НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Случайное и закономерное: побеждаем в Mazda Sport Cup 2013

22 ноября 2013 13:36
В этом году в финале любительского чемпионата Mazda Sport Cup должна была победить команда, в которой есть представитель редакции «Авто Mail.Ru»

В этом году в финале любительского чемпионата Mazda Sport Cup в любом случае должна была победить команда, в которой есть представитель редакции «Авто Mail.Ru» Коллективы «Альпака Рэйсинг» и «Пятница 13-е», в которых выступали я и наш редактор Вадим Гагарин, соответственно, объехали всех остальных журналистов и прорвались в финал. Кто же будет первым? Состав моей команды выглядел сильнее, стабильнее и предпочтительнее, но помимо закономерностей в автоспорте хватает и случайностей.

В этом году кубок Mazda получил нового руководителя — Сергея Балдина — а с ним в соревнования пришли и свежие правила. Об особенностях отборочных этапов уже рассказывал Вадим Гагарин — для того, чтобы получить высокий личный рейтинг на первом этапе, пилоту требовалось быть не только хорошим водителем, но и дружить со спортом. Я же, отстояв в физкультурной секции 4-минутную «планку» и напрыгав почти 60 сигналов тренажёра реакции fitLight, оказался в команде, которую мы нарекли «Альпака Рэйсинг». Состав оказался почти «дрим-тим», но наш путь к высокому результату всё равно был ох как непрост. За время чемпионата мы несколько раз меняли своё положение с провального на триумфальное и обратно!

В первый отборочный день в Мячково выяснилось, что наша девушка (по одной леди полагалось в каждую команду) едет ну очень медленно, проигрывая гонщицам в других командах целую вечность — около 15-20 секунд с круга. Но силами шустрого костяка команды мы еле-еле втискиваемся в полуфинал! Причем, туда наша команда попала уже в обновлённом составе: двое участников по разным причинам не смогли продолжать участвовать в соревновании.

Нижегородская трасса хороша: в ней почти отсутствует рельеф местности, но повороты почти везде с подвохом. Особенность трека состоит в очень поздних апексах в большинстве виражей, поэтому классическими траекториями здесь не обойтись

Итого на трассу Нижегородское кольцо наша команда журналистов «Альпака Рэйсинг» прибыла в следующем составе: я — Дмитрий Ласьков, Владимир Мельников (Авторевю), Илья Гуревич (РБК/Авто Плюс), Михаил Конончук (Cars.ru), Сергей Магданов (радио Шансон) и Ирина Михайлова (Cosmopolitan). Половину команды я хорошо знал по различным совместным покатушкам — пилоты быстрые и стабильные, с такими только выигрывать! Но, например, для Иры это был первый опыт такого рода — хотя она, кажется, больше всех хотела победить.

Полуфинальная гонка в «Нижнем» проходила в формате тайм-аттак, когда необходимо было показывать лучший круг и не сбивать конусы, суровые штрафы за которые уничтожали любые шансы на успех. Каждый пилот имел две попытки: в первую имело смысл ехать на стабильность и зафиксировать результат, а во вторую можно было рискнуть и улучшиться. В итоге лучшие времена пилотов команды суммируются, а полученный показатель и есть результат коллектива: чем меньше, тем лучше.

В день гонки Владимир Мельников и Михаил Конончук бились за лучшее время круга на каркашенных родстерах Aori с механикой (в итоге их всё равно обскакал местный нижегородский пилот), я проехал на такой же машине примерно в секунде позади них, а ещё двое сокомандников достойно выступили на MX-5 с автоматами. Всё здорово, но как проедет Ира? Она не подвела, аккуратно и стабильно показав нужное команде время уже в первой попытке! Результат — мы первые в абсолюте, опередив 9 других команд, среди которых как владельцы, так и два коллектива соперников-журналистов. Едем в Смоленск на финал!

Судейство в Mazda Sport Cup строгое, прямо как в большом спорте: маршалы бдят на своих постах по всей трассе, и любой обгон под жёлтый флаг, опасная езда или сбитый конус не остаются незамеченными — добро пожаловать в пит-лейн на наказание Stop and Go!

В этом году участников ждал более подробный и приближенный к правилам настоящих гонок регламент: чтобы не ошибиться и не заработать штраф, нужно было детально изучить довольно увесистую брошюру! А «наколоться» можно на каждом шагу: проигнорировать сигнальные флаги, слишком долго продержать пилота в заезде, вылететь с трассы, да даже включить заднюю передачу не на той дорожке пит-лейн! Формат смоленской гонки предусматривал 1 час практики, 15-минутную квалификацию и 2 часа гонки, где каждый пилот должен был проехать от 10 до 30 минут, но не более 20 за одну сессию. Штрафы за «пересиды» — лютые! Поэтому приходилось тщательно следить с секундомерами за соблюдением тактики, которая состоит из очерёдности и времени нахождения каждого пилота в заезде.

