НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

На ГАЗ-66 — в ралли, или Современная история горьковской классики

17 сентября 2013 10:02
«Автомобиль высокой проходимости предназначен для перевозки грузов и людей в различных дорожных условиях», — сообщает заводская инструкция по эксплуатации ГАЗ-66. Перевозка людей и грузов? Не сегодня! Мы взяли «шишигу», чтобы поехать на ралли

Быстро темнело,
Дворник скрипел, лобовое стекло запотело.
Какая-то лампа моргала порой то и дело.
Фара горела.

Александр Васильев, «Чёрная Волга»

Выжимаю сцепление, поворачиваю крохотный ключик зажигания и стартер лениво прокручивает внутренности огромного бензинового мотора. Газку! V-образная «восьмёрка» взрывается рассерженным вскриком и затихает — двигатель работает неожиданно мягко и почти бесшумно. В кабину не проникает ни единого звука, ни единой вибрации... Номенклатурная Чайка? А вот нет! Мне довелось заводить ГАЗ-66 — легендарную «шишигу», чтобы вывести армейский грузовик на ночное штурманское ралли по территории Горьковского автозавода. И не стоит после этой фразы крутить пальцем у виска...

Ночное ралли — неотъемлемая часть мероприятия под названием «Ингосстрах Собрание классических автомобилей ГАЗ». Уже третий год подряд журналист, историк и ценитель советского автопрома Иван Падерин собирает фестиваль владельцев газовских олдтаймеров: в бывший Горький владельцы Волг, Чаек и других некогда выпускавшихся Горьковским автозаводом машин вывозят любовно отреставрированные экземпляры «горьковской классики», чтобы показать, как может (и должна!) выглядеть и ездить любая техника почтенного возраста. Никаких переделок, никакого тюнинга — только качественно восстановленные, максимально оригинальные автомобили марки ГАЗ.

Смотреть на старые газовские машины — одно удовольствие. Это как листать хорошо изданную энциклопедию истории России. ГАЗ-ММ? Сталин, суровые военные годы и радость долгожданной Победы. ГАЗ-21? Хрущёв, в космосе побывал человек, а страну застроили целыми районами новых, пускай и примитивных, коробок-домов. Волги, Чайки, грузовые газоны и внедорожные газики... Вся история нашей страны — в этих автомобилях. При этом никаких ворчливых смотрителей и запрещающих табличек: смотри, трогай, открывай, заводи! Можно и самому прокатиться, если за тебя поручится любой из членов Собрания. В общем, долго ли, коротко, на первую часть мероприятия, то самое ночное штурманское ралли по территории Горьковского автозавода, я выехал на машине — организаторы выделили великолепно отреставрированный ГАЗ-66Б.

<ul> <li>В 1964 году ГАЗ-66 пришёл на смену покорителю целины ГАЗ-63 (на фото — справа). Такая машина тоже участвовала в Собрании — достаточно просто посидеть за баранкой «шестьдесят третьего», чтобы понять, как далеко шагнула мысль советских инженеров за полтора десятилетия. И легенда, что «шестьдесят шестой» проигрывает по проходимости «шестьдесят третьему» — всего лишь легенда: глубина преодолеваемой снежной целины — 0,8 м у ГАЗ-66 против 0,45 м у ГАЗ-63; максимальный подъём на песчаном грунте — 22° против 4°...</li> <li>Прозвище «шишига» — сокращение от просторечного «шесят-шестой-газон». Реже встречается прозвище «гашиш» (от «ГАЗ шестьдесят шесть»), которым машину называли советские солдаты в Афганистане. Оттуда, кстати, все ГАЗ-66 вывели: у экипажа, сидящего над передней осью, при подрыве на мине не оставалось шансов выжить... </li> <li>ГАЗ-66 стал первым советским автомобилем, получившим Знак качества. Семейство этих автомобилей разошлось тиражом более 965 тыс. экземпляров, причём последняя машина покинула заводской конвейер 1 июля 1999 года (!)</li> </ul>

«Хочется, чтобы будущий воин, приступив к изучению, сразу же понял, что перед ним необыкновенный автомобиль», — представляла «машину повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны» рубрика «Будущему воину» из июльского номера журнала За рулём за 1976 год. Необыкновенный? Ещё какой! Вы попробуйте без предварительных тренировок вскарабкаться в высоко задранную, лишённую подножек кабину «шишиги». Понятно, что для рядового Советской Армии подобное упражнение было частью отмеренных мудрым командованием «тягот и лишений», которые, как известно, «солдат обязан переносить стойко и мужественно». Но человеку гражданскому, у которого позади — груз прожитых лет, а впереди — пивной живот, этот процесс точно покажется сложнейшим гимнастическим экзерсисом.

