Введение нового утилизационного сбора в России болезненно отразится на белорусских автопроизводителях и на стоимости автомобилей в Беларуси.
Президент России Владимир Путин подписал так называемый «утилизационный закон», и уже с 1 января 2014 года в цену всех автомобилей, произведенных в России и странах Таможенного союза, будет включена дополнительная плата за утилизацию «отходов, образовавшихся в результате утраты легковыми пассажирскими автомобилями, грузовыми автомобилями и автобусами своих потребительских свойств».
Фактически это аннулирует преимущество автомобильных производителей из стран ТС на российском рынке, ведь раньше утилизацию нужно было оплачивать только импортным автомобилям, а местные производители обязывались избавиться от продукции, пришедшей в негодность, самостоятельно. Такой подход вызвал острую критику со стороны ВТО, членом которой является Россия. И российские власти были вынуждены отступить, распространив утилизационный сбор на все автомобили, ввозимые в РФ.
Новый утилизационный сбор существенно ухудшит позиции молодого белорусско-китайского СП «БелДжи», которое неоднократно заявляло о намереньях продавать автомобили и на российском рынке. Сильный удар получит и белорусский гигант МАЗ, для которого Россия имеет существенный вес в общем объеме продаж.
Для простых белорусских покупателей новый закон, скорее всего, будет означать подорожание автомобилей. Недавно в ЕЭК уже заявили, что законодательство в странах ТС в области автомобильной утилизации следует гармонизировать, так что обе страны-союзницы в ближайшем времени будут вынуждены принять аналогичные законы. Российские автобренды, а также иномарки, собираемые в России и импортируемые в Беларусь, занимают до 50% отечественного рынка. Ценники на эти авто, а также на транспорт белорусской сборки в скором будущем могут серьезно измениться.
Фото: Getty Images