Перед гонкой команды во главе с тренерами, которыми выступили известные российские автогонщики, изучали трассу пешком. Во время такой прогулки со знающим человеком получаешь уникальную информацию, которую не видишь из салона мчащей по треку машины. Кочки, ямки, уклоны, заплатки свежего асфальта — всё это играет роль при построении идеальной траектории. Нам очень повезло с наставником: им стал Олег Квитка, многократный призёр картинговых, раллийных и кольцевых соревнований в России и за рубежом, в том числе на знаменитой Северной Петле Нюрбургринга.

Выпускаем на квалификацию быстрого Владимира Мельникова, который настроен побороться за поул с Вадимом Гагариным. Но наш результат — 4 место на старте, тогда как Вадим забирает позицию номер один. Гаснут красные огни светофоров над главной прямой Смоленского кольца, старт! К счастью, в коварном первом повороте трека все пилоты оказались благоразумны, и не было зафиксировано ни единого контакта — все команды выставили на начало гонки своих самых опытных гонщиков. За свою 20-минутную сессию Мельников отыгрывает две позиции и устремляется в погоню за Гагариным, но на деле они оба штампуют примерно одинаково быстрые круги (абсолютно лучший за всю гонку показал всё же Вадим), и продолжать погоню за соперником предстоит уже мне за рулём «автоматной» MX-5. Непросто «собрать» быстрый круг на почти незнакомой и сложной трассе, но концентрируясь на подсказках наставника, я набираю хороший темп и вскоре отвоёвываю первую позицию.

Следующий пилот — Илья Гуревич, и он за свою двадцатиминутку выстреливает так, что вскоре становится ясно: если не подведут «медленные» гонщики — победа наша. Но гонки не были бы гонками, будь они предсказуемы. Во-первых, абсолют мы так и не взяли, а во-вторых, со словом «медленные» я поторопился. Когда больше половины гонки было позади, и мы уверенно лидировали с отрывом от второго места почти в круг (а это — настоящая пропасть), на трассе появляются красные флаги. Капитаны с тренерами собираются в судейском штабе и узнают, что гонка остановлена по техническим причинам: у доработанных родстеров Aori стали массово перегреваться тормоза. Принято решение продолжить заезд после рестарта в прежнем порядке, но только на «автоматных» машинах.

И вот здесь подробный регламент сыграл против нас: в соответствии с ним повторный старт производится с 10-секундными интервалами. Так наше преимущество в 100 секунд мигом уменьшается в 10 раз, а ехать предстоит двум новичкам и лишь одному быстрому Михаилу Конончуку. Но Сергей и Ира сделали почти невозможное: они набрали такой темп, что это позволило нам перестать переживать за победу. Если бы не одно но: обидный штраф за превышение на пит-лейн, который пришлось отстоять в зоне Stop and Go. Победа ускользнула от нас, и мы финишировали вторыми, уступив команде «маздоводов» под названием Fast Wheels. Но журналистский зачёт против не очень сбалансированной «Пятницы 13-е» Вадима Гагарина мы выиграли с запасом.

Наша команда «Альпака Рэсинг», на фото слева: тренер Олег Квитка, Ирина Михайлова, Дмитрий Ласьков, Владимир Мельников, менеджер Татьяна Чеснокова, Михаил Конончук, Илья Гуревич,Сергей Магданов

Вот так единственный форс-мажор способен спутать карты даже сильному составу: фактически, гонку «сделали» двое наименее опытных из нас, кому выпало мчать после рестарта. В итоге для нас всё решила не чистая скорость, а командный дух и жажда победы. А ещё сложно себе представить, что будут изобретать в качестве главного приза организаторы кубка в следующем году — ведь в этом мы выиграли настоящую поездку мечты! Следующей весной победители Mazda Sport Cup 2013 в зачётах владельцев и прессы проведут несколько дней на культовой трассе Mazda Raceway Laguna Seca! Именно на этом калифорнийском треке находится один из самых притягательных для больных автоспортом людей поворотов, который называется «штопор». Вот как теперь дождаться мая?

Вираж под названием «Штопор» (corkscrew по-английски), который наша команда так жаждет увидеть на «Лагуна Секе», выгляди так: после подъёма на прямике следует жёсткое торможение и вход в слепой левый поворот, выход из которого обрушивается стремительным спуском к профилированному правому.

Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Mazda

Обратная сторона Луны

Для «Авто Mail.Ru» дело было сделано ещё в полуфиналах: и я, и Дмитрий Ласьков вместе с нашими командами дошли до главного события Mazda Sport Cup 2013 – двухчасовой гонки со стартом с решётки и борьбой за позиции. Дальше, разумеется, должен был пройти кто-то один, но даже случай никак не изменил расстановки сил – слишком предсказуемыми оказались итоги зачёта журналистов.