Итак, правую ногу — на скользкую от дождя ступицу колеса, левую — высоко задрать и закинуть в дверной проём, подтянуться на ободе рулевого колеса, затем протиснуться между рулевым валом и подушкой сидения... Готово! Теперь можно отдышаться, осмотреться и отгадать любимую загадку водителей ГАЗ-66 под названием «Найди рычаг коробки передач». Последний прячется позади водительского кресла, отчего «втыкать» передачи приходится неестественно выворачивая руку назад и вверх. Думаю, первокурсник медвуза удивился бы, что человек вообще располагает мышцами для подобных операций! И педали задраны слишком высоко, и сиденье откровенно примитивное...

Этот ГАЗ-66Б принадлежит коллекционеру Николаю Панули, одному из учредителей Собрания. Машина 1979 года выпуска относится к редкой категории авиадесантируемых «шишиг»: такой грузовик швартовали на специальной платформе, на кабину и грузовую платформу крепили по паре парашютов и «выбрасывали» из транспортных самолётов АН-12. Когда появились более вместительные «транспортники», необходимость в специальной версии ГАЗ-66 отпала
Всего было выпущено 400 экземпляров «летающих» грузовиков. Вместо цельнометаллической у него складная кабина с мягким верхом, разъёмными дверьми и съёмной рамкой ветрового стекла. Также предусмотрены специальные узлы для швартовки на платформе и крепления парашютов. Говорят, что одна машина может выдержать 3 прыжка, притом приземляется «шишига» благодаря «половинной» развесовке, не заваливаясь на переднюю ось

Но при всей ущербности своей эргономики управляется ГАЗ-66 отменно. Без иронии. Руль крутится легко (надо сказать спасибо редкому для машин Страны Советов гидроусилителю), реакции на действия баранкой острые и точные, а шасси очень собранное — повороты машина проходит образцово, ничуть не реагируя на неровности покрытия. Поменьше бы радиус разворота... Уже после первых контрольных точек стало понятно, что ралли мы провалили. Любой разворот — в несколько приёмов, любая ошибка — и снова долгие манёвры с обязательными комментариями в адрес конструкторов, так удачно расположивших рычаг коробки. А вокруг — бесценные Победы и Чайки, любую из которых можно и не заметить, пятясь назад.

В общем, мы не собирали контрольные точки, а просто колесили по ночному заводу, распугивая фарой-искателем стайки пижонистых Волг. ГАЗ — это отдельный город внутри города. Здесь есть улицы, бульвары, площади, присутствуют и непременные атрибуты урбанистического пейзажа — светофоры и дорожные знаки. Притом завод — это город контрастов: вот проезжаешь нарядные корпуса, где собирают Chevrolet и Volkswagen, а за следующим перекрёстком тебя встречают пустые ангары, в которых ещё недавно гремело производство... В таком месте особенно жутко встретить роскошный ЗИМ, выплывающий из-за обшарпанной стены неуклюжего строения. Откуда он здесь взялся? Ах, да, штурманское ралли...

ГАЗ остаётся одним из самых крупных в Европе автозаводов... по площади. В этих «авеню» и «стритах» (завод строился по американскому проекту) можно действительно заблудиться, чем и воспользовались организаторы Собрания, прокладывая маршрут ночного ралли

И это здорово, что местом проведения ралли выбрана именно заводская территория. Здесь есть ощущение настоящего города, куда автомобилям из другой эпохи дорога заказана. Но нет надобности гнаться за бешеным ритмом современного потока, нет необходимости отчаянно маневрировать и резко тормозить. Хотя «шишига» всё это, как оказалось, отлично умеет! Под утробное рычание «восьмёрки» гружёная книгами по истории автопрома и призовым шампанским машина разгоняется мощно, резво. А тормозит как вкопанная — нужно только привыкнуть, что вначале хода педаль неинформативно пустая. Умели! Могли! И плевать на запах бензина, крохотные щётки стеклоочистителей и никчёмную светотехнику — ГАЗ-66 не просто едет. Прёт.

