.4 TFSI сбросил 15 кг благодаря использованию картера из алюминиевого сплава.


Но на шоссе для интенсивного разгона или обгонов лучше не использовать передачи выше четвёртой (нам досталась машина с механикой) — пятая и шестая нужны для экономии топлива, поэтому можно хоть до посинения топить в пол правую педаль, но ощутимого эффекта это не принесёт. И вообще, ступени очень «растянутые» для такого двигателя. Расслабься, дружок, не спеши, наслаждайся свежим воздухом и ландшафтом — вот на что настраивает Audi A3 Cabriolet. Кстати, даже с опущенной крышей при наличии ветрозащитного экрана можно без дискомфорта ехать на скоростях до 120 км/ч. Разумеется, о задних пассажирах в таком случае можно забыть, ибо ставится эта конструкция прямо над их сиденьями. А вот при езде вчетвером «галёрке» не позавидуешь — там задувает уже при 60 км/ч. И если у тех, кто впереди, есть хотя бы опциональный «воздушный шарф», то остальным лучше запастись шарфами настоящими.

<ul> <li>Увеличенная на 17 мм колёсная база (до 2595 мм) позволила немного увеличить место для ног задних пассажиров — сидеть здесь вчетвером вполне реально. Но крышу в таком случае лучше поднять или не ездить при низких температурах — сзади немилосердно задувает. </li> <li>Ветрозащитный экран ставится легко и быстро, а при необходимости складывается вчетверо, не занимая много места в багажнике, но его крепления хлипковаты. Поторопившись, коллега сломал один из штырьков фиксатора. Немцы удивились, но обещали сделать выводы</li> <li>«Воздушный шарф» включается кнопкой на блоке климат-контроля (над подогревом сидений) и имеет три режима работы</li> </ul>

Сбросив скорость на пункте оплаты дороги, мы получили возможность закрыть крышу — она автоматически поднимается за 18 секунд при скоростях до 50 км/ч. Многослойный мягкий верх обеспечивает приемлемый комфорт, но всё же не дотягивает до жёсткой конструкции — внутрь проникает шум от окружающих машин и какофония звуков в тоннелях, да и ветер «застревает» где-то в районе передних стоек. Так почему Audi никак не поддастся и не сделает кабриолет с металлической крышей? На этот вопрос ответил Штефан Ширмбек — человек, который непосредственно отвечал за разработку складного верха для A3 Cabriolet. «Нет-нет, такого даже в мыслях не было!» — тут же парировал немец. И причин тому несколько.

«Во-первых, мягкий верх вписывается в нашу концепцию облегчения автомобилей. Во-вторых, развязывает руки дизайнерам, ведь такая конструкция не портит силуэт. Но главное, что именно этого хотят наши покупатели, им важно, чтобы окружающие видели и безошибочно определяли — да, это кабриолет. Даже если он просто стоит на стоянке с поднятой крышей», — поведал Штефан. Вот оно что! То есть чёрный «зонтик» над головой добавляет баллов в харизму. И про массу Ширмбек не обманул — крыша вместе с гидроцилиндрами и насосом весит всего 50 кг. «К тому же, в этом случае снижается и центр тяжести», — добавляет немец. Ах, да, Коль де Турини...

Шутки шутками, а A3 Cabriolet способен доставить удовольствие даже на столь сложном участке дороги. Да, мотора здесь откровенно не хватает, а «длинные» ступени вынуждают постоянно выкручивать двигатель «в звон». Но есть же и более мощные версии — например, 180-сильная модификация 1.8 TFSI. Зато к управляемости не придерёшься — «трёшка» не пасует даже в «затычных» поворотах, система стабилизации ненавязчиво и эффективно «подчищает» ошибки на входе, подавляя снос передней оси. Порадовала и электронная имитация блокировки дифференциала — да, до механических систем ей далеко, но 200 Н∙м крутящего момента, которые выдаёт мотор, она грамотно распределяет между передними колёсами.

Для любой модификации Audi A3 нового поколения доступна целая гора электронных систем помощи водителю — слежение за мёртвыми зонами, адаптивный «круиз» с функциями экстренного торможения и Start/Stop, видеокамера контроля разметки и дорожных знаков, автоматический парковщик и детектор усталости водителя, дающий рекомендацию отдохнуть. За доплату доступна и аудиосистема фирмы Bang & Olufsen с 13 динамиками и 13-канальным усилителем мощностью 625 Вт

Но медленные участки с кучей «шпилек» всё же не самые оптимальные условия для A3 — постоянные разгоны-торможения, да и рулём приходится крутить очень много. Тут же всё «обычное» — никакого рулевого управления с изменяемым передаточным отношением или модных адаптивных амортизаторов. Зато всё однозначно! Легковата «баранка»? Не беда! И забудьте о режиме Dynamic в меню Audi drive select — добавится лишь усилия, а информативности не прибавится ни на йоту. А как хорошо A3 Cabriolet справляется и с более скоростными секциями — уверенно стоит на дуге, а под сброс газа чуть-чуть доворачивает кормой. С огоньком машинка!