Шутка ли, состав команды соперников едва ли не в точности повторял наш коллектив на картинговых марафонах на «Маяке». Дмитрий Ласьков, Илья Гуревич, Михаил Конончук... Плюс Владимир Мельников, проехавший полный сезон в Lada Granta Cup и заменивший Дмитрия Соколова. Попутно перед полуфиналом сменили и девушку – и она также оказалась быстрее, чем прежняя. В общем, к финалу «Альпака Рэйсинг» подошла в статусе явных фаворитов с четырьмя очень быстрыми пилотами – в этой «дрим-тим» не хватало разве что меня.

Синяя полоса – это так называемая «зона безопасности» на пит-лейн, она отделяет зону боксов от зоны движения автомобилей. Ездить по ней категорически нельзя. Но, увы, один из членов нашей команды, видимо, переволновался и попросту забыл об этом. В итоге – обидный Stop and Go

А у нас ситуация была обратная – сплошь новички, которым отчаянно не хватало опыта на гоночных трассах. В Казани наметился небольшой прогресс, но даже ближайший ко мне член коллектива «Пятница 13-е» проигрывал космические 9 секунд с круга. Что делать? Тренироваться! Мы провели почти день в Мячково, а также вырвались и на Смоленское кольцо. Повезло и на жеребьёвке тренеров – нам достался Станислав Грязин, чемпион России по ралли и очень опытный наставник, не в первый раз помогающий участникам Mazda Sport Cup и Ice Race! Он спокойно выслушал все предложения и просьбы, прошёл с нами пешком по трассе, рассказав о ключевых местах, а также покатался на пассажирском кресле во время тренировок.

Ехать по гоночной трассе за рулём Mazda MX-5 Aori – сплошное удовольствие! Машина лёгкая, с отличным балансом и достаточно шустрая, чтобы в полной мере получить кайф от скоростного «Смоленского кольца»

К тому же, нам помогал его сын – Николай (Василий Грязин ассистировал другой команде). В общем, с тактикой и хронометражом у нас был полный порядок. Честно говоря, настолько легко в рамках Mazda Sport Cup мне ещё не было – по сути, всю работу по организации команды Грязины взяли на себя, за что им хочется в очередной раз сказать: «Огромное спасибо!» И очень жаль, что порадовать их было особо нечем. Да, мне удалось взять «поул-позишн», не потерять лидерство на старте и потихоньку уехать от преследователей, показав лучший круг гонки (1:50.291), но Mazda Sport Cup – это соревнование командное, а не личное. После моей смены оставалось лишь наблюдать, как «Альпака Рэйсинг» вышла на первое место и сумасшедшими темпами уезжает от всех остальных.

По сложившейся традиции, машины на стартовой решётке основной двухчасовой гонки Mazda Sport Cup стоят с увеличенными интервалами. Сделано это во избежание контактов в первом медленном повороте

И даже остановка гонки, которая нивелировала отрывы, никак не сказалась на нашей итоговой позиции – из-за штрафа Stop and Go, наложенного на нашу команду за глупую ошибку (езда по синей линии на пит-лейн), лидеры объехали нас на круг, что лишило шансов на борьбу в эпилоге двухчасового заезда. Зато Станислава Грязина наверняка порадовала наша Мария Арзамасова, которая впитывала все его советы и вообще оказалась второй по скорости в коллективе «Пятница 13-е» со временем 1:58.9. Причём за рулём MX-5 с автоматом, которая априори медленнее, чем подготовленная Mazda MX-5 Aori.

Изначально планировалось три полуфинала, но из-за невозможности многих участников из уже сформированных команд попасть в конкретные даты их сделали два. Поэтому на подиуме финала в Смоленске оказалось всего 2 команды. Отрадно, что в составе обеих были представители «Авто Mail.Ru»!

Так или иначе, победила наиболее подготовленная команда, хотя стало очевидно – система отбора в Mazda Sport Cup нуждается в пересмотре. Известно, что некоторые особенно хитрые участники специально «занижали» результаты перед жеребьёвкой, чтобы попасть в более сильный коллектив. Как с этим будут бороться организаторы? Возможно, некоторые изменения внесут перед традиционной зимней гонкой MX-5 Ice Race. Но, стоит признать, «Альпака Рэйсинг» не зря выиграла поездку на трассу Лагуна-Сека – на коварное калифорнийское кольцо лучше ехать, имея за плечами приличный опыт. И рассказ об этом вы обязательно прочитаете на страницах «Авто Mail.Ru»!

Вадим Гагарин
Фотографии компании Mazda