Единственное, что не удалось оценить, так это легендарную проходимость «шестьдесят шестого». «Когда вы проедете через топи, пески, снега, поколесите по самым разным дорогам, тогда собственный опыт лучше всяких описаний объяснит, почему машина носит на кабине Знак качества», — обещал пожелтевший от времени журнал За рулём. Но ни топей, ни песков издатели нынешнего Собрания не предусмотрели — только асфальт разного качества. Может, на будущий год для полноприводных ветеранов следует организовать пусть небольшую, но «песочницу»? Пускай меряются клиренсом, пока Волги носятся по гоночному асфальту трассы Нижегородское кольцо, где традиционно проходит второй день мероприятия. Если, конечно, Gorkyсlassic сохранит горьковскую прописку.

Разрешите представить

Ингосстрах Собрание классических автомобилей ГАЗ — это 60 классических автомобилей 1932-1988 годов выпуска. И было бы неправильным не упомянуть самых ярких представителей «классического семейства».

Артиллерийский пикап ГАЗ-61. Осенью 1941 года таких машин на базе полноприводной «эмки» с 6-цилиндровым двигателем было построено только 36! Их использовали в качестве тягачей противотанковых пушек, а сформированные из ГАЗ-61-416 батареи были брошены на защиту Москвы. Этот тип машин считался полностью выбитым в боях. Однако из найденных в местах сражений остатков техники удалось восстановить этот уникальный образец
Фаэтон Чайка ГАЗ-14-05. Всего 15 таких автомобилей было построено с 1981 по 1988 год по заказу Министерства обороны СССР для торжественных парадных церемоний (о традициях парадов 9 мая и 7 ноября рассказывает материал <a href="/article/41605-geroi_sovetskogo_soyuza_istoriya_paradnyh_kabrioletov/" target="_blank">«Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»</a>). Рассказы про использование таких Чаек видными деятелями партии и государства — всего лишь домыслы: фаэтон принципиально не имеет задних и боковых окон и механизма крыши
Тягач противотанковых орудий ГАЗ-64. Отчасти «шестьдесят четвёртый» затерялся в тени своего «наследника» ГАЗ-67. Создан в рекордные сроки весной 1941 года, выпускался с августа. Основное отличие от поздней модели — узкая колея, что сыграло против «газика»: автомобиль не попадал в колею, пробитую грузовиками, и был недостаточно устойчив на косогорах. Кузов не требовал специальной оснастки и изготавливался из кровельного железа. Максимум два экземпляра модели сохранились до наших дней
Пожарная машина ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА. Непонятная сегодня аббревиатура ПМГ-1 — это Пожарная машина ГАЗ, первая модель. При этом шасси пожарной «линейки», которые собирал Миусский авторемонтный завод (г. Москва), тоже московского происхождения — с завода КИМ, столичного филиала Горьковского автозавода, где «отвёрточным» методом собирали «полуторки». На пожар автомобиль вывозил восьмерых огнеборцев, шестеро из которых восседали... на открытых скамейках позади кабины
Милицейские Волги ГАЗ-21 и ГАЗ-24. От своих «гражданских» сестёр по конвейеру милицейские «двадцать первая» и «двадцать четвёртая» отличаются только раскраской да комплектом спецоборудования. В остальном — ничего необычного: стандартные моторы и никаких форсировок! Поэтому со знаменитыми ГАЗ-23 и ГАЗ-24-24, которые щеголяли мощными V-образными моторами от Чайки, эти машины путать не стоит. Оба автомобиля принадлежат «коллекционеру-пенсионеру-милиционеру» Василию Скибе

Алексей Кованов
Фото автора и организаторов Собрания