Цены на новый Audi A3 Cabriolet пока не объявлены, но прайс-лист на предыдущее поколение модели начинался с 1 266 000 рублей за 160-сильную версию на механике. На вершине гаммы была 200-сильная модификация с роботом S tronic за 1 585 000 рублей. Вероятнее всего, в России будут продаваться только бензиновые кабриолеты (125-180 л.с.) и, на этот раз, только с коробками S tronic

Удивительно, что при этом не ощущается никакой кабриолетной «мягколетости» — кузов не «дышит» при нагрузках, а при опущенной крыше вибрации проникают разве что на рулевую колонку, но и это не сбивает с толка. И жёсткость кузова, похоже, оптимальна даже для участков с плохим асфальтом — на Коль де Турини хватает и таких. Заслуживает лестных слов и подвеска — крены невелики, но в то же время машина быстро реагирует на действия рулём, а раскачки или пробоев и в помине нет. Опять же, «наша» Audi была без опционального пакета S line и на обычных 17-дюймовых колёсах. Чего же боле? Есть варианты!


Мы не зря отправились на кабриолете в горы, и не выбрали для этого именно 125-сильную версию с базовой подвеской и рулевым управлением, ибо на другой чаше весов нас ждал ярко-красный седан Audi S3. Томас Дохмен из отдела разработки компоновки автомобилей Audi не мог остаться равнодушным: «Мне очень нравится седан семейства А3! Я боюсь, как бы он не потеснил A4, ведь он лучше выглядит, а размеры оптимальны». И ведь прав! Особенно хорош S3 Sedan — сразу ясно, какую машину представляли дизайнеры, когда рисовали концепт A3 Sedan, представленный на Женевском автосалоне 2011 года. Эффектный профиль, большие колёса, провокационный цвет — куда до неё излишне скромной A4.


Но это всё нюансы, ибо мы уже знакомы и с седаном A3 (читайте материал «Audi A3 Sedan: у сына и дочки новые бочки»), и с «заряженной» версией новой «трёшки» (подробно —в статье «Тест-драйв Audi RS 6 Avant и Audi S3. Подарки к юбилею»). И по технике S3 Sedan практически полностью повторяет хэтчбек S3 — под капотом тот же двухлитровый турбомотор, который выдаёт 300 сил и 380 Н∙м крутящего момента. Привод, разумеется, полный, c многодисковым сцеплением в масляной ванне, а коробка передач нам вновь выпала механическая шестиступенчатая. Но S3 Sedan имеет удлинённую до 2631 мм колёсную базу (у хэтчбека — 2595 мм), а также более длинный «хвост», что слегка улучшило развесовку — с 60/40 до 59/41.


В остальном — знакомая картина. Те же базовые кресла, которые хоть и несут логотип S3, но отчаянно нуждаются в лучшей боковой поддержке (хорошо, что есть опциональные «ковши»). Тот же спиленный снизу руль — благо, что теперь нам ругать его не за что, ибо за счёт рулевой рейки с прогрессивным шагом зубьев крутить его приходится на меньшие углы. Светодиодный указатель давления наддува, многочисленные шильдики S3, спидометр, размеченный до 300 км/ч. Приятно басит выпускная система, которая начинает рычать в полную силу либо в режиме Dynamic, либо просто при нажатии педали газа в пол. И тормоза тут гораздо более хваткие, чем у A3 Cabriolet — свободный ход совсем короткий. Гонка!


Правда, седан S3 на 60 кг тяжелее хэтчбека, поэтому динамика немного пострадала, но осталась убедительной — с места до «сотни» S3 Sedan на «ручке» разгоняется за 5,3 секунды (с «роботом» S tronic в режиме launch-control это время сокращается ещё на 4 «десятки»). Но, чёрт подери, что случилось со сцеплением?! Казалось бы, не так давно я уже ездил на хэтчбеке S3 с механикой и радовался, что наконец-то левая педаль приведена в соответствие статусу машины, став более жёсткой и короткоходной, нежели у базовых версий. А тут что-то странное — схватывает оно не линейно, провоцируя рывки при быстрых переключениях. Да и рычаг механики ходит не столь «вкусно», как прежде.

19-дюймовые колёса (на фото) — опция для Audi S3 Sedan. Заодно покупатель получает и более цепкие шины. Тормозов (диаметр передних дисков — 340 мм) хватало и на серпантине, хотя суппорты тут обычные, с плавающей скобой. Четыре хромированных патрубка выпускной системы не только хорошо смотрятся, но и приятно басят

Но на этом странности не закончились. Помнится, хэтчбек Audi S3 понравился отличным компромиссом между комфортом и управляемостью и великолепно цеплялся за асфальт шинами Continental ContiSportContact 5. А тут шины даже лучше, с приставкой P — как на Audi RS 3 Sportback! И что взамен? А взамен «наша» S3 Sedan радовала на Коль де Турини лишь мощными прострелами от «шпильки» до «шпильки», рокотом двигателя, отражающимся от скал и неутомимыми тормозами. Да, «держак» в поворотах фантастический, но при этом S3 Sedan упрямо едет «на морде», не поддаваясь на провокации в виде резкого сброса газа. А полноприводная трансмиссия передаёт крутящий момент на заднюю ось только на выходе из медленных поворотов, лишь тогда позволяя корме сорваться в скольжение.

По ровному асфальту более скоростных секций Audi S3 Sedan идёт великолепно! Да, хотелось бы чуть меньше недостаточной поворачиваемости, но в целом седан очень быстр. И «тяжёлый» руль в режиме dynamic уже в масть. Впрочем, в меню Audi drive select есть и индивидуальный режим, где можно настроить не только усилие на «баранке», но и скорость откликов на педаль газа, жёсткость подвески Magnetic Ride, режим работы адаптивного «круиза» и «громкость» выпускной системы

А какая свистопляска началась на плохом участке серпантина! Что ни делай с переключателем Audi drive select — хоть в dynamic переводи подвеску Magnetic Ride, хоть в comfort, а ситуация лучше не становится. На острые неровности S3 Sedan реагирует жёстко, а энергоёмкости не хватает — колебания колёс амортизаторы погасить не в силах. «Зажимать» их выбором режима dynamic бесполезно — трясёт ещё сильнее. Дело в 19-дюймовых дисках? Вряд ли, Audi RS 3 Sportback «глотала» всё на таких же колёсах. Похоже, что-то не в порядке с нашей конкретной машиной. Ответ не замедлил себя ждать — разворачиваясь на перевале Коль де Турини, я заехал в безобидную ямку глубиной сантиметров 5 на пешеходной скорости, а подвеска отреагировала со стуком.

В отличие от кабриолета, Audi S3 Sedan уже можно заказать у официального дилера по цене от 1,8 миллиона рублей. Доплата за шестиступенчатую коробку S tronic — 71 000 рублей

Видимо, этот S3 Sedan ощутил на своей красивой металлической шкуре всю прелесть бездумного отношения к себе со стороны коллег из предыдущих групп. На «предсерийность» такое точно не спишешь. Жаль, что на другом экземпляре S3 Sedan прокатиться уже не удалось — на финальную точку маршрута мы вернулись затемно, а в Монте-Карло были сплошные пробки. Что ж, тем интереснее будет поездить на «заряженном» седане уже по российским дорогам и расставить все точки над i. Правда, сделать это получится не раньше весны следующего года — причём и кабриолет A3, и седан S3 дебютируют на нашем рынке одновременно. А не за горами и будущий флагман линейки «3» от Audi — «горячая» версия RS 3. Ждём с нетерпением!

Техника

Кузов Audi A3 Cabriolet сбросил 37 кг по сравнению с предшественницей, несмотря на серьёзное увеличение габаритов. Это стало возможным благодаря увеличению доли деталей горячей формовки из ультрапрочных сталей, а также алюминия — из «крылатого металла» сделан капот и щит под моторным отсеком. Днище прикрыто для лучшей обтекаемости — коэффициент аэродинамического сопротивления у нового Audi A3 Cabriolet составляет 0.3. Для обеспечения необходимой жёсткости на скручивание (к сожалению, немцы пока не раскрывают точных данных) под днищем имеются распорки.
Многослойная крыша доступна в качестве опции — версии попроще довольствуются более тонким верхом. Но даже самая тяжёлая конструкция весит в районе 50 кг
«Воздушный шарф» от Audi — это небольшой вентилятор с нагревательным элементом, встроенный в спинку кресла. Работает он достаточно эффективно, но немного шумноват

Вадим Гагарин
Фото компании